Туризм религиозной тематики - поездка с культурно-познавательной целью.
Религиозный туризм собирает любознательных людей, не чуждых вере, желающих непраздно провести свободное время. Оплатив тур, они хотят получить эстетические впечатления и расширить свой кругозор историческими сведениями об объектах показа. Им интересны также искусствоведческие данные о памятнике архитектуры (монастыре, храме) - время его создания, автор, стиль. Таким образом, по изначальной цели экскурсия туристов по храму значительно отличается от паломничества богомольцев к чудотворной иконе того же храма.
Паломничество и религиозный туризм, как правило, имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа[7].
Паломники заранее согласны терпеть в поездке неудобства, непривычные для них дома. Такова традиция паломничества. Прибыв в место посещения, они большую часть времени молятся, потому что они за этим и ехали.
Для туристов ожидаемый уровень комфорта в поездке должен быть никак не ниже, и даже выше, привычного для них дома.
Объекты показа паломники осматривают недолго, при этом их не столько интересуют исторические и искусствоведческие справки об объекте, сколько, как можно более подробные сведения из житий святых, детали библейских событий и местонахождение чудотворных икон.
Туристам во время экскурсии им требуется всестороннее освещение каждого объекта без преобладания культовой информации. Излишние подробности по этой теме им неинтересны.
Также различен состав групп в паломничестве и религиозном туризме. К паломничеству чаще склоняются богомольцы более зрелого и преклонного возраста, ищущие покаяния и исцеления. Религиозный туризм рассчитан и на детей, и на взрослых.
В некоторых турах могут одновременно участвовать как паломники, так и туристы. По маршруту они посещают святыни и архитектурные памятники прошлого, что позволяет светским людям приобщиться к церковным традициям. Проведение подобных туров требует скрупулезной подготовки. Правильное понимание целей тура позволяет формировать однородные группы. Группа подбирается особенно тщательно, чтобы в нее не попали люди, которым абсолютно чужда вера и уважение к церкви.
Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершает лишь около 1% от общего количества верующих, проживающих в Москве. На рынке паломнического туризма России (по материалам ежегодника "Религии мира" за 1992-1996гг.) страны, традиционно считающиеся центрами паломничества, располагаются в следующем порядке: Россия (35%), Израиль (30%), Греция (12%), Италия (7%), Турция (6%), Саудовская Аравия (5%).
Одним из наиболее важных факторов совершения религиозных путешествий, в ту или иную страну являются временные интервалы, в течение которых отмечаются религиозные и государственные праздники. Анализ временных интервалов с точки зрения менеджмента туристской фирмы необходим для всесторонней подготовки и организации религиозных туров.
Совпадения религиозных праздников и высокого сезона в туризме создают дополнительные трудности в организации религиозного туризма, как для направляющей, так и для принимающей страны.
Посещений той или иной страны представителей различных конфессий с религиозными целями, на мой взгляд, связано с проведением в этих странах праздников, являющихся религиозными для определенных групп паломников[8].
Православные праздники.
Во главе праздничного годичного круга православной церкви - Пасха, наиболее почитаемый общехристианский праздник. Затем идут двунадесятные праздники - двенадцать главных празднеств. Из них три переходящих, выпадающих каждый год на разные числа в зависимости от того, когда празднуется Пасха (не имеющая твердой даты).
Католические праздники.
Католическая церковь так же имеет свои отличительные особенности, что нашло свое подтверждение в церковном календаре. Начало церковного года приходится на начало рождественского поста, т.е. на 29 ноября. Как и в других календарях, в католическом календаре существуют праздники в строго установленные дни и праздники, дни празднования которых изменяются из года в год (см. табл.3).
Мусульманские религиозные праздники.
Ислам - одна из самых молодых мировых религий. Летоисчисление в исламе ведется с 622 года. В мусульманских странах летоисчисление ведется по лунному календарю, что приводит к несовпадению с ныне действующим официальным календарем, принятым во всем мире. Лунный календарь состоит из 12 месяцев. Одни лунные месяцы могут иметь 29 дней, другие - 30. Таким образом, лунный год состоит из 354 дней, что на 11 дней короче солнечного. Именно этим объясняется сдвиг мусульманского лунного года по отношению к астрономическому.
Во время таких праздников, как Стояние у горы Арафат и Праздник жертвоприношения, каждый мусульманин должен совершить "Хадж" (паломничество в Мекку к храму Аллаха) как минимум один раз в жизни. Мусульмане могут посещать эти места в любое другое время года, но такое паломничество будет называться "Умра".
Иудейские религиозные праздники.
Особенность иудейских праздников состоит в том, что они отмечаются по лунному календарю, и поэтому в каждом году они приходятся на разные дни солнечного календаря. Как уже отмечалось, лунный год короче солнечного на 11 дней. Для того чтобы еврейские праздники всегда приходилось на одни и те же сезоны, в составе древнееврейского календаря лежит сочетание солнечного и лунного календарей. Раз в два или три года добавляют еще один месяц, и такой год становится високосным.
В иудаизме паломничество не является обязательным обрядом, за исключением немногочисленного по своему составу религиозного направления брацлавских хасидов. Однако мест, почитаемых у религиозных евреев, достаточно много. Основные из них расположены в Западной Европе, на Украине, в Белоруссии, Литве и Латвии. Но самым почитаемым и наиболее посещаемым местом является Святая Земля Израиля. В традициях иудаизма паломничество не связывается с какими-либо конкретными деталями. Напротив, в праздничные дни иудеи стремятся не покидать места своего постоянного проживания, а паломничество совершать во время, которое не приходится на праздники и посты.
Христианское паломничество насчитывает сотни, если не тысячи святых мест. Многие из них являются местами видений. Наиболее известные места - Лурд и Фатима. Другие места приобрели популярность после различных чудес - реальных или предполагаемых. Некоторые места не славятся сверхъестественными событиями, но являются центра духовной жизни, часто на протяжении веков. Иногда живописность мест паломничества так привлекает туристов, что религиозный характер места оттесняется на второй план (например, аббатство Мон Сен Мишель).
Только во Франции можно назвать следующие[9]:
Пюи в Белее - город, имевший в средние века такое же точение, как Лурд сегодня. Он привлекает многие сотни тысяч паломников и туристов ежегодно;
Рокамадур - по дороге на Компостель, местность по своей красоте напоминает Мон Сен Мишель. Посещается почти миллионом человек в год;
Сен ан д'Орей - типично бретонское место паломничества, побивает рекорды посещения 25 июля, в день "прощения";
Сент Мари де ла Мер - место паломничества цыган 25 мая и 22 октября;
Нотр Даме де Шартр - место паломничества студентов, где ежегодно в конце учебного года собирается до 40 тыс. студентов.
Нельзя не упомянуть и некоторые известные места паломничества в других странах[10]:
Ченстохов - здесь 15 августа собираются сотни тысяч паломников, пришедших пешком из всех уголков страны, чтобы поклониться иконе Богородицы из Ясно Гора (Светлая Гора), которую якобы написал св. Лука. Почтение к этому месту так велико, что крестьяне дают паломникам приют и пищу бесплатно на всем пути следования;
Левоча - в Чехословакии, место древнего паломничества в честь Девы Марии. Несмотря на враждебное отношение коммунистического правительства, создававшего многочисленные препятствия, здесь ежегодно в июле собирались более 100 тыс. человек;
Сергиев Посад (Загорск) - центр русской православной церкви. Действовавший при советской власти, как свидетельство свободы вероисповедания;
Многочисленны места паломнические места на Святой Земле (Иерусалим, Вифлеем, Назарет), где различные христианские церкви с трудом поделили места почитания;
Многочисленны места паломничества в Испании (500 тыс. человек посещают Эль Росио в Андалузии, столько же - монастырь бенедиктинцев Монсерра в Каталонии), в Италии (Рим, посещаемый толпами, достигающими 8 млн паломников в "святые годы" во время празднования юбилеев, Сан Доминго, бенедиктинский монастырь в Монте Кассино);
В Латинской Америке два места паломничества приобрели мировую известность: Богородица Гваделупа и Копакабана;
Копакабана - известный боливийский центр паломничества на берегах озера Титикака славится статуей, выполненной в 1583 г. племянником императора инков. Церковь построена на том месте, где находился древний храм инков. Название озера Титикака произошло от названия священного камня, покрытого золотыми и серебряными пластинами, которому поклонялись индейцы аймара. Он находился на одном из островов озера - острове Солнца. Наибольшее количество паломников собирается в Шанделере 2 февраля и 5 августа - на праздник Богородицы Копакабаны. Известный пляж в Рио-де-Жанейро носит название, происходящее от названия храма.