Ранее эти команды имели стабильный бюджет и по этой причине считались крепкими «середнячками», способными нанести поражение любому лидеру своей зоны. В новых экономических условиях многие из них вынуждены были искать средства к существованию путем привлечения к своей деятельности предприятий и организаций, городов и районов страны.[270] Таковых найти удавалось не всем. В связи с этим участились случаи когда, клубы оказались не в состоянии доиграть текущее первенство, не говоря уже о стабильном выступлении в течение нескольких лет.
Однако необходимо отметить, что за первые три - четыре сезона футбольная жизнь в России изменилась на столько круто, что о прежних временах многие футбольные деятели уже вспоминали с иронией. Практически не осталось руководителей крупных предприятий и ведомств, тративших деньги с меньшим или большим удовольствием на содержание спорта. В российском футболе привычными стали слова «президент», «генеральный директор», «финансовый директор», «менеджер клуба». Потому как средства на существования команды мастеров находят именно эти люди, от их коммуникабельности, деловой хватки, расторопности, наконец, зависит благополучие конкретного клуба.
Сказанное выше как нельзя лучше подтверждают слова Батраза Битарова, являвшегося ген. директором ставшего в 1995 году Чемпионом России футбольного клуба «Спартак – Алания». Говоря о тех изменениях, которые произошли в финансирование отечественного спорта и футбола он сказал: «Мы в РСО – Алания отнюдь не являемся бедными родственниками, без поддержки республики было бы не возможно решать наши проблемы. Но в то же время значительную помощь мы получаем от многих коммерческих структур, предпринимателей Северной Осетии, которые оказывают команде посильную помощь. Благодаря этому мы входим если не в тройку, то в пятерку точно благополучных команд России».[271] Но сегодняшнее положение «Алании» позволяет говорить о непреодоленных трудностях, отбросивших команду в первый дивизион.
Среди многих ведущих стран специалисты особо отмечают организацию футбольного бизнеса в Англии. Английский футбол встал на путь акционирования футбольных клубов.[272]Помимо английской, существует еще две схемы финансирование команд. Это испанская и итальянская лиги. В Испании футбольный клуб – это достояние определенного региона, финансирование которого является лучшей рекламой для любой фирмы. Итальянскими клубами владеют, как правило, семьи бизнесменов.
Однако в России, по мнению председателя совета директоров ФК «Торпедо» В. Алешина, футбол держится на энтузиастах. Свое мнение по этому поводу он выразил в газете «Спорт – Экспресс», сказав следующее: «Считается, что в России есть профессиональный футбол. А я считаю, что нет! Откажется Федун от «Спартака» - не будет такой команды. Перестанут платить Гинер и Абрамович – тоже крах. А должна быть система, которая независила бы от отдельных людей».[273]Подобная ситуация, о которой говорил В. Алешин, складывалась не только в командах Премьер-Лиги, но и в других дивизионах, в которых преимущественно выступали региональные команды.
Завоевав в 2004 году право участвовать в следующем году в соревнованиях рангом выше, ставропольское «Динамо» было исключено, по итогам аттестации, из числа членов Ассоциации «Профессиональная футбольная лига». Причиной тому был более чем двадцатимиллионный долг перед юридическими и физическими лицами. Известный в Ставропольском крае спортивный журналист В.Л. Попов в своей статье «Страшный сон: К нам едет Карабудахкент» в газете «Ставропольская правда» от 1 февраля 2005 года пишет: «Такой аховой ситуации, как нынче, в ставропольском «Динамо» не складывалась давно. Трясти клуб начало еще в 1999 году, когда он согласился на патронаж ставропольских городских властей и тут же потерял место в первом дивизионе. Но и во втором у команды не все складывалось гладко, и с каждым годом она катилась все ниже и ниже».[274] Лишь в 2004 году, когда у клуба появился спонсор в лице одной из самых денежных структур края ООО «Ставропольрегионгаз», а президентом «Динамо» стал ее руководитель Р.Т. Арашуков, удалось выполнить задачу последних лет – возвращение команды в первый дивизион. Но именно задолжности прошлых лет, к которым новое руководство клуба не имело никакого отношения, стали непреодолимой преградой для прохождения лицензирования в ПФЛ, и повлекло исключение из ее членов.
Хотя в конце 2004 года подобного поворота событий никто в Ставрополе не ожидал. Футбольная команда «Динамо-Ставрополь», выиграв первенство России по футболу второго дивизиона зоны «Юг», заняла первое место в турнире победителей первенства России по футболу второго дивизиона и завоевала кубок ПФЛ.
22 ноября 2004 года Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров встретился с руководителями крупных государственных и коммерческих предприятий, членами попечительского совета краевого фонда «Футбольный клуб «Динамо-Ставрополь».
На встрече обсуждались перспективы развития футбола в Ставропольском крае. Для этого планировалось построить целостную систему управления краевым футболом, укрепить экономическое положение и правовой статус субъектов футбольного хозяйства, создать разветвленную сеть подготовки резерва, совершенствовать материальную базу, построить стройную систему проведения краевых соревнований. Однако бюджетных средств для этого было недостаточно.[275]
Участники встречи выразили готовность оказать содействие в данном вопросе и внесли ряд предложений, среди которых: привлечение к мероприятиям Краевого Совета Общества «Динамо», улучшение инфраструктуры ФК «Динамо», возможность участия в качестве его учредителей ведущих предприятий края, изменение отношения к клубу властей краевого центра.[276]
Спортивная общественность края предложила объединить усилия для решения намеченных задач, в особенности их финансовой составляющей в интересах укрепления материально-технической и спортивной базы футбола в Ставропольском крае.
После исключения ставропольского «Динамо» из состава участников первой лиги, губернатор ситуацию с «Динамо» прокомментировал так: «Мы финансировали команду в размере от 18 до 20 миллионов рублей ежегодно. Все было нормально. А сегодня надо 120 миллионов рублей выделить на этот профессиональный вид спорта. Таких денег в бюджете нет».[277]
Вице – президент клуба А. Ленденгольц на вопрос о спонсоре команды, компании «Ставропольрегионгаз», чей генеральный директор Р. Арашуков стал президентом клуба, сказал: «Он пришел помогать, а не полностью содержать клуб. Если бы не Арашуков, не понятно как бы существовала команда в минувшем сезоне. Но содержание команды в первом дивизионе Арашуков не потянул бы».[278]
Да и сам президент «Динамо» еще в середине сезона 2004 года заявил, что он «обещал помочь команде, но не брать ее на полное довольствие».[279] В интервью спортивному корреспонденту газеты «Вечерний Ставрополь» В. Манину он заявил: «Мы финансируем «Динамо». Рассчитались с футболистами за прошлый сезон, сейчас оплачиваем учебно-тренировочные сборы, работу на трансферном рынке. Другое дело, что я не хочу и не буду оплачивать чужие долги. Да это и не разумно с любой точки зрения.[280]
Президент «Динамо» выделил футболистам денег почти вдвое больше, чем было заложено в краевом бюджете. Благодаря этому клубу удалось начать выплату задолженности прошлых лет и пригласить в Ставрополь известных футболистов. Однако еще в августе 2004 года, у динамовцев начались перебои с финансированием. По ходу чемпионата футболисты не получали денег почти три месяца, а ждать зарплату, как, например, учителя или медики, в футбольном мире считается не принятым. Уже в конце 2004 года тренеры футбольной динамовской спортивной школы вынуждены были обратиться в Контрольно-дисциплинарный комитет РФС.
Многие СМИ неоднократно сообщали о том, что игроки краевого футбольного клуба «Динамо» так и не получили вознаграждения по итогам прошедшего сезона, что является нарушение их прав. Трудовым законодательством предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты.
В отношении футбольного клуба «Динамо», сложилась типичная для многих клубов России ситуация.
В связи с решением Профессиональной футбольной лиги об исключении футбольной команды «Динамо-Ставрополь» из состава ПФЛ Минфином края на финансирование команды в 2005 году после корректировки было выделено всего лишь 4,5 миллиона рублей. Выплата же вознаграждения игрокам по итогам 2004 года предусмотренная соответствующим положением и трудовыми договорами, заключенными ранее, составляла 2297940 рублей. Однако в связи с ликвидацией футбольного клуба некому стало выплачивать и долги.[281]
Крах ставропольского клуба вызвал на страницах местной прессы ряд статей (Попов, Манин, Леонидов и др.), в которых рефреном проходит мысль о вине властей, не нашедших денег (110 миллионов рублей для первой лиги + около 20 миллионов для погашения долгов).
В связи с этим интересно мнение доктора экономических наук, профессора, декана экономического факультета Ставропольского государственного университета П.В. Акинина. В своей статье «Физическая культура и спорт в условиях новой экономики» он пишет: «У многих спортсменов и тренеров глубоко внутри «сидят» рецидивы убеждений, что общество должно им за их результаты, травмы, потерянное здоровье.… Не вдаваясь в дискуссию, хочу отметить, что по большому счету, в сегодняшней ситуации никто никому не должен. Мир давно изменился, трансформировались многие социофилософские категории в физической культуре и спорте. Если уж вести речь о государственных субсидиях, то вероятно, это, прежде всего студенческий спорт».[282] Поводом для написания данной статьи, стала как раз проблема ФК «Динамо».