Смекни!
smekni.com

Этнографический туризм в Хабаровском крае (стр. 2 из 10)

Осознание важности сохранения исчезающих культур аборигенов, страдающих от экспансии западной культуры, побудило ООН объявить в 1993 г. Международный Год коренных народов мира, а с 1994 г. Международное Десятилетие коренных народов мира. В этой связи развитие этнотуризма с изучением и развитием традиционной и современной культуры коренных народов Севера и Дальнего Востока России приобретает не только познавательноенаучное, но и, главное,- высокое гуманистическое звучание. Ибо исследование самобытных и- неповторимых культур малочисленных народов Севера как составной части общечеловеческой культуры связано с магистральными этико-нравственными проблемами современности - сохранением этнического разнообразия мира, его возрождением и дальнейшим развитием[9].

Международное Десятилетие коренных народов мира приближается к завершению. Приходит время подведения определенных итогов. На границе тысячелетий становится все отчетливее заметно изменение отношение к традиционной культуре. Мир все более приходит к пониманию того, что наследие - это не только источник ностальгического воспонимается о прошлом и возможность эстетического наслаждения произведениями искусства, созданными великими мастерами предшествующих поколений. На рубеже веков формируется новое представление о наследии как одном из важнейших факторов развития современной культуры, выживания народа, его адаптации к условиям быстро меняющейся окружающей среды.

Ещё недавно, когда говорили о наследии, то имели в виду, прежде всего, материальные памятники истории и культуры – архитектурные сооружения, предметы археологии, этнографические объекты. Вне поля зрения специалистов оставались многие культурные ценности, в том исторические технологии, издавна сложившиеся стереотипы поведения, отношение к окружающей среде, традиционные системы ценностей и т.п. Традиции - это хороший стабилизатор для национального самосознания, направленный в противовес инновациям. Традиции коренных жителей Севера препятствуют вестернизации с ее потребительским отношением к природным богатствам, эгоистичным типом мышления. До сих пор кое-где сохраняются старые взгляды на национальную культуру, когда ученые или чиновники (за редким исключением), будучи сами представителями иной культуры, определяют ценность наследия того или иного народа, диктуют место и формы его сохранения, возможности его адаптации к современному образу жизни. Такой подход явно ущербен, он не может обеспечить ни сохранения ценности среды обитания, ни роста самосознания народа как цельной культурной общности.

Сегодня уже многие осознали необходимость изменения взгляда на национальное культурное наследие и предпринимают усилия для сохра­нения и возрождения традиционной культуры с учетом современных реалий[2].

Различные маршруты этнографического, исторического, экологиче­ского, приключенческого, экстремального туризма с посещением архео­логических и исторических памятников, а также спортивная рыбалка, охота, безусловно, могли бы заинтересовать не только отечественных, но и зарубежных туристов и, прежде всего, туристов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ранних европейских путешественников-исследователей поразило (и современных ученых удивляет) сочетание сложности и утонченности в предметах материальной и духовной куль­туры, социальной организации и мифологии, в искусстве и религии ко­ренных жителей Дальнего Востока. Многие элементы культурного на­следия северян нашли отражение в различных областях искусства - му­зыке, декоративно-прикладном творчестве, танцах, в духовной и лечеб­ной практики[3].

Участие органов местного самоуправления совместно с обществен­ными организациями коренных малочисленных народов Севера в реали­зации комплексной программы развития туризма в Хабаровском крае, в том числе на территориях традиционного природопользования, позво­лило бы обеспечить трудозанятость населения. В свою очередь, трудозанятость населения будет способствовать восстановлению многого из утраченных технологий традиционных промыслов, используемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества коренных малочисленных народов Севера, улучшению материального благосос­тояния граждан.

Рассматривались многие идеи по развитию этнотуризма в Хабаровском крае, такие как экскурсии, ярмарки, музеи под открытым небом, но возникает основная проблема о финансировании. Для привлечения финансовых средств, безусловно, необходимы инициатива граждан, руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, инвестиционные программы, координация усилий и средств различных ведомств и организаций, в том числе средств массовой информации. Необходима государственная поддержка в виде материальных стимулов для проживания населения в особо сложных географических и природно-климатических условиях[2].

Организация туризма с привлечением инвестиций, безусловно, способствовала бы развитию инфраструктуры мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, позволила бы реально обеспечить условия для полноправного экономического, социального и национально- культурного развития народов, занять им достойное место в интеркультурном пространстве современного мира. Увеличение собственных доходов бюджетов органов местного самоуправления за счет поступлений от туристической деятельности в свою очередь будет способствовать проведению государственной национальной политики на местах, развитию исторического и культурного наследия коренных малочисленных народов Севера[4].

С этой целью следует создать определенную нормативную базу, по­зволяющую принимать решения, помогающую устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера, обеспечивающую получение достойных отчислений в бюджет местных органов самоуправления. В законодательной базе следует предусмотреть введение налоговых льгот для привлекаемых в туристский бизнес российских и иностранных ин­весторов.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с обществен­ными организациями коренных малочисленных народов Севера и СМИ по развитию этнотуризма должны строиться на принципах паритетно­сти, взаимной открытости и поддержки. Органы местного само­управления должны уделять необходимое внимание:

проведению разъяснительной работы по вопросам государствен­ной политики, работе органов власти с руководителями общественных организаций коренных малочисленных народов Севера;

привлечению общественных организаций и СМИ к проведению социологических исследований.

Предстоит многое сделать для достижения главной цели социаль­ной политики Российской Федерации, провозглашающей создание усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населе­ния, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг и гарантий необходимого жизнен­ного уровня..

Предстоит принять меры по реализации прав в области развития экономики, рынка труда и повышения уровня жизни населения, соци­альной защиты, промышленной и экологической безопасности и др. об­ластях. Среди указанных мер - развитие малого предпринимательства, предупреждение возможных негативных последствий вступления Рос­сии в ВТО, подготовка кадров для сферы этнотуризма и пр.

Результативность работы будет более заметной, если органы самоуправления смогут осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера, туристическими и иными общественными, в том числе некоммерческими организациями. В свою очередь общественные организации при наличии собственных идей и энтузиазма могли бы внести существенный вклад в развитие этнотуризма в Хабаровском крае.

Сохранение и развитие северной уникальной цивилизации, а также её носителей- коренных малочисленных народов, неразрывно связано с устойчивым развитием Севера, сохранением самой жизни на его огромных пространствах. Для России решение проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является не только важной социально- экономической, но и политической задачей, учитывая современную геополитическую ситуацию в Дальневосточном регионе [2].

1.3 Проблемы современного этнографического туризма

Изучение культуры горожан в этнографической науке в СССР развернулось в 50-е годы. Наиболее регулярно город и городское население в отечественной этнографии стали объектом исследования со второй половины 60-х годов. Именно тогда наиболее четко были сформулированы отдельные проблемы этнографии российских городов, прежде всего проблемы этнодемографии, городской культуры и быта, хозяйства горожан, этнических процессов на современном этапе. Тогда же в исследовании народной городской культуры была сформулирована важная в научном плане задача выявления общеэтнической и собственно городской специфики культуры и быта изучаемого населения. Были поставлены конкретные задачи по изучению городской культуры разных исторических периодов. В исследованиях этнографии городов с этого времени стали широко использовать историко-сравнительный метод и его разновидность в виде историко-генетического метода, а также методы классификации, типологии, статистического анализа, научного описания. В основном эти исследования развернулись в отношении этнографии русского городского населения и преимущественно в городах европейской части России. Что касается восточного, т.е. сибирского региона России, то здесь местными учеными как раз была пробита брешь в изучении этнографии городского населения в том смысле, что объектом исследования стали не только горожане русской национальности, но и городские казахи, немцы, татары и представители и группы других народов[3]. Отечественная этнография постепенно поворачивается лицом к городской тематике и имеются существенные достижения в этой сфере научных поисков, но и через 40 лет активной работы по этнографическому изучению городов и городского населения остается много совершенно неисследованных или далеко не полностью исследованных регионов России. Тематически горожане, их этническая история и культура изучаются часто не по полной программе. Более всего опубликовано работ по материальной культуре (в основном по поселениям, жилищам, хозяйственным строениям, одежде), по семейному быту и семейным обрядам, по народным праздникам по современным этническим процессам, по этнодемографии. Требует дальнейшей разработки постановка новых проблем, использование новых источников и методов, а также освещение историографических аспектов в этнографии городского населения. Также, городская часть большинства народов и национальных групп России так и не является основным объектом современных этнографических работ. В настоящее время проблемами в изучении городского населения стали история его формирования, складывания и динамики национального состава населения городов, а также другие аспекты этнодемографии. А отсюда еще одна проблема - классификация городов не только по фактам первоначального и последующего их назначения (военно-оборонительные, торговые, промышленные, административные и т.д.), по социальному составу и т.д., но и с учетом этнодемографических и этнотерриториальных аспектов[4].