Reisados
Reisados представляют собой серию из 24 фольклорных пьес, среди которых самой популярной является Вumba-Meu-Boi (Бумба-мой бычок). Тема пьесы - несчастья быка, которого богатый скотовод похитил, чтобы улучшить свое стадо.
Chegancas
Cheganca - это фольклорная история, которая ставится во время рождественских праздников. В нем речь идет о прибытии морем мавров, их разгроме и обращении в христианскую веру.
Pastoris
Pastoris берут начало от хоровых рождественских песнопений перед скульптурными или живописными изображениями сцены рождения Христа, исполняемых в канун Рождества. Сегодня за ними стоит вековая история. Участники уличного шествия идут параллельными колоннами, которые по цвету одежды различаются на "синие" и "красные". В каждой колонне представлены традиционные персонажи: учитель, Диана - прелестный ангел, цыганка, старик, комедиант, "Северная Звезда", "Южный Крест". Девушки-пастушки поют и играют на тамбуринах в сопровождении гитар и соло на духовом инструменте.
Ranchos
Cреди наиболее примитивных форм карнавала, отмечаемого в Рио-де -Жанейро, находятся ranchos, торжественные и романтические любовные истории, исполняемые танцорами под ритмы марша. Каждый год пишутся новые ranchos, и их исполняют танцевальные группы из разных районов Рио, которые соревнуются между собой за признание зрителей и награды. От Ranchos произошли современные школы самбы.
Архитектура
Бразильская архитектура колониального периода сформировалась под влиянием португальской, но была адаптирована для тропического климата. Больше всего образцов этого стиля сохранилось в церквях и монастырях старинных городов, особенно в Оуру-Прету, первой столице бывшей провинции, а теперь штата Минас Жерайс. После открытия золота в Бразилии этот город дал начало бразильскому барокко. Характерными чертами этого стиля были аскетичные фасады зданий, декорированные стетаитом, использовавшимся вместо европейского мрамора. Наиболее выдающимся представителем этого стиля является Антонио Франсиско Лисбоа, Алейжадиньо. Оуру-Прету был тщательно отреставрирован и перешел под охрану государства как национальное достояние Бразилии, а теперь включен ЮНЕСКО в список городов, являющихся мировым достоянием.
Своим появлением в Бразилии стиль неоклассицизма обязан архитектору Гранжану де Монтиньи, который посетил Бразилию в 1816 году в составе французской художественной миссии. Он спроектировал ряд зданий в Рио-де-Жанейро и возвел архитектуру в ранг академической дисциплины. В дальнейшем, начиная со второй половины ХIХ века и до начала нынешнего, бразильские архитекторы испытали большое влияние французской архитектуры. Одним из примеров архитектурного стиля Ар нуво является квартал Вила Пентеадо в Сан-Паулу, строительство которого началось в 1902 году. В 1929 году в Бразилию приходит стиль Ар деко, ярко проявившийся в линиях здания А Ноите, построенного в Рио-де-Жанейро. С тех пор, не теряя связей с такими новаторами из других стран, как Ле Корбюзье во Франции и Франк Ллойд Райт в США, бразильская архитектура идет своим путем. В настоящее время она привлекает всеобщее внимание как одна из самых оригинальных. Темпы и объемы городского строительства в течение последних тридцати лет способствовали появлению исключительных возможностей для гармоничного сочетания общественных и функциональных задач с художественным оформлением. Эта тенденция особенно наглядно проявилась в тематике IV Международной архитектурной биенале, прошедшей в Сан-Паулу в 1999 году, посвященной новым архитектурным решениям урбанистических проблем больших городов. В результате появились не только необычные сооружения, но и целые города и пригороды.
Период модернизма в бразильской архитектуре начинается со строительства в 1930 году в Сан-Паулу "современного" дома про проекту выходца из России Грегори Варшавчика. Прекрасными примерами этого архитектурного стиля, начиная с 40-х годов, являются здания аэровокзала Сантос Дюмон, построенного по проекту братьев Роберту, и Министерства юстиции в Рио-де-Жанейро; жилые дома в микрорайоне Педрегульо близ Рио, построенные по проекту Аффонсо Рейди, Музей современного искусства в Сан-Паулу и церковь в Пампулье, город Белу Оризонти, построенные по проекту Оскара Нимейера, а также Музей Современного искусства в Рио-де-Жанейро, спроектированный Аффонсо Рейди и построенный в 50-х годах.
Несомненно, самым известным примером современной бразильской архитектуры стала столица, город Бразилиа, где воображению архитектора была дана полная свобода. Лусиу Коста выполнил проект генерального плана города, а Оскар Нимейер спроектировал основные здания. Эти проекты стали первыми вехами новой массовой архитектуры. Среди основных зданий, спроектированных Оскаром Нимейером в Бразилиа, следует отметить Дворец Итамарати (Министерство иностранных дел Бразилии) с его высокими бетонными арками и водным парком; Кафедральный собор в Бразилиа в виде концентрического пучка возносящихся вверх ланцетовидных опор, который многие считают шедевром Нимейера. Нимейер был одним из проектировщиков здания ООН в Нью-Йорке и здания штаб-квартиры компартии в Париже.
Здания сами по себе не могут создать эстетически прекрасную и гармоничную городскую среду. Параллельно с новыми смелыми концепциями в архитектуре в Бразилии развивалась школа пейзажистов во главе с Бурле Марксом, которая ставила своей задачей уравновесить фасады из бетона и стекла освежающей зеленью садов и парков. В результате своей деятельности во многих городах Бразилии Бурле Маркс завоевал международный авторитет. Образцы его творчества можно встретить сегодня в садах и парках по всему Американскому континенту и Европе.
Капоэйра
Капоэйра - это стилизованный танец ритуализированной борьбы, исполняемый под свою собственную музыку. Этот типично бразильский танец зародился в городе Салвадоре, столице штата Баия, явившись синтезом танцевального и военного искусств бразильцев. В его основе лежит один из борцовских стилей Анголы. На начальных этапах рабовладения между неграми постоянно вспыхивали ссоры, и, когда за этим занятием их заставали хозяева, обычно наказывались оба драчуна. Рабы считали это несправедливым и придумали маскировку - стали использовать музыку и танец, чтобы скрыть истинный характер драки. По прошествии времени борьба усложнилась, превратившись в по-настоящему атлетический вид спорта. Борцы могут наносить друг другу удары, используя только ноги, ступни, пятки и головы (пользоваться руками запрещено). Противники передвигаются, быстро кувыркаясь, крутясь и опираясь руками об пол. Музыкальная группа, аккомпанирующая капоейре, играет на беримбау - деревянной дуге, к обеим концам которой прикреплена металлическая струна, а в нижней части привязан крашеный сосуд из тыквы для усиления звука. Музыкант трясет дугу и стучит монеткой по хорошо натянутой металлической струне, в результате чего получается неповторимый звук, похожий на стон.
Керамика и скульптура
Самой популярной продукцией больших ярмарок на северо-востоке страны являются керамические и глиняные изделия, многие из которых представляют собой настоящие скульптуры. Некоторые местные умельцы известны не только среди бразильских фольклористов, но и в художественных кругах за пределами Бразилии. Многим известны такие имена, как Северино, который работает с необожженной (неглазурованной) глиной; Местре Виталино, самый известный народный скульптор, может быть потому, что он ставит подпись на своих произведениях; Зе Кабокло из города Каруару, главного центра фольклорной скульптуры штата Пернамбуку. В керамике запечатлены сцены повседневной жизни, животные (лошадь, петух и бык Зебу), не говоря о религиозных образах (святые и священники).
Сегодня скульпторы следуют традициям, оставленным туземной культурой, существовавшей в районе Амазонки задолго до прибытия португальцев в ХVI веке. По крайней мере, четыре культурные традиции стали известны благодаря керамическим поделкам. Например, традиция, сохранившаяся на большом острове Маражо, в устье реки Амазонки. Здесь изготавливают изящно декорированные вазы. В районе Сантарена индейцы изготавливают урны и игасабас (погребальные урны), украшенные удивительными доспехами с фигурками животных, преобразуя амазонскую фауну в интригующие фантазии в стиле барокко с участием людей и животных. В культурах кунани и марака (штат Пара) также присутствует интересная скульптура.
Теленовеллы
Бразилия также является крупным производителем и экспортером теленовелл, собирающих широкую зрительскую аудиторию в Латинской Америке, Европе, Африке, Китае, России а таже в других странах мира. Самая популярная бразильская теленновелла - "Рабыня Изаура": в Китае последнюю серию этой новеллы смотрели 600 тыс. зрителей.
Заключение
Бразилия имеет перспективы и ресурсы для развития таких видов туризма как познавательный, рекреационный, спортивный, деловой и оздоровительный. То, что туризм является активно-развивающейся отраслью, лишний раз доказывает, что в скором будущем именно эта отрасль будет приносить стране большую часть своего национального дохода, что в настоящее время пока не достигнуто.
Самобытность Бразилии во многом обусловлена сочетанием активного развития в направлении индустриализации с одной стороны и крайне серьезного отношения к защите окружающей среды — с другой. На данный момент в стране открыто 134 заповедника, в каждый из которых можно отправиться на экскурсию, находясь на отдыхе в Бразилии. Пышная растительность и уникальный животный мир этих мест создают ощущение полного единения человека с природой.