Однако второго декабря 2003 года в Москве прошла очередная конференция ассоциации ПФЛ, на которой были утверждены спортивно-технические результаты соревнований в первом и втором дивизионах чемпионатах страны по футболу. Среди прочих был вопрос и о шести очках, снятых со ставропольского «Динамо». В итоге конференция подтвердила правомерность решения КДК и Палаты по разрешению споров о штрафных санкциях к команде.
Несмотря на то, что многие считают требования ПФЛ завышенными, важно подчеркнуть, что повышение их из года в год к инфраструктуре клубного футбола происходит демократическим путем, по инициативе и с согласия участников лиги. В настоящее время стадионы оборудованы индивидуальными сидениями, хорошим светом, удобными раздевалками, полями с подогревом и искусственным покрытием – есть многое для того, чтобы было удобно зрителям и можно было показывать хороший футбол.
В соответствии с «Законом о спорте» именно РФС осуществляет организацию, проведение и контроль за проведением российских соревнований по футболу среди команд нелюбительских футбольных клубов. Непосредственную организацию, проведение и оперативное управление российскими соревнованиями среди команд первого и второго дивизионов осуществляет Ассоциация ПФЛ. Разграничение полномочий и сферы совместной деятельности между РФС и ПФЛ отражены в договоре «Об организации и проведение российских соревнований по футболу среди нелюбительских футбольных клубов».[242] В нем РФС осуществляет:
· общую организацию, проведение и контроль за проведением соревнований;
· утверждение состава комитетов и комиссий РФС, связанных с проведением соревнований;
· организацию судейства и инспектирования соревнований, а также согласовывает с ПФЛ кандидатуры руководителей судейской организации и инспекторского комитета;
· издание методической и информационно-аналитической литературы.
ПФЛ осуществляет:
· непосредственную организацию, проведение и оперативное управление российскими соревнованиями по футболу среди команд нелюбительских футбольных клубов первого и второго дивизионов;
· процедуру заявки нелюбительских футбольных клубов первого и второго дивизионов для участия в соревнованиях;
· определение и утверждение размеров заявочных взносов:
· сбор и направление финансовых средств для обеспечения судейством и инспектированием матчей российских соревнований среди команд нелюбительских футбольных клубов – членов (участников) Ассоциации ПФЛ (по соглашению сторон, в соответствии с Регламентом) и т.д. [243]
В 1992 году впервые был разыгран турнир за звание лучшей команды России. Старт в высшем дивизионе первого российского чемпионата приняли 20 клубов. Сначала все они были разделены на пары, а потом состоялась жеребьевка, которая и определила состав двух групп. В группе «А» выступили: ЦСКА, «Динамо» Москва, «Локомотив» Москва, «Океан» Находка, «Динамо» Ставрополь, «Спартак» Владикавказ, «Текстильщик» Камышин, «Факел» Воронеж, «Геолог» Тюмень, «Уралмаш» Екатеринбург. Группу «Б» составили: «Спартак» Москва, «Торпедо» Москва, «Зенит» Санкт-Петербург, «Асмарал» Москва, «Кубань» Краснодар, «Ростсельмаш» Ростов-на-Дону, «Ротор» Волгоград, «Крылья Советов» Самара, «Локомотив» Нижний Новгород.[244] Характерной чертой чемпионата стало то, что впервые в нем приняли участие команды, которые до этого времени не выступали на столь высоком уровне. Это команды Ставрополя, Находки, Тюмени, Екатеринбурга. В предыдущие годы клубы из этих городов играли в первой лиге Советского союза. В связи с этим уровень чемпионата значительно уступал уровню союзной высшей лиги. Неоправданно большим был и количественный состав.
На первом этапе прошли двухкруговые турниры, которые носили характер отборочных. Затем, по 4 команды из каждой группы вышли в финальный турнир. Там также состоялись двухкруговые розыгрыши, но соперники, которые уже играли друг с другом, больше не встречались. В зачет шли результаты их встреч в отборочных соревнованиях. С «золотыми» очками в свой финал вышли клубы, занявшие в группах места с 5-го по 10-ое. Им предстояло определить места с 9-го по 20-ое. Причем, те, кто занял места с 16-го по 20-ое, покинули высшую лигу, а на их места пришли лучшие клубы первой лиги. Что касается других лиг: первой и второй, то в них играли соответственно 52 и 108 клубов.[245] В последующие годы количество лиг и состав команд, участвующих в них, неоднократно менялся.
Первым чемпионом России стал наиболее сбалансированный как в финансовом, так и в игровом отношении московский «Спартак». Его игру определяли игроки, входившие в состав еще сборной СССР – А. Чернышов, С. Черчесов и др.
С 90-х годов прошлого века, руководители клубов, окрыленные возможностью совершать сделки с куплей-продажей игроков, ринулись во все стороны света на поиски зарубежных игроков, якобы способных значительно усилить их команды. Не приобретал зарубежных игроков только либо ленивый, либо финансово не состоятельный клуб. «Болезни роста» не замедлили сказаться очень быстро – наверное, только очень большие почитатели футбола помнят сегодня фамилии тех легионеров, которые появились в отечественных клубах, хотя представляли они страны по футбольным меркам весьма солидные (ту же Бразилию). Однако сегодня мы пожинаем плоды иной крайности: слишком уж подвижной сферы перемещения игроков из клуба в клуб, причем как на внутреннем, так и на внешнем футбольном рынке.
Первые легионеры появились в России в 1994 году. По началу это были выходцы из бывших советских республик. Но прошло несколько лет, и вслед за ними в Россию приехали игроки из далекого зарубежья. Если в 1994 – 1996 гг. их было всего 7, то в 1997 году эта цифра увеличилась до 92, а в 2004 - она уже составляла 220 человек. [246]
В целом, первые иностранцы обладали весьма невысоким уровнем мастерства. Лишь по прошествии 2-3 сезонов количество по известному закону стало переходить в качество. В большинстве отечественных клубов, особенно в ведущих, а значит богатых, появились легионеры, если не мирового, то, по крайней мере, добротного европейского уровня. Такие как, Олич, Ярошик, Вагнер (в ЦСКА), Лима (в «Локомотиве»), Кавенаги и Пьянович (в «Спартаке»). Все они, безусловно, добавили не только зрелищности нашему чемпионату, но и существенно помогли своим клубам в решении конкретных турнирных задач.
Достаточно вспомнить победу ЦСКА в финале Кубка УЕФА в 2005 году. Появление таких игроков во многих российских клубах стало возможным благодаря возросшим бюджетам команд. С другой стороны, по мнению известного футбольного агента ФИФА и РФС Константина Сарсания, футбольный рынок в ведущих европейских странах подешевел, что вызвало приток легионеров в Россию. Финансовые возможности стали там гораздо хуже, а хороших игроков, способных усилить любой клуб Европы достаточно, в связи, с чем они все чаще стали принимать предложения из России.[247]
Однако последние события, в частности, отъезд в «Челси» Ярошика и желание Вагнера вернуться в «Коринтианс» в какой-то степени превратили российские клубы в своеобразные «перевалочные базы» для ведущих европейских клубов. В этом случае, по мнению специалистов, уровень отечественного футбола вновь упадет, и весьма существенно. В связи с этим в январе 2005 года Исполком РФС принял решение о введении лимита на участие в матчах российских соревнований иностранных игроков. Иностранным игрокам на сегодняшний день, разрешается участвовать только в матчах Премьер-Лиги и первого дивизиона. Во втором дивизионе могут выступать только граждане Российской Федерации. Тем не менее, ряд футболистов, прельщенных высокими гонорарами, получаемыми даже в профессиональной низшей лиги, пытались обойти данный закон, использовав при этом различные махинации с документами. В 2004 году российский футбол потряс скандал, связанный с так называемым «делом Джеладзе». Суть его заключалась в том, что этот игрок, являясь гражданином Грузии, принял участие в более половины матчей первенства России во втором дивизионе за ФК «Содовик». Обязанности по установлению действительности и достоверности правового положения гражданина лежат на нелюбительских футбольных клубах.[248] Однако вследствие более тщательной проверки документов со стороны ПФЛ, в соответствии с пунктом 3.10. регламента, к клубу были приняты дисциплинарные санкции, и с него было снято 47 очков. В результате этого, «Содовик» лишился возможности бороться за первое место в своей зоне.
Другим примером того, что проблема чрезмерного количества иностранцев в различных соревнованиях сказывалась не только на клубах Премьер-Лиги и первого дивизиона, но и в низшей профессиональной лиге, служит ситуация в Ставрополе. В 2004 году ставропольцы по итогам соревнований завоевали первое место в зоне «Юг». Однако после окончания сезона возникли проблемы с гражданством их игрока А. Шелега, некогда бывшего подданным Белоруссии, и, как оказалось позже, получившего российский паспорт все-таки с нарушением законодательства. Ставропольцам грозило снятие 75-ти очков, заработанных в матчах, участие в которых принимал «иностранец».[249] Лишь ценой больших усилий руководству «Динамо» удалось избежать столь жестких санкций, которые были приняты в отношении «Содовика».
Приведенные выше факты даны нами отнюдь не с целью показать то, что приезд иностранных футболистов, как считают многие, сильно сдерживал рост отечественного футбола, лишая российских футболистов, возможности играть в лучших клубах страны. Мы лишь хотим подчеркнуть, что введение лимита являлось необходимой мерой, а ограничения для зарубежных футболистов были призваны решить не столько количественную, сколько качественную сторону проблемы. Такое решение необходимо было принять еще 5-6 лет назад.