Смекни!
smekni.com

Методы научных исследований 2 (стр. 1 из 45)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

М. П. Завьялова

МЕТОДЫ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2007

2

УДК 165(075.8)

ББК 87я73-1

З – 13

З – 13

Завьялова М. П.

Методы научного исследования: учебное пособие. – Томск:

Изд-во ТПУ, 2007. – 160 с.

Учебное пособие посвящено проблемам методологии научно-

го познания, в том числе классификации способов и методов, кото-

рые являются специфическими для науки и отличают её от других

способов постижения реального мира. Обращается внимание на пе-

рестройку философских оснований анализа существующего знания

и способов его формирования в условиях современной науки. Под-

робно рассмотрены вопросы, касающиеся сущности научного иссле-

дования, его структуры, уровней и соответствующих методов; выяс-

няется специфика методов социально-гуманитарного познания,

представляющая особый интерес для будущих исследователей.

Пособие подготовлено на кафедре культурологии и соци-

ального сервиса ТПУ, соответствует __________программе дисциплины

и предназначено для студентов специальности 100103 «Социаль-

но-культурный сервис и туризм».

УДК 165(075.8)

ББК 87я73-1

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским

советом Томского политехнического университета.

Рецензенты:

А. П. Моисеева – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой

культурологии и социальной коммуникации ТПУ;

Е. А. Найман – доктор философских наук, профессор философского

факультета ТГУ.

© Томский политехнический университет, 2007

3

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного

познания, т. е. тем методам или способам познания, которые являются

специфическими для науки и отличают ее от других способов, форм

и приемов познания и постижения реального мира. К последним отно-

сятся не только художественное освоение мира, но и обыденное,

а также другие вненаучные формы познания.

В рамках самой методологии принято различать, во-первых, ме-

тоды анализа существующего научного знания и, во-вторых, методы

получения научного знания, которые называют методами научного ис-

следования. Именно последние представляют наибольший интерес для

будущих специалистов. Хотя они не могут заменить талант

и творчество, тем не менее служат важным подспорьем в процессе по-

иска истины, организации и контроля исследования. В настоящем учеб-

ном пособии мы сконцентрировали внимание именно на методах науч-

ного исследования, попытались систематизировать их, выделить и оха-

рактеризовать основные научные методы, раскрыть основания и усло-

вия оптимального применения данных методов в исследовательской

практике. В определенном контексте построена структура пособия.

В первой части (темы 1, 2, 3) рассматриваются базовые гносеоло-

гические проблемы – исходные принципы теории познания, понятия

объекта и субъекта познания в классической и современной трактовках.

Дается представление о процессе формирования предмета и про-

блемного поля философии и методологии науки, которое достаточно

широко. Это выявление идеалов, предпосылок и оснований науки, про-

яснение понятий и принципов, специфики различных форм деятельно-

сти и знания, выяснение отличия науки от других форм деятельности,

особенностей __________механизмов развития, специфика роста научного знания.

Эти проблемы философии науки исследовались не только зарубежными

учеными, но и многими отечественными специалистами.

Это позволило построить предлагаемое пособие на основе иссле-

дований, проведенных отечественными авторами, такими как

П. П. Гайденко, В. С. Степин, В. А. Лекторский, П. В. Копнин, И. Т. Ка-

савин, В. П. Кохановский, Л. А. Микешина, В. А. Штофф, А. К. Сухо-

тин, А. И. Уваров, А. Ф. Зотов, Г. И. Рузавин, В. С. Швырев, В. В. Ми-

ронов, Г. В. Федотова, А. Л. Никифиров, А. Н. Огурцов, Г. В. Ушаков,

Б. И. Пружинин и др., и на главных плодотворных идеях и концепциях

зарубежных авторов, таких как Г. Гадамер, Э. Гуссерль, Г. Х. фон Вригт,

В. Дильтей, И. Валлерстайн, К. Маркс, К. Поппер, П. Рикер, И. Лакатос,

Г. Фоллмер, П. Фейерабенд, К. Хюбнер, М. Шелер и др.

4

В пособии научное знание и познавательная деятельность рас-

сматривается с позиций социокультурного подхода, т. е. как социально-

историческое явление. Такой подход необходим потому, что современ-

ная наука, преодолевающая традиционные представления классической

науки, все чаще изучает социальные и культурно-исторические факторы

в качестве необходимых предпосылок своего развития.

Проблема современной методологии научного исследования пред-

ставлена в наибольшей по объему, второй, части пособия (темы 4, 5, 6, 7, 8),

где выделены и обсуждаются понятие и структура научного исследова-

ния, его этапы, уровни, методы и способы исследовательской деятель-

ности, особенности научного знания. Как начало любого исследования

описаны проблемная ситуация и собственно проблема со всеми ее при-

знаками; осуществляется классификация методов по уровням познания

– эмпирическому и теоретическому.

Тема 8, завершающая пособие, посвящена социально- гуманитар-

ному знанию, нераздельному с культурой, обществом в целом, что и оп-

ределяет особенности этих областей знания и их исследовательских ме-

тодов. Для философии познания и методологии науки существует необ-

ходимость обращаться и к методам и формам знания в естествознании,

и к приемам и операциям социально-гуманитарных наук. Именно по-

следние располагают изначальным опытом включения в научное знание

ценностных, мировоззренческих ориентаций субъекта, исторических

и антропологических проблем познавательной деятельности. Рассмот-

рено современное представление о предмете, структуре и функциях со-

циально-гуманитарных наук, соотношение в них понимания и объясне-

ния, методологические принципы анализа текста как первичной данно-

сти гуманитарных наук и др.

Пособие написано на основе многолетних исследований автора,

основные идеи и положения разработаны и апробированы как в ряде

теоретических монографий, статей, так и в методических рекомендаци-

ях и программах по теории познания, философии и методологии науки.

В пособии дан список базовой литературы по философии и мето-

дологии науки и словарь.

5

Тема 1

ПОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ

ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1.1. Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы

1.2. Проблема объекта и субъекта познания

1.3. Понятие знания и его типы

1.4. Проблема источника знания: сенсуализм и рационализм, трансцен-

дентализм, иррационализм

1.5. Классическая концепция истины и её альтернативы

1.1. Гносеология (теория 1103 познания„):

исходные принципы и проблемы

Великий немецкий философ И. Кант поставил первым в ряду тех

вопросов, которые составляют предмет философских размышлений, – во-

прос «Что я могу знать?». Действительно, решение человеком других фи-

лософских проблем – о том, как ему жить и действовать в этом мире, на

что он может рассчитывать и надеяться и т. п., – во многом зависит от то-

го, что именно человек знает и может знать о мире, о себе, о других лю-

дях, об обществе. Поэтому проблема познавательных возможностей чело-

века такая же древняя, как и сама философия. С давних пор в философии

сложился целый круг вопросов, относящихся к человеческому познанию:

о сущности этого процесса, его условиях и закономерностях, о соотноше-

нии знания и познаваемого предмета и т. п. Спектр подобных проблем и

составляет содержание философской теории познания – гносеологии (от

греческого гносис – знание и логос – учение) или эпистемологии (от греч.

эпистеме – знание). Обычно это слово употребляется как синоним термина

«гносеология», хотя многие авторы относят к эпистемологии философ-

ский анализ научного познания.

Следует подчеркнуть, что гносеологию интересуют в первую оче-

редь самые общие и необходимые признаки и закономерности познава-

тельной деятельности, независимо от того, кем и в каких конкретных

условиях она осуществляется. Задача ее состоит в том, чтобы дать пре-

дельно общее представление о познании составить его целостную кар-

тину, свободную от деталей и частностей. Понятно, что для этого гно-

сеология должна исследовать самые различные способы познавательной

деятельности, начиная с повседневной житейской практики и кончая

сложнейшими формами научного или мистического познания. Правда,

исторически сложилось так, что философия долгое время интересова-

лась в первую очередь научным познанием, считая его образцом всякого

6

познания, и поэтому пыталась экстраполировать его специфические

черты на иные формы познавательной деятельности. Этот недостаток во

многом не преодолен и в современной гносеологии, хотя сейчас и про-

исходит расширение ее предметного поля за счет анализа вненаучных

способов познания и выявления все большего числа реальных факторов,

которые «вписывают» познание в широкий контекст социокультурного

бытия человека.

Познавательная проблематика присутствует так или иначе в лю-

бом философском учении, хотя и проявляется в разной мере: гносеоло-

гический акцент сильнее заметен в тех случаях, когда философия тра-

диционно ориентируется на науку, считает ее своим эталоном (напри-

мер, марксистская философия, позитивизм и постпозитивизм и др.);

слабее познавательная проблематика представлена в тех философских

течениях, которые критически относятся к возможностям науки (на-