Смекни!
smekni.com

Рыбалка. Нестандартные виды ловли ч1 (стр. 5 из 13)

На Дону иногда используют для ловли сомов верховой перемет, то есть протянутый над поверхностью воды, его привязывают на обоих берегах реки к каким-либо деревьям или большим кустам. Насадкой служит крупная лягушка, проколотая крючком за бедро – так, чтобы она плавала по поверхности, привлекая своими движениями вышедшего на ночную охоту сома.

Жерличный перемет

Впервые эта снасть, совмещающая достоинства и жерлицы и перемета, была описана классиком рыболовной литературы Л. П. Сабанеевым в «Рыболовном календаре»:

«Делают еще перемет таким образом: веревка, поддерживающая нити, предварительно вываренная в масле или просмоленная для предохранения от гниения, пускается на поверхность воды совершенно свободно, не в натянутом положении, для чего ее продевают сквозь пробки, размещенные на известном одна от другой сообразно с тяжестью веревки расстоянии.

Такая наплавная веревка закрепляется наглухо на обоих берегах, на причалах – заостренных колышках, воткнутых в землю. Каждая нить с грузом и крючком (леса) привязывается к поплавку. Поплавок состоит из рогульки, продетой сквозь большую пробку. На раздвоенном конце рогульки, в самом углу рожков, прикрепляется уравновешивающий груз, который держит весь поплавок в вертикальном положении простым, нераздвоенным концом вверх. Несколько выше груза до того, как рожки начнут расходиться, привязывается наглухо леска, так, чтобы у нее оставался свободный конец длиной немного более 70 см. На конце этом привязывается крепкая палочка; в самой середине и несколько отступя от нее на леске делается глухая петля диаметром меньше половины длины палочки. Таким образом образуется захлестка, при помощи которой можно удержать поплавок на любом месте наплавной веревки.

Ненужный запас лесы наматывается на оба конца рогульки известным уже способом (цифрою 8, так, чтобы рожки были в центре обеих половинок), а действующий конец ее с грузом и наживленным крючком опускается в воду. Этот конец может быть закреплен наглухо к одному из рожков рогульки соединительным узлом или же защемлен в расщеп рогульки, смотря по тому, входит ли в расчет предварительно несколько утомить рыбу. Надводный нераздвоенный конец рогульки для отметки снабжается флагом».

Казалось бы это идеальная многокрючковая снасть для ловли щуки, значительно превышающая уловистостью описанный выше щучий продольник. Однако в наше время рыболовы описанный жер-личный перемет не используют. Причина, надо полагать, в том, что снасть получается по сравнении с обычным переметом более громоздкая, сложная в изготовлении и эксплуатации. Гораздо проще растянуть на щуку продольник. Выставить десяток-другой жерлиц на кольях не менее трудоемкая задача, чем обустройство жерличного перемета, но колья можно вбить произвольно, в местах наиболее вероятных хваток, в то время как жерличный перемет располагается лишь по прямой.

Впрочем, существует тип водоемов, где лишь жерличный перемет (несколько иной конструкции, чем описанная Сабанеевым) обеспечит вам хороший улов щуки. Имеются в виду мелководные и сильно заросшие водорослями озера и проточные пруды с толстым слоем ила на дне. Спиннингисты ловить на таких водоемах избегают, презрительно именуя их «болотом», но любители ловли на живца не прочь поохотиться за изобилующей там щукой-травянкой.

На подобном «болоте» однажды мне пришлось ловить два сезона – так уж сложились жизненные обстоятельства, что другие водоемы стали практически недоступны. Весной, в начале лета и осенью (после опадения водной растительности) ловля щук особых затруднений не доставляла – хищницы вполне исправно попадались и на блесну, и на живцовые снасти.

Но летом, в жару, озерцо зарастало водорослями по всей площади, зеленые подводные джунгли поднимались до самой поверхности воды, и лишь кое-где среди них оставались свободные окна площадью 1–2 квадратных метра (относительно свободные – дно в них тоже сильно зарастало, но водоросли заканчивались в метре от поверхности). Поначалу удавалось осторожно подплывать к этим «окошкам» на надувной лодке и забрасывать в них поплавочную удочку с насаженным живцом – щука, если стояла поблизости, хватала незамедлительно. Затем и такая ловля стала невозможной: сквозь зеленые заросли лодке приходилось буквально продираться, медленно и с трудом, весла запутывались в сплошном переплетении стеблей, шумно плескали, – и напуганная рыба уходила.

Щука, тем не менее, продолжала активно кормиться, невзирая на летнюю жару, – очевидно, разыскивать мелочь в столь густых зарослях ей было непросто.

Жерлицы оказались неудобны – в илистом дне колья практически не держались. Пришлось вспомнить про описанный Сабанеевым жерличный перемет, несколько модернизировав его. Основой конструкции стал стометровый наплавной шнур, применяемый при сборке ставных сетей (достаточно большую положительную плавучесть ему обеспечивает пенопласт, помещенный внутрь оплетки), растянутый поперек водоема, от берега до берега – так, чтобы пересечь как можно больше «окошек». Специальные рогульки для снасти не изготовлялись, в удобных местах к шнуру были прикреплены обычные летние жерлицы и 2–3 щучьих кружка (последние привязывались короткой леской за утолщение, венчающее нижний конец штырька). Поводок с живцом опускался неглубоко, на 3040 см от поверхности.

Снасть себя вполне оправдала, щуки попадались регулярно (после 3-4-й ловли перемет натягивался в другом месте). Единственное выявившееся неудобство – заглотавшие живца щуки ныряли в гущу водорослей и так там метались, что порой очень трудно было выпутать леску и достать хищницу, намотавшую на себя огромный ком травы. Иногда, если два «окна» с опущенными в них жерлицами оказывались поблизости друг от друга, и на обоих крючках сидели щуки, то они умудрялись перепутать две размотанных лески и создать из них и большого количества водорослей весьма замысловатую конструкцию.

Поэтому более эффективно оказалось присматривать за переметом в период утреннего и вечернего жора, подплывая на лодке через 2–3 минуты после хватки. Поклевка определялась с берега по переворачиванию кружка или сотрясению шнура в том месте, где привязана жерлица.

Практика показала, что лучшим живцом для такой ловли является голец (не тот, что из семейства лососей). Эта рыбка достаточно живуча даже в жару, к тому же не любит открытой воды и активно пытается укрыться в зарослях, привлекая щуку. Окуньки и плотвички, используемые для насадки, иногда закручивали поводки вокруг плавучего шнура, с гольцами же таких казусов не случалось.

«Перетяжка» для ловли форели

Ручьевая форель (пеструшка) – рыба очень осторожная, даже пугливая. Достаточно легкого шума или упавшей на воду тени, чтобы форель прекратила охоту за мелкими рыбешками и насекомыми и скрылась в убежище – под камнем, под свисающим в воду кустом и т. д.

Однако в темноте пеструшка теряет значительную часть своей осторожности (форель весьма прожорлива и кормится сутки напролет, в том числе и ночью). В этом свойстве форелей мне пришлось убедиться еще в детстве – в Абхазии, на крохотной речушке с ледяной водой, сбегавшей с гор. Там водились форели, но днем клевали на удочку лишь небольшие, с чайную ложечку размером. А на оставленную на ночь удочку порой попадались вполне весомые экземпляры.

«Перетяжка» явно ведет свое происхождение от «перетяги» (она же «тюкалка») – многокрючковой снасти, которой ловят два рыбака с двух берегов реки при помощи двух спиннингов. Однако «тюкалку» трудно применять на узеньких речках с хрустально-прозрачной водой и открытыми берегами, – рыба видит ловцов и не спешит хватать приманку. В таком случае выручает «перетяжка» – небольшой перемет, выставляемый на ночь поперек речки. Шнур (леска диаметром 1 мм) натянут над водой, с него свисают поводки длиной 1–1,2 м и диаметром 0,35 мм (там, где водятся крупные форели, – толще), так, чтобы крючки находились в верхнем слое воды. Так как ловля производится в нешироких местах, много поводков не бывает – 5–6 штук, редко 10 и больше. Расстояние между ними – 1,5–2 м. Крючки N 7 и крупнее (согласно отечественной нумерации) выбираются самые прочные, с кованым сгибом. Иногда на сильном течении в 20 см от грузила ставится маленькое грузило-дробинка.

Насадкой обычно служит красный навозный червь, на реках Ленинградской области бывает удачен лов на 3–4 рачка-бо-коплава (добываются со дна и из-под камней марлевым сачком).

Лодку для выставления «перетяжек» не используют, растягивают их или вдвоем с двух берегов, перекинув через речку леску с привязанным грузом, или в одиночку, вза-бродку в резиновом костюме (вода в форелевых речушках даже летом ледяная).

Порой при установке снасти кажется, что никакой рыбы в насквозь просматривающейся речушке нет, и все труды останутся напрасными. Смущаться кажущимся безрыбьем не стоит, поутру можно обнаружить на крючке неплохую пеструшку. Больше одной форели на «перетяжку» попадается редко, и если снастей немного, то имеет смысл осматривать их с фонарем 3–4 раза за ночь, снимая добычу и возобновляя насадку.

Поскольку форелевые речки замерзают только в очень сильные морозы, редкие при нынешнем глобальном потеплении, ловля «перетяжками» продолжается и зимой, на более глубоких местах и так, чтобы насадка находилась недалеко от дна.

Яруса (морские переметы)

Ярусами называются длинные, порой до нескольких километров в длину, наживляемые переметы, используемые в морях в основном для промыслового лова.

Хотя большая часть промысловых уловов доставляется сетными орудиями: неводами, тралами, сетями, – однако крупные и проворные хищные рыбы, особенно в прозрачной воде, легко уходят из сетных орудий, отпугивающих их.