Смекни!
smekni.com

Рекреационный потенциал и перспективы развития рекреации и туризма в Алтайском крае (стр. 6 из 10)

Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и другие.

Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.

Таких совпадений очень много, более четырех сотен. Приведенные схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерского и алтайской семьи языков. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь.

В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых еще можно увидеть во всем многоцветии традиционную культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.[13]

Традиционные праздники и игры, в которых во всем своем великолепии представлены архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что он попал в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное измерение.

Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.

Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он находится на стыке формирования многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.

Тысячелетиями находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов, Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

На протяжении многих лет в Республике Алтай сформировались несколько туристских центров, которые поделены на районы.[13]

Майминский район — самый маленький по площади район Горного Алтая, но, в то же время, он наиболее популярен среди туристов, благодаря своей близости к Алтайскому Краю и более высокому уровню развития инфраструктуры и транспортной сети по сравнению с другими районами.

Плотность турбаз, спортивно-туристических комплексов и баз отдыха в этом районе выше, чем в остальных. Развиваются существующие турбазы, возникают новые объекты туризма.

Чемальский район является одним из наиболее освоенных в туристском плане, благодаря своей доступности, благоприятными климатическими условиями, живописному уникальному ландшафту и культурно-историческим объектам. Число туристов, ежегодно посещающих район, превышает численность местного населения раз в двадцать. Но туристический потенциал района далеко не исчерпан. Здесь есть широкие возможности для развития экологического и этнографического туризма, массового и лечебно-оздоровительного отдыха.

Предки человека современного типа жили на территории Горного Алтая много сотен тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют найденные археологические материалы. Самой древней стоянкой первобытных людей на территории Республики Алтай является уникальный памятник Улалинка.[13]

Улалинский рыхлый вал расположен на восточной окраине города Горно-Алтайска, на левом берегу р. Улалинки, от которой и получил свое название. Площадь 0,3 га. Входит в состав западных отрогов хребта Иолго.

В культурном верхнем слое найдены каменные изделия эпохи позднего палеолита, тогда как нижний слой оказался намного древнее первого. Здесь обнаружено несколько сотен орудий, изготовленных из желтовато-белого кварцита, реже из камней черной кремнистой породы. Большинство находок представляет собой грубо расколотые гальки.

На первой стадии исследований время формирования вала определялось следующим диапазоном - от 40 до 300 тыс. лет. Однако при дальнейшем исследовании Улалинский вал был датирован в пределах 1-1,5 млн. лет. Все это определило Улалинскую стоянку в разряд самых древних памятников Алтая и древнейших археологических объектов Сибири. В 1978 г. получил статус памятника природы Горного Алтая.

К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок на пещерных стоянках: Денисова пещера, Усть-Канская пещера, а также раскопок на стоянках открытого типа Кара-Бом, Усть-Сема и многих других.

Также в регионе большое количество археологических памятников, которые привлекают все большее и большее число туристов.[13]

В целом, палеолитические памятники показывают, что Горный Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу.

В конце IV тыс. до н.э. в истории Горного Алтая заканчивается эпоха камня и начинается новый период - эпоха палеометалла.

Первым металлом была медь, а затем появляется бронза. Медь и бронза стали широко использоваться древними алтайцами в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Археологические памятники палеометалла относятся к афанасьевской и каракольской культурам.

Афанасьевские памятники представлены могильниками, поселениями и культовыми памятниками: Балыктыюль, Ело, Ело-Баши, Нижний Тюмечин, Семисарт, Первый Межелик, Кара-Коба, Большой Толгоек и другими. Наибольший интерес вызывают погребальные памятники этой культуры, которые представляют собой оградки - кромлехи.

Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами данной культуры являются прямоугольная ограда - кладбище, каменные ящики и полихромные рисунки на плитах ящиков.

Уникальное культурно-историческое наследие:

а) имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба, связанные с Алтайским краем: И. Пырьев, В. Шукшин, Г. Титов, В. Золотухин, М. Евдокимов, Н. Рерих, П. Паллас, А. Гумбольдт, А. Брем и др. Десятки тысяч людей собирает ежегодно в конце июля Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, основные торжества которого принимает гора Пикет в селе Сростки. Традиционный праздник народного творчества и спорта «Земляки» проходит ежегодно в родном селе Евдокимова М.С. – Верх-Обском;

б) многочисленные памятники, связанные с историей освоения региона разными народами, историей столкновений и взаимодействия цивилизаций и культур на территории Алтая. В крае наличествуют и активно посещаются туристами культурно-исторические памятники и культурные ресурсы макрорегионального, общероссийского и мирового уровня (например, пещера Аю-Таш (Денисова пещера), Сентелекский комплекс «Царский курган», Колыванско-Змеиногорский горнорудный комплекс);

в) наличие базовой инфраструктуры (сети организаций культуры и искусства) для «культурного» туризма. В настоящий момент на территории края идет формирование системы музеев-заповедников в формате современных культурных парков.[13]

2.5 Этнографические ресурсы

Этнографический блок наследия представлен, главным образом, предметами материальной культуры и религиозного культа, а также богатейшим фольклором, обрядами и прочее. К этому же блоку относятся природные объекты, имеющие мировоззренческое значение.

Среди памятников старины особое внимание занимают каменные изваяния (каменные бабы). Они подразделяются на несколько культурно-хронологических групп: эпохи бронзы, скифского времени, древнетюркские изваяния.

На территории Южной Сибири и Монголии широко распространены скульптурные изваяния воинов, высеченные из мрамора или гранита. Каменные изваяния находят на территории от Монголии до Восточной Европы. Они оставлены населением, некогда проживавшим на необозримых просторах Центральной Азии, Сибири и создававшим свои мощные, некогда цветущие, государства.

Каменные изваяния широко распространены и на территории Горного Алтая. Они создавались местным населением на протяжении многих веков. Все они разные, от грубо отёсанных каменных глыб, надгробных камней или просто каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты и до настоящих произведений скульптуры, таких как изваяние «Кезер Таш», некогда возвышавшееся посреди Курайской степи. Технические приёмы ваяния и применяемые инструменты, по всей видимости, были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии, Семиречья. Обычно левая рука воина лежит на наборном поясе с кинжалом, правая рука держит чашу. Изучая каменные изваяния алтайских гор, можно узнать о сложной мировоззренческой системе, характерных приёмах каменотёсного искусства. Обычно каменные изваяния стоят вблизи древнетюркских поминальных оградок. Подобных оградок на территории Алтая зафиксировано более 3000, хотя их счёт может исчисляться многими тысячами. Особой монументальностью поминальные оградки отличаются в соседней Монголии. Там имеются глинобитные оградки с башенками, зданием, каменными фигурками людей, львов, баранов.[6]

Как правило, алтайские оградки и храмы древнетюркских каганов сопровождают ряды вертикально установленных камней - балбалов, которые установлены в один ряд в направлении востока и в конце заворачивают налево, в направлении севера. Поминальные храмы Алтая окружены прямоугольным валом и рвом.

О назначении балбалов единого мнения не существует. Большинство учёных предполагает, что балбалы ставились у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, сражённых самим погребённым. Но есть и предположения, что число поставленных у могил камней прямо соответствует числу лиц, принимавших участие в похоронах или, что балбалы ни что иное, как коновязные столбы.