Церковный комплекс Бон-Жесус-ду-Конгоньяс
Год включения в Список всемирного наследия: 1985
Этот церковный комплекс, построенный во второй половине XVIII в. в штате Минас-Жераис к югу от Белу-Оризонте, состоит из церкви с роскошным интерьером в стиле рококо, наружной лестницы, украшенной статуями пророков, и семи часовен, посвященных остановкам на пути к месту распятия Христа. Их многоцветные скульптуры работы Алейжадинью, которые являются яркими примерами оригинальных экспрессивных форм искусства барокко.
Исторический центр города Салвадор-ди-Баия
Год включения в Список всемирного наследия: 1985
Бывший в 1549-1763 гг. первой столицей Бразилии, Салвадор-ди-Баия стал местом смешения европейской, африканской и американской культур. Начиная с 1558 г. город был первым невольничьим рынком в Новом Свете, где торговали рабами, привозимыми для работ на сахарных плантациях. В городе сохранилось большое число выдающихся зданий в стиле Возрождения. Особенностью старой части города являются постройки разных цветов, имеющие интересную штукатурную лепнину.
5.2 Этнографическое наследие и археологическое наследие
Заселение территории
Археологические находки у Серра-да-Капивара указывают на возможное прибытие людей около 50 тысячелетия до н. э., но свидетельство все еще подвергается сомнению некоторыми исследователями. Эти свидетельства указывают или на переправу через Берингов пролив (в этом месте не всегда была вода, ранее существовал Берингов перешеек) намного раньше, чем до того считалось, или, что более вероятно, на морской маршрут заселения Америки.
На северо-востоке Бразилии около Сан-Раймунду-Нонату на территории 40000 кв. км. найден целый ряд памятников доисторического искусства, которые представляют собой как цветные рисунки, так и контурные изображения. Цветные рисунки найдены около подножья вертикальных прибережных скал и в пещерах. Высеченные контурные изображения находят и на отдельных скалах у входов в пещеры. Некоторые галереи состоят более чем из тысячи изображений, но большинство включают от 10 до 100 фигур. Это по большей части антропоморфные изображения. Люди представлены на ходу, некоторые фигуры составляют очень динамичные композиции, хотя их интерпретация тяжела.
Археологические раскопки установили приблизительную хронологию расселения на этой территории и развития древнего искусства. Самый древний период — Педра-Фурада (Pedra Furada) делится на четыре последовательные фазы. Появление искусства обычно относят к периоду Педра Фурада I (около 46 000 года до н. э.), в археологических слоях этого периода уже найдены фрагменты скал с цветными отметками. Высеченные контурные изображения появляются только в последней стадии (Педра Фуада IV, около 15000 года до н. э.).
Значительная миграция из Азии происходит около 14-10 тысячелетия до н. э., хотя точные даты снова неизвестны. Переселенцы, которые прошли через Берингов перешеек, достигают Америки, возможно смешиваясь с местным населением. Первые останки человекоподобного существа в Бразилии относятся к 11 тысячелетию до н. э., к которому относят известного «человека Лагоа-Санта» (homem de Lagoa Santa), найденного в селении Лапа-Вермелья (Lapa Vermelha, в районе Лагоа-Санта, штат Минас-Жерайс) (по другим данным его возраст намного больший, до 20 тыс. лет)[источник не указан 481 день].
Многие исследователи считают, что строение тела этого человека не отвечает монголоидным чертам переселенцев из Азии, а потому она принадлежит к первой волне переселенцев. Самыми близкими потомками этой группы считаются индейцы Огненной Земли. Следует отметить, что наличие этой первой волны переселенцев все еще подвергается сомнению некоторыми исследователями.
Почти все археологические свидетельства, которые дошли до нас, принадлежат к периоду после 6000 до н. э., уже после азиатской волны миграции. Бразильские индейцы, в отличие от индейцев Мезоамерики и западных Анд, не имели письменности и не создавали каменных памятников, а влажный климат и кислый грунт уничтожили почти все материальные следы их культуры, кроме древесины и костей. Потому почти все, что известно о истории этой территории до 1500 года, известно из анализа небольших археологических артефактов, таких как например керамика и каменные наконечники стрел.
Бразилия после волны переселенцев из Азии
Самые известные остатки доколумбовских обществ — большие насыпи ракушек (sambaquís), найденные в некоторых прибрежных местах, которые были беспрерывно населены более 5000 лет, и большой груды «чёрной земли» (terra preta) в нескольких местах Амазонии, которые считаются древними кучами мусора. Недавние раскопки таких груд в среднем и верхнем течении Амазонки открыли остатки некоторых очень больших поселений, которые содержали десятки тысяч домов и указывали на сложный социальный и экономический состав общества.
Примечательным памятником доколумбовой культуры в Бразилии является Серра-да-Капивара, где обнаружены не только памятники наскального искусства, но и признаки развитого сельского хозяйства, свидетельствующие о плотной заселённости этих мест в древности.
Хотя некоторые авторы указывают на возможные контакты представителей Старого Света с территорией Бразилии до 1500 года, большинство историков считают эти гипотезы недоказанными или даже конспиративными теориями.
Общество во время прибытия европейцев
Инструменты
Самые ранние бразильские народы использовали кость и струганные каменные инструменты и оружие, подобные тем, что были найдены на всей территории Америки в то время. Со временем они были заменены полированными каменными инструментами.
Копья и луки использовались для охоты, ловли рыбы и военных действий. Ловля рыбы также проводилась с помощью костяных рыболовных крючков, сетей и яда.
Керамика
Керамика появилась очень рано, самые ранние керамические изделия в Америке найдены именно в Амазонии, что может указывать на возникновение цивилизации в этом месте и культурное распространение с юга на север, в противовес более ожидаемой тенденции. Бразильские гончары использовали сложные материалы (например, микроскопические кварцевые иголки, полученные из определенных пресноводных губок), изготовляя прекрасные утилитарные и церемониальные сосуды, с сложным резным и окрашенным орнаментом. Тем не менее, им не были известны гончарный круг и стеклоподобная глазурь.
Эволюция стилей керамики в разных местоположениях указывает на сложные процессы внутренней миграции и замены народов. В частности, возможно, что индейцы тупи-гуарани — которые до 1500 были главной этнической группой на восток от Анд — возникли как небольшое племя в Амазонии, и мигрировали до своей новой территории — от Центральной Бразилии до Парагвая — где-нибудь в первом тысячелетии н. э.
Экономика
Возможно, первые индейские народы Бразилии существовали за счет охоты, рыболовства и сбора плодов. В некоторых местах они развили технологию сельского хозяйства. Некоторые продукты (например, кукуруза) были завезены из более развитой цивилизации Западных Анд, тогда как маниока, которая стала главным продуктом питания для многих народов, как считается, была распространена здесь.
Бразильские индейцы не имели одомашненных животных, которые могли бы использоваться для транспортирования или земледелия, потому сельское хозяйство осуществлялось полностью ручной силой. Оно включало выкорчевывание джунглей, чтобы расчистить участок земли, сжигание древесины для получения минеральных удобрений, сев и сбор урожая. Обычно две или три культуры высаживались вместе. Поля часто покидались и снова использовались.
Бразильские индейцы изготовляли алкогольный напиток, каиум, из перебродившей кукурузы или маниоки — традиция, которую они, возможно, завезли из Анд вместе с сельским хозяйством.
6.Современная художественная культура
6.1 Тип художественной культуры
Культура Бразилии начала формироваться и формируется по сей день как смесь разнообразных исторических традиций народов, составляющих бразильскую нацию.
Африканское влияние заметно в бразильской популярной музыке, особенно в ритмичной самбе. Помимо африканских ритмов, бразильская музыка находилась под влияниям вальса, польки, хоты — европейских музыкальных жанров, привезённых колонизаторам и переселенцами. Пример подобного смешения — музыка бразильского композитора-классика Эйтора Вилла-Лобоса, который использовал в своих произведениях африканские, индейские и португальские мелодии.
В современной бразильской музыке сочетаются ритмы самбы и североамериканских и британских популярных песен. Танцевальное искусство неразрывно следовало на протяжении всей истории Бразилии за музыкой. Популярный танец самба — не единственное проявление танцевальной культуры Бразилии. Бразильские танцоры всегда внимательно изучали и использовали танцевальные находки и традиции крупнейших школ мира, одновременно объединяя их с национальной самобытностью танца, что создало поистине неисчерпаемый источник для креативности и самовыражения. Среди самых знаменитых школ танца Бразилии — балет «Стажиум» (Stagium) и «Группа Корпу» (Grupo Corpo).
Современная бразильская кухня представляет собой гастрономический синтез, сформировавшийся под влиянием европейской, прежде всего португальской, индейской и африканской кулинарных традиций. Кулинарное наследие Португалии сегодня отражается в гуляшах, приготовленных в одном горшке, в жареном на гриле мясе и сладких десертах на основе яиц, а также в навыках приготовления сыров и копчении мяса. Португальское влияние также заметно в использовании таких ингредиентов, как соленая треска, чеснок, оливки, айва и миндаль. Кулинарные традиции американских индейцев, первоначальных жителей континента, наблюдаются в обычаях приготовления продуктов, характерных для Южной Америки. Африканские рабы, завезённые в Бразилию в XVII веке для работы на сахарных плантациях, привезли с собой пальмовое масло, кокос, сушеные креветки, плантейн, бамию и оригинальные африканские рецепты.Например Фейжоада-блюдо из фасоли, мясных продуктов и фарофы (маниоковой муки). Позднее, золотая лихорадка, а также резиновый и кофейный бум способствовали притоку иммигрантов из Италии, Германии, Китая и Японии и их кулинарных традиций. Кроме этого, кухня каждого региона Бразилии имеет свои особенности, сформированные историей и географическим положением.