Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 9 из 45)

бенности современного познания требуют зрелого методологического

сознания учёного и познания самой науки. Исследователи испытывают

постоянную потребность анализировать свою деятельность, соотносить

её приёмы и методы с применяемыми в других науках.

Само понимание методологии и её функций претерпело сущест-

венные изменения: узкий формально – логический подход сменился со-

держательным обогащением проблематики, включающей социокуль-

турное, гуманистическое измерение знания и познавательной деятель-

ности. Методологический анализ, являясь формой самосознания науки,

проясняет способы совмещения знания и деятельности, строение, орга-

низацию, способы получения и обоснования знаний. Выявляя условия

и предпосылки познавательной деятельности, в том числе философско-

мировоззренческие, методологический анализ превращает их в средства

осознанного выбора и научного поиска.

Существуют различные уровни методологии: конкретно-научная

методология со своими методиками имеет дело с техническими приё-

мами, предписаниями, нормативами, формирует принципы, методы

конкретно-научной деятельности, описывает и обосновывает их. На-

пример, методы меченых атомов в биохимии, условных рефлексов в фи-

зиологии, анкетирования в социологии и т. п.

Другой уровень – общенаучная методология как учение о прин-

ципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках,

соответствующих их предмету и объекту исследования. Это, например,

методы эмпирического исследования, такие, как наблюдение, измере-

ние, эксперимент; общелогические методы – анализ, синтез, индукция,

аналогия, дедукция и др., а также такие общенаучные методы, как мо-

делирование, идеализация, типологизация, сравнительный анализ, гер-

меневтический метод и др. Возникнув как приёмы и формы в творчест-

ве конкретных исследователей, они затем применяются другими учё-

ными в различных областях знания, т. е. получают научную и культур-

но-историческую апробацию, что даёт им право или статус выступать

в качестве всеобщих, или общенаучных, методов. Это приближает об-

щенаучную методологию к уровню философского анализа знания,

и тогда в качестве регулятивных принципов, методов и форм познания

выступают философские идеи, положения, способы умозрения и реф-

лексии, которые при определённых условиях могут быть применены

к изучению научно-познавательной деятельности. Единство общенауч-

ного и философского уровней является основой развития методологии

научного познания.

32

В своём развитии методология прошла две основные ступени

с соответствующими формами её выражения: на первой стадии (мето-

дология Нового времени – XVII–XVII в., основоположники: Декарт, Бэ-

кон, Локк, Лейбниц) для неё характерна была конструктивная, предпи-

сательная форма с поиском единого абсолютного метода, с идеей мето-

дологизма, которая несла в себе признание приоритетности признанно-

го универсальным метода перед теорией. Эта форма методологии про-

существовала почти до половины XX в. На смену ей пришла новая

форма, которую исследователи определяют как «дескриптивную», т. е.

описательную методологию, призванную анализировать и описывать

научную практику, выявляя устойчивые констелляции методологиче-

ских норм, возникающих в тех или иных познавательных ситуациях

(Б. И. Пружинин). Для нового типа методологии характерны следующие

признаки: отказ от универсального методологического нормирования,

предписания и набора абсолютных ключевых идей; идея историко-

культурной релятивности познания; идея эпистемологических разры-

вов; идея теоретической нагруженности опыта, факта; идея методологи-

ческого плюрализма; идея экстернализма в противоположность интер-

нализму, господствовавшему в установках прежней, предписательной

методологии. (Интернализм от лат. internus – внутри и экстернализм от

лат. externus – внешний – это оппозиционные течения в философии нау-

ки, сложившиеся в 30-х гг. ХХ в. и по-разному объясняющие роль и со-

отношение внутренних и внешних науке факторов). Интернализм ори-

ентировал на элиминацию (т. е. исключение) в научном процессе соци-

ально-политических и субъективных факторов и исключительное зна-

чение придавал преемственности научных идей, внутренней логике раз-

вития научных понятий и теорий, он создавал иллюзию, что наука раз-

вивается автономно, независимо от внешнего мира, развивается чисто

логически за счет своих внутренних собственных ресурсов.

Экстернализм, напротив, преимущественное внимание обращает

на роль социокультурных, экономических, политических факторов

и условий развития науки. Таким образом, и экстерналистский, и интер-

налистский взгляд односторонне преувеличивает роль и значение дей-

ствительно __________важных факторов развития науки, вместо того чтобы рас-

сматривать их во взаимодействии и диалектической взаимосвязи.

2.3. Взаимодействие методологии науки

с другими дисциплинами

Методология тесно взаимодействует с другими дисциплинами,

изучающими науку. Среди них одной из важнейших дисциплин, кото-

рая достигла наибольших результатов в накоплении фактического мате-

33

риала и в его анализе, является и с т о р и я н а у к и. В последние де-

сятилетия появилось немало обобщающих исследований, в которых

предпринимаются попытки взглянуть на историю науки с широкой ми-

ровоззренческой точки зрения – как на процесс развития, в котором

эволюционные периоды сменяются революционными.

В связи с этим заслуживают внимания попытки реконструкции

истории науки с помощью фактического материала, собранного истори-

ками науки. Здесь в первую очередь следует отметить книгу Т. Куна

«Структура научных революций», которая вызвала многочисленные

дискуссии как за рубежом, так и в нашей стране (Кун Т. Структура на-

учных революций. – М.: Прогресс, I975). Другой известный в этой об-

ласти исследователь И. Лакатос в ряде своих работ (История науки и её

рациональная реконструкция; Методология научных исследовательских

программ.) углубил и значительно уточнил проблему рациональной ре-

конструкции истории науки. Методология, как и философия науки в це-

лом, бесспорно, должна опираться на исследования историков науки.

В свою очередь, история науки не может обойтись без мировоззренче-

ских принципов, освещающих с широкой философской точки зрения

общие перспективы развития науки и духовной культуры в целом.

Можно поэтому согласиться с мнением И. Лакатоса, что история науки

без философии слепа, а философия без истории науки пуста.

Следующей дисциплиной, с которой тесно взаимодействует мето-

дология, является л о г и к а н а у к и. Применяя принципы и методы

современной формальной логики, которую теперь называют символиче-

ской, или математической, логикой, методология тщательно исследова-

ла структуру научного знания, методы его формализации, способы ло-

гического вывода в разных типах суждений и т. д. Следует заметить, что

логика науки ограничивается лишь анализом существующего, налично-

го знания и не затрагивает вопроса о генезисе, происхождении и полу-

чении нового знания. Как справедливо заметил финский логик

Г. Х. Вригт, «формальная логика традиционно имела дело с концепту-

альными построениями статического мира» [17; с. 516]. (Для анализа

научного знания логика науки первоначально использовала средства

традиционной формальной логики, а в дальнейшем – исключительно

методы математической логики). Поскольку знание выражается с по-

мощью языка, то в современной логике науки непосредственно рас-

сматривается не знание в целом, а только форма его выражения, т. е.

язык науки.

Научные языки строятся на базе обычного, естественного языка,

но отличаются от него значительно большей точностью и строгостью.

Так как естественный язык развивался прежде всего в целях коммуни-

кации, то его совершенствование происходило по линии лёгкости об-

34

щения между людьми. Поэтому в нём отсутствуют жёсткие правила по-

строения языковых выражений, многие правила специально не форму-

лируются, хотя и подразумеваются, из-за чего могут возникнуть недора-

зумения. Чтобы исключить подобные случаи, логика науки для по-

строения и анализа научных языков использует формальные дедуктив-

ные методы математики, в частности аксиоматический способ построе-

ния теорий, который использовал ещё Евклид для построения элемен-

тарной геометрии. Таким образом, непосредственным предметом логи-

ки науки является язык науки – определённое множество правил по-

строения и дедуктивного вывода в формализованных языках, которые

имеют общезначимый характер. И это вполне понятно, так как законы

логики не зависят от конкретного содержания мыслей, которые выра-

жены с помощью высказываний.

Исследованием общих закономерностей развития науки как осо-

бого социального института занимается с о ц и о л о г и я н а у к и.

Она анализирует, прежде всего, такие внешние факторы, влияющие на

её возникновение и развитие, как потребности материального производ-

ства, состояние техники и культуры в обществе, общий духовный кли-

мат в нём. Социология науки также изучает формы организации науч-

ной деятельности, способы и формы научной коммуникации и т. п.

Все перечисленные научные дисциплины взаимодействуют друг

с другом, взаимообогащают друг друга. Однако базой методологии и её

пробным камнем является научно-познавательная реальность, т. е. ре-

альность конкретных научных исследований и их результатов, выра-

женных в текстах, статьях, монографиях и т. п.