Здесь позволим себе отступление с целью показать, с одной стороны, противоречивость многих положений того времени, а с другой - политику двойных стандартов государства. Дело в том, что в рассматриваемый период (как и в течение всего советского времени), имело место тенденция, о которой более подробно будет сказано ниже. Суть ее заключалась в том, что в СССР не могло быть понятие «спортсмен-профессионал», а люди, реально занимавшиеся спортом и участвовавшие в соревнованиях, формально числились лицами других «официальных» профессий, чаще всего тех структур, к которым относились соответствующие команды. Наши спортсмены, де-факто являясь профессионалами (поскольку отдавали спорту подавляющую часть своего времени, сил и энергии), де-юре не признавались советским руководством профессиональными спортсменами. Власть предержащие однозначно трактовали спорт как, пусть важное, но — хобби; спорт мог иметь только любительский статус. Профессиональный спорт признавался чертой буржуазной (следовательно — антагонистической) системы, но только не советской. Исходя из этого, советские спортсмены в качестве основной должны были иметь профессию, напрямую не связанную со спортом. Совершенно понятным было то, что по своей «основной» специальности спортсмен реально не трудился, но, формально числился на номинальном рабочем месте. Одной из форм проявления этой особенности и, одновременно ее генератором являлся принцип ведомственной принадлежности спортивных команд, в том числе и футбольных. Так, к примеру, команды ЦДКА, ЦДСА, ЦСКА, как известно, являлись клубами вооруженных сил; «Динамо» - органов внутренних дел, «Локомотив» - ведомства путей сообщения и т.д. Футболисты, выступавшие за команды двух первых обществ, получали воинские или милицейские звания, а выступление за эти команды для футболиста призывного возраста шло в зачет срочной воинской службы. Заработную плату спортсмены получали, естественно, так же как, работники этих организаций. Но почему-то при вынесении дисциплинарных санкций про данный порядок забывалось, и спортсмены подвергались взысканию именно по спортивной линии, как спортсмены-профессионалы. В рассматриваемый период вышеуказанная тенденция проявлялась со всей наглядностью и с особым своеобразием.
В 1956 году сборная СССР впервые в своей истории завоевала золотые медали Олимпийский игр по футболу. Через 4 года их соперниками по финалу вновь стали югославы. На этот раз игра носила чисто спортивный характер, и ни о каком политическом противостоянии не могло быть и речи. Через 2 года советские футболисты приняли участие в Чемпионате мира 1958 в Швеции. [206]
Победы на международной арене, вне всякого сомнения, благотворно повлияли на дальнейшее развитие этой игры у нас в стране.
Во многом это было следствием улучшения всей системы физической культуры. Говоря о данной сфере и, в целом социальной политике партийно-государственного руководства в 50-60-е годы, необходимо подчеркнуть, что в это время происходило не только повышение материального благосостояния населения (хотя и с известными трудностями), но и положительные изменения в духовном состоянии и культурном уровне советских людей. «Оттепель» в духовной сфере была вызвана, главным образом, раскрытием правды о «культе личности» и связанным с ней некоторым моральным оздоровлением общества.
К примеру, на Ставрополье спорт именно в эти годы стал главной составной частью жизни населения края. Значительный рост футбольного движения произошел в сельской местности. Для футбольных коллективов из сел Ставропольского края был организован турнир на Кубок телевидения. В этих соревнованиях могли принимать участие и многие другие команды со всего Ставрополья. Под эгидой ДСО «Урожай» ежегодно проводились первенства и всевозможные кубки среди различных возрастных групп.
Ветеран ставропольского футбола В.Б. Рыбаков вспоминает: «Только в 1959г. в соревнованиях среди сельских команд приняли участие более 120 коллективов физической культуры, что свидетельствовало о подъеме уровня развития футбола в крае. О том, что класс этих соревнованияй был достаточно высок, говорит тот факт, что данные матчи обслуживали самые квалифицированные судьи Ставропольского края. В их числе были арбитры Всесоюзной категории Ю.М. Шевяков и Н.И. Василегин».[207]
В последующие годы большую работу по развитию футбола проводили также в ДСО «Буревестник», «Локомотив», «Пищевик», «Строитель», «Труд», «Трудовые резервы» и «Урожай».
В 1955 году ставропольский «Урожай» занял четвертое место в союзном первенстве общества, а «Спартак» стал чемпионом республиканского совета ДСО. В своей подгруппе ставропольцы одержали победы над командами городов Кимры, Костромы, Омска, Свердловска и сыграли вничью с футболистами Курска. В финале они встретелись с победителями второй подгруппы – ростовчанами. В составе команды выступали В. Пасютенко, С. Шишов, Г. Швырев, Б. Хапиев, И. Куцевалов, Г. Тиранов, С. Хутичин, М. Ясониди, С. Стрелков, А. Волков, Ю. Котов, В. Дорошенко, А. Мешняков, В. Козлитин. [208] Данный размах футбольного движения на селе был достигнут во многом благодаря деятельности многолетнего председателя совета ДСО «Урожай» В.Г.Демченко.
В этом же году команда Ставрополя, составленная из футболистов «Динамо» и «Спартака», заняла в южной зоне первенства РСФСР третье место.
В этот период на Ставрополье уже имелись сотни футбольных работников. Увеличилось и количество судей всесоюзной категории. С 1959г. регулярно стал проводиться и чемпионат края. В 1957 году на Ставрополье создается футбольная команда мастеров класса «Б» при краевом совете ДСО «Трудовые резервы», которым руководил Борис Захарович Коронный. С его именем связаны выдающиеся достижения этого спортивного общества. Это он стоял у истоков строительства спортивного комплекса в Кисловодске – Олимпийской базы.[209]
В пятидесятых годах ставропольские футболисты регулярно принимали участие в первенстве РСФСР. В 1954 г. «Динамо» Ставрополь заняло 2-е место в Южной зоне первенства РСФСР. Такого же успеха добились в 1955 г. футболисты «Спартака».
Стоит отметить, что этот год для футболистов «Спартака» ознаменовался победой среди команд республиканского совета ДСО «Спартак», что следует считать значительным достижением после 1949 г.
Неоднократно вторые места в Южной зоне первенства РСФСР занимали футбольные коллективы Кисловодска («Нарзан», «Спартак»), а так же команда «Звезда» из Ставрополя. [210]
Соревнования по футболу в крае проводились практически круглый год, среди самых разных возрастных групп. В чемпионате на долго лидерство захватили представители Кавминводского региона. С 1959г. по 1969г. шесть раз выигрывали турнир футболисты команды «Труд» из Лермонтова, дважды Минераловодский «Локомотив» и по одному разу представители Георгиевска и Ессентуков. [211]
С 1957 г. Ставрополь стабильно представлен в первенстве страны. Однако в первые годы спортивные цвета краевого центра защищали «Трудовые резервы» и «Спартак».
В конце спортивного сезона 1957 года футбольная команда «Трудовые резервы» в Ставрополе была передана решением крайисполкома Краевому совету общества «Спартак», которая успешно провела первую международную встречу в Ставрополе с командой ТПС г. Турку и одержала уверенную победу со счетом 3:0. [212]Еще из международных контактов ставропольских команд этого периода стоит выделить игры с командами г. Хяменлинна (Финляндия), «Рейпас» Лахти (Финляндия), ИФК Хельсинки (Финляндия). В 1962г. уже ставропольское «Динамо» встретилось с финским клубом «Рейпас» и одержало уверенную победу со счетом 3:0. [213]
Следует отметить, что на решение проблем физической культуры и спорта влияли и изменения, происходившие в экономической сфере. Хорошо известен один из главных лозунгов советского времени: «все для человека, все для блага человека». Великая Отечественная война потребовала предельной мобилизации и концентрации людских сил, что на время заставило забыть о повышении уровня благосостояния. Восстановление народного хозяйства потребовало не меньшего напряжения сил, и снова решение конкретных социальных проблем откладывалось на последующее время.
Не случайно, поэтому что страна, оправившись после войны, вступила в мирную жизнь с массой нерешенных проблем в социальной сфере. Но чтобы их решить, со стороны руководства требовалось не только проведение конкретных мероприятий, но и определенное изменение приоритетов, которое, образно говоря, заключалось в том, чтобы, наконец, повернуться «лицом к человеку» то есть ориентировать экономику в большей степени не на повышение общего потенциала государства, а на удовлетворение текущих потребностей людей.
В шестидесятых годах в физкультурной и спортивной деятельности Ставропольского края все больше стали применяться научные основы организаторского и педагогического процесса. Появились такие новые понятия, как перспективный план тренировок, развитие физических качеств и т. д. Глубокому анализу физкультурно-спортивная работа в крае была подвергнута на III Ставропольской краевой конференции союза спортивных обществ и организаций, на который был утвержден план работы на 1964-1965 годы. [214]
Укрепилась и материальная база физической культуры и спорта, появились крытые спортсооружения.
В 1968 г. в крае работали 53 стадиона, 400 спортивных залов, 900 футбольных полей и свыше 2000 простейших спортивных сооружений.[215]