Отдельный интерес для Г.А. Дюпперона представляло развитие детского и юношеского спорта. Огромную роль в развитии «Общества Содействия Физическому Развитию Учащейся Молодежи» сыграло присутствие в его рядах этого человека. В связи с организацией лиг и союзов Дюпперон стал наиболее активным организатором их большинства. Значительное влияние он оказал на развитие олимпийского движения. По личной рекомендации А.Д. Бутовского он был избран членом Международного олимпийского комитета от России. [78]
Еще в студенческие годы Дюпперон часто выступал в роли тренера, судьи и организатора футбольных соревнований. В его Санкт-Петербургской квартире на Александровском проспекте, 21 находилась Санкт-Петербургская футбольная лига и хранилась редчайшая коллекция книг и журналов, как русских, так и зарубежных. Именно на этот адрес его квартиры не раз приходила международная корреспонденция из многих стран мира. В течение долгого времени он был секретарем ВФС, а позднее был избран его председателем. После Октябрьской революции Дюпперон работал в Ленинградском институте физической культуры. Он умер в 1934 году в Ленинграде. С его смертью прервалась целая эпоха становления и развития отечественного футбола.
Между тем, размах спортивного движения в Росси к концу первого десятилетия XX столетия, создание спортивной инфраструктуры требовал и организационного укрепления системы спортивных организаций. В этот период в России наметилась новая тенденция – создание лиг и союзов по видам спорта, а также органа, способствовавшего их объединению.
В то же время Россия уже не могла дистанцироваться от тех процессов, которые происходили в мировом футболе. Распространение футбола по всему миру привело к созданию в 1904 году Международного футбольного союза – ФИФА.[79] Именно эта организация стала управлять всеми футбольными делами в мире. Естественно, чтобы получить право участвовать в соревнованиях под эгидой ФИФА, необходимо было быть ее постоянным членом. Вся эта многосложность обстоятельств сделала совершенно необходимым наличие твердой центральной власти, что повлекло учреждение Всероссийского футбольного союза (ВФС).
Юридически союз был оформлен 8 августа 1911 года. В этот день Определением Московского Особого Городского по делам об обществах Присутствия устав Всероссийского футбольного союза был утвержден и внесен в реестр за №45 Московским градоначальником генерал-майором Андриановым.[80] Это означало, что устав соответствовал требованиям, которые предъявлялись обществом со стороны особых присутствий. С другой стороны, наличие этого системообразующего учредительного документа (устава) было необходимо и для формирования основных условий инновационного развития этого вида спорта. Оттого, как осуществлялось управление и контроль между структурами ВФС, зависела целостность, эффективность и жизнеспособность данной организации. Изучение постановлений, отчетов и устава союза позволяет нам определить его организационные основы – способы финансирования, социальную базу, основные формы деятельности.
Председателем ВФС был избран А.Д. Макферсон, его заместителями или как тогда говорили товарищами Р.Ф. Фульда и Г.В. Гартлей, секретарями Г.А. Дюпперон и К.Г. Бертрам.
Тем временем объединения набирал все большие обороты. К январю 1912 года, когда было собрано первое общее собрание, союз объединял девять лиг. В общей сложности получилось 52 клуба. В связи с этим было решено провести Всероссийское первенство. Это и стало одной из причин создания союза.
Важнейшей задачей организации являлась выработка единых правил игры в футбол. В качестве официальных в тот период были приняты правила, изданные Санкт-Петербургской футбольной лигой. Надо сказать, что это решение было значительным шагом вперед по сравнению с прошлыми годами. И дело тут вот в чем. Ранее мы отмечали, что одними из первых правил, опубликованных на русском языке, были те, которые привел в своей книге доктор медицины Е.М. Дементьев.
Там же приводятся разъяснения к ним. На некоторых мы остановимся отдельно. В частности, Е.М. Дементьев пишет: «Несмотря на множество правил сковывающих, по-видимому, личную волю игроков, на самом деле эта игра представляет тысячи разнообразнейших комбинаций, которые никакие правила предвидеть не могут. Они лишь дисциплинируют игроков, и нельзя не признать, что нет другой такой игры, которая могла в такой же степени служить дисциплинирующим средством».[81] Здесь позволим себе не согласиться с высказыванием Дементьева, относительно того, что правила не могут предвидеть всех ситуаций, которые возникают во время игры. Несмотря на всю многосложность возникающих ситуаций и трудности в суждении наиболее спорных моментов, именно в правилах содержатся полные разъяснения к ним.
Изданные Санкт-Петербургской футбольной лигой правила содержали разъяснения и примечания по наиболее спорным моментам. Причем их легко можно было выписать у секретаря союза по цене 20 копеек, а для клубов и лиг делалась 30%-ая скидка, при выписке более 25 экземпляров.[82]
Как видно из приведенных выше фактов, союз делал все, чтобы количество экземпляров соответствовало спросу, а цена была приемлемой, что также не маловажно для того времени.
В условиях быстрого развития футбола в России, у него появилась новая проблема, связанная с судейством: все полномочия, по соблюдению правил игры принадлежат назначенному на нее арбитру. Эта проблема касалось не только тех городов, где футбол в этот период только начинал свое становление и развитие, но и где его уровень был достаточно высок – Санкт-Петербург, Москва и т.д. Так, в спортивном альманахе, посвященном футболу, Э.П. Лабербис пишет: «У нас во Владивостоке, вопрос о судьях следует назвать больным.… Это объясняется тем, что большинство из них не пользуются авторитетом среди игроков, которые замечают их невольные ошибки. Это конечно недопустимое явление».[83] Проблема судейства – это один из самых больных вопросов футбольной жизни, как исследуемого нами периода, так и сегодняшнего дня.
До 1891 года судья находился вне футбольного поля. А к его услугам прибегали по мере необходимости – при возникновении спора – для примирения соперничающих сторон. С 1891 года судья стал находиться в качестве единственного наблюдателя на поле.[84]
В первое время футбол в России имел либо случайных судей, либо избираемых самими игроками или представителями команд на совещании предшествующем игре.[85] В последнем разделе Устава МФЛ, который назывался «Постановление, касающееся господ судей», говорилось: «Судьи приглашаются лигой. Если какая-либо команда не поставила до начала игры на черте судью, клуб штрафуется в размере 5 рублей».[86] Речь шла о помощниках арбитра или, как тогда говорили, судьях на линии. Они, как правило, выделялись принимающей стороной. В связи с этим, можно предположить какое взаимодействие было у главного арбитра с его местными помощниками. Скорее всего, без проблем не обходилось. Однако лишь главный судья мог делать заключения по отдельным моментам и эпизодам игры, которые являются окончательными и юридически закрепленными правилами игры.[87]
Тем временем, все острее назревала необходимость объединения и систематизации судейского опыта, чтобы разрешать наболевшие вопросы и квалифицировать судейский корпус. Одной из первых форм специализированной судейской организации были созданные при футбольных лигах комиссии судей. В этом отношении огромное влияние на развитие отечественного судейского дела оказало знакомство с организацией футбола в Европе, а так же визиты зарубежных команд в Россию. По европейской аналогии в нашей стране все чаще делались попытки по созданию этого отдельного, авторитетного судейского аппарата.
Насколько важна была правильная постановка футбольного арбитража видно из многочисленных изданий того времени. 13 сентября 1915 года журнал «Русский спорт» поместил заметку под рубрикой «В Московской футбольной лиге». В ней сообщается: «На состоявшемся, на днях собрании коллегии судей МФЛ, между прочим, разбирался вопрос о падении престижа судей в глазах игроков и публики. Председательствующий И.И. Савостьянов предложил выработать меры для поддержания этого престижа на должной высоте».[88] Роль этого человека в деле становления и развития футбола в этот период необходимо отметить отдельно. В футбольных кругах И.И. Савостьянов, прекрасно понимавший игру, имел непререкаемый авторитет. Его судейство никогда не вызывало недоразумений. Начав практику арбитра в 1912 году, он стал основателем Московской коллегии судей и долголетним ее председателем. После установления в России Советской власти являлся одним из организаторов Всесоюзной коллегии судей.
Отказ судей от игры или их неявки на игры без уважительной причины вызвали бурные обсуждения в прессе. Так, в другом спортивном журнале «К спорту!» в №34 за 1915 год отмечается: «Только с судьями дело обстояло далеко не благополучно. Многие из них по тем или иным причинам отказывались судить и заставляли на спех на их места подыскивать других… Неявки судей, пожалуй, самый большой минус настоящего сезона».[89] И это притом, что сезон 1915 года был знаменателен для МФЛ в виду того, что при ней образовалась Московская городская коллегия судей. Событие это свершилось 14 августа 1915 года. Во время очередного заседания лиги «И.И. Савостьяновым был прочитан проект Положение о коллегии судей, инициаторами которой, кроме него, были С.И. Булычев, К.А. Пустовалов, М.А. Аленов. Комитет лиги выразил этим лицам признательность за проведенную организационную работу». [90]