Нерест крупного (килограммового и выше) карася продолжается недолго, одно-два утра, но если удастся попасть на него с кастинговой сетью, то улов весьма порадует.
Место для броска здесь порой определяется не только по всплескам, но и по косвенным признакам: по шевелению торчащих над водой стеблей водных растений, по так называемым «усам», которые образует на поверхности воды неглубоко плывущая крупная рыба, по мелким рыбешкам, во все стороны выпрыгивающим из воды (мальки не разбираются, мирная или хищная рыбина к ним подплывает).
Нерест карпа схож с карасиным, но карп – более осторожная рыба и часто нерестится на более удаленных от берегов мелководьях, поросших водной растительностью. Поэтому подбираться к нему лучше на лодке, соблюдая максимальную тишину.
Чтобы поймать кастинговой сетью форель, надо очень хорошо знать ее повадки. На неглубоких и быстрых реках с прозрачной водой днем не стоит и пытаться добраться до этой рыбы, а надо лишь приметить ее возможные ночные стоянки – места с относительно спокойной водой, расположенные за торчащими из воды валунами и камнями, там, где течение разбивается на две струи с тихой заводью между ними.
Ночью, желательно лунной, рыбак медленно и осторожно бредет по колено в воде, по очереди обходя такие места. Каждый заброс должен быть безупречным, шанса на вторую попытку уже не будет. Порой за всю ночную рыбалку удается забросить снасть не более десятка раз, и две-три крупных форели – очень даже неплохой результат. Иногда в качестве прилова попадаются окуни-горбачи, непонятно что делающие на быстрине.
Когда небольшие форелевые реки вздуваются от дождей и вода становится совершенно непрозрачной, форель ловят и днем, вслепую, выбирая для забросов у берегов места с наиболее слабым течением.
Наставка («топтуха», «абажур»)
Наставку недаром называют в некоторых местах «абажуром», она действительно напоминает данный предмет интерьера, несколько увеличенный. Только вместо ткани проволочный каркас обтянут слабо посаженной двухрядной сетью, так, чтобы ряжа была снаружи, а дель внутри. Наставку набрасывают издалека на нерестящуюся или замеченную в траве рыбу, которая бросается от плеска упавшей снасти в сторону и запутывается в сетевом мешке, образующемся в ячейке ряжи.
Иногда «абажур» делают без продольных металлических ребер, пришивая сеть к двум обручам диаметром 1–1,2 м, причем верхний изготовливается из полой пластмассовой трубки (или обрезка жесткого шланга) и работает как поплавок, а нижний согнут из тяжелого металлического прутка и опускается на дно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОВЛИ ПОДЪЕМНИКАМИ, ЛОВУШКАМИ,КАСТИНГОВЫМИ СЕТЯМИ
Как уже не раз упоминалось, единых правил, регулирующих, что можно, а что нельзя в любительской рыбалке, в России не существует. В разных регионах они различны, и снасти, разрешенные в одних местах, в других находятся под строжайшим запретом.
Замечено, что чем богаче регион ценными видами рыб (осетровыми, лососевыми, сиговыми), тем более суровы правила, и наоборот. В областях густонаселенных, где водоемы испытывают большую рыболовную нагрузку, ловля сетевыми орудиями тоже зачастую очень сильно ограничивается.
Вот, например, как относятся к ловле ловушками и захватывающими снастями Правила рыболовства в Северном рыбохо-зяйственном бассейне (Республики Коми и Карелия, Архангельская, Вологодская, Кировская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ). Беру для примера именно эти правила, потому что утверждены они приказом Минсельхоза РФ относительно недавно, в апреле 2007 года, и отражают современное положение дел. Следует учитывать, что регион весьма богат лососевыми и сиговыми рыбами, и потому сочинявшие правила люди излишним либерализмом не страдали.
Итак: на европейском севере России можно ловить без разрешений и лицензий (переметы, ставные сети, невода, бредни и ловушки для раков и крабов я опускаю):
ручными подъемниками и «пауками» диаметром до 2 м;
вентерями и мережами длиной всего устройства не более 3 м, диаметром ловушки не более 1 м, в количестве не более 3 штук у одного гражданина;
фитилем с открылком длиной менее 2 м, не более одной штуки у одного гражданина;
«сеткой-малявочницей» размером не более 1,5 х 1,0 м для отлова живца.
Не густо… Но если приобрести лицензию или получить разрешение в районной инспекции рыбоохраны, возможности для ловли расширяются. Лицензированным рыболовам-любителям можно дополнительно применять:
мережи, имеющие длину крыла (крыльев) не более 10 м;
вентери (верши) с длиной стенок не более 10 м, улавливающего устройства не более 5 м и диаметром не более 1 м, в количестве не более 2 ловушек у одного гражданина;
ловушки для подледного лова миноги и налима.
Любопытно, что саки и наметки в правилах северного бассейна вообще не упомянуты, ни среди разрешенных снастей, ни среди запрещенных. Однако любое умолчание в правилах толкуется в пользу рыбинспектора – все снасти, что не упомянуты как разрешенные, запрещены. Но в других регионах чиновники Минсель-хоза не забыли про эти снасти. Например, в Ленинградской области еще, в 1989 году принятые правила (однако ж до сих пор действующие!) разрешают без лицензий и разрешений ловлю наметками на ограниченном числе водоемов, равно как и саками диаметром до 1 м.
Кое-где применяются и более старые подзаконные акты – например, постановление Совмина РСФСР, датированное аж 1958 годом и запрещающее реализацию сетевых орудий лова в тех регионах, где ловля ими не разрешена правилами.
Особенно прославилась в этом отношении Калужская область: местные суды активно используют упомянутое постановление, преследуя торговцев, рискнувших продать сеть или вершу. Доводы о том, что в 1958 году не существовало водоемов, находящихся в частной собственности, не действуют: пусть ты сам обустроил пруд и развел в нем рыбу, но купить вершу или бредень и не мечтай, лови удочкой, коли уж никто не сподобился отменить устаревшее постановление. И отправиться из Калужской области на рыбалку в Карелию или другой регион, где ловля сетевыми орудиями не возбраняется, калужским рыбакам во всеоружии затруднительно…
Газета «Рыбак рыбака», прославившаяся своим непримиримым отношением с сетям, ратует за распространение опыта калужан в использовании постановления 1958 года на всю страну. На страницах упомянутой газеты освещалась, например, история калужской частной предпринимательницы Виноградовой, имевшей несчастье продать две верши, «экран» и «косынку» на общую сумму аж 636 рублей и схлопотавшей в результате 14 ст-ю. Административного кодекса (незаконная продажа). Мало того, неугомонные газетные деятели напечатали образец заявления, адресованного в милицию и призывающего применить пресловутое постановление полувековой давности. Дескать, господа читатели, как только увидите продающуюся сеть – тут же сигнализируйте куда следует. Остается лишь надеяться, что далеко не все рыбаки, читающие газету, мечтают о лаврах Павлика Морозова и прочих прославленных стукачей.
Впрочем, не все так плохо в нашей стране. В Англии, например, при нужде вытаскивают из архивной пыли вовсе уж допотопные акты… Например, одному британскому любителю несказанно повезло – выудил в Темзе осетра, первого за век с лишним. Но 30-килограммовая рыбина тут же была конфискована местными властями на основании никем не отмененного закона XVI века! Все пойманные в английских водах осетры должны отправляться к королевскому столу, и никак иначе.
Так что можно порадоваться, что «Рыбак рыбака» не вспоминает указы Петра I, боровшегося с хищническим ловом. В них, помнится, виновные подлежали смертной казни…
У многих существует стойкое убеждение, что рыболовам-любителям ловля сетевыми орудиями во время нерестового хода и нереста категорически запрещена везде и всюду. Это не совсем так. Упомянутыми выше сачками и наметками разрешен, к примеру, лов идущей на нерест корюшки. Или вот цитата из тех же правил Ленобласти, касающаяся выдачи любителям разрешений на лов сетями, бреднями и ловушками: «По согласованию с управлением „Севзап-рыбвод“ разрешение может быть выдано и на нерестовый период для целей мелиоративного отлова малоценных видов рыб».
Естественно, кроме ограничения по снастям, действуют еще и запреты по срокам ловли, и по отдельным участкам водоемов, и ограничения нормы вылова, и минимально допустимые размеры для выловленной рыбы каждого вида…
В общем, прежде чем отправиться на водоем с мережей или «пауком», внимательно изучите правила: что в ваших краях разрешается, а что нет. Иначе вместо удовольствия и свежей рыбы результатом рыбалки может стать немалый штраф. Причем деньги возьмут за каждый экземпляр в отдельности, независимо от его размера и веса.
Вот как штрафуют в Санкт-Петербурге и области:
осетр -8350 руб;
семга, лосось – 1250 руб;
форель, сиг, судак, карп, щука,
минога, сазан – 250 руб;
рак -42 руб;
лещ -25 руб;
окунь -17 руб;
Плотва, ерш, пескарь, карась и другие рыбы, не попавшие в список, отдельными штрафами при незаконном вылове не облагаются, но все равно придется заплатить 500 рублей за нарушение и расстаться со снастью, а то и с лодкой.
Так что, напоследок, совет: рыбачьте по правилам.
И – УДАЧИ НА ВОДОЕМАХ!
[1] Возможно, Н. М. Михайлов несколько преувеличил возможную глубину ловли. Пять метров – все-таки слишком глубоко для подобной снасти, рыба будет успеет уйти при подъеме.