В таблице 1 приведены статистические данные по паломникам различных религий (данные 2006 года).
Таблица 1 - Количество паломников, представителей различных религий - граждан РФ (данные 2006 года)
Страны | ||||||
Религия | Саудовская Аравия | Россия | Израиль | Италия | Турция | Греция |
Христианство-Православие | 5200 | 1700 | 2500 | 900 | 1800 | |
Христианство-Католики | 1000 | 800 | ||||
Иудаизм | 1300 | |||||
Ислам | 700 | 500 |
В таблице 2 представлены статистические данные по стоимости паломнических туров.
Таблица 2. - Средняя стоимость паломнических туров по религиям в 2006 году
Религия | Минимальная стоимость $ | Максимальная стоимость $ | Средняя стоимость $ |
Христианство-Православие | 550 | 995 | 772 |
Христианство-Католизм | 665 | 995 | 830 |
Иудаизм | 800 | 1400 | 1 |
Ислам | 700 | 1500 | 1100 |
Буддизм | 1400 | 1530 | 1490 |
Синтоизм | 2000 | 4000 | 3000 |
Средняястоимостьтура | 833 | 1284 | 1058,4 |
Результаты статистических исследований показывают, что в действительности религиозную поездку один раз в год совершают лишь около 1% от общего числа верующих.
Как уже отмечалось выше, для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.
Для снижения стоимости религиозного путешествия фондом "Русский путешественник" и страховым обществом "Жива" разработана система накопительного страхования.
Результаты анализа количественного состава потенциальных потребителей услуг религиозного туризма и паломничества показывают, что этот турпродукт пользуется большим спросом и имеет большие перспективы.
В последние два десятилетия в России прослеживается постоянно растущий спрос к различным видам внутреннего и зарубежного туризма. В связи с духовными изменениями, произошедшими с россиянами, особой популярностью пользуется религиозный туризм, который подразделяется на два направления: религиозно-экскурсионной направленности и паломнический туризм. Людей, которые отправляются в экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам, интересуют непосредственно экскурсии с посещением монастырей, храмов и пр. Кстати сказать, эти туристы могут и не быть приверженцами той религии, святые места которой они посещают. В религиозно-экскурсионном туризме можно выделить отдельное направление, так называемые комбинированные туры, то есть религиозная тематика включена в культурно-познавательную.
Паломнические туристы обычно испытывают потребность посетить святые места своей религии, когда им необходимо совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях повседневной жизни.
Как уже отмечалось выше, паломники редко пользуются услугами индустрии туризма в виде сектора размещения, питания и развлечения, т.к в массе своей они живут и питаются при храмах и монастырях, чтобы иметь возможность выполнять определенную работу в виде послушания или отдохнуть от мирской суеты. Так, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что религиозный туризм - это путешествия для посещения святых мест и центров религий. В рамках религиозного туризма, как уже было сказано, второй основной разновидностью является туризм экскурсионно-познавательной направленности. В этих турах экскурсанты могут увидеть религиозные объекты - действующие культовые и памятные, побывать на религиозных праздниках, посвященных определенным датам. Туристы могут посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных действах, узнать много познавательной информации, т.к история религии тесто связана с историей страны, насладиться особенностями архитектуры зодчих представителей данной конфессии.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области существуют следующие основные места паломничества:
а) Монастыри и подворья:
Свято-Троицкая Александро-Невская лавра;
Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря;
Подворье Валаамского Спасо-Преображенского Ставропигиального мужского монастыря;
Подворье Введено-Оятского женского монастыря;
б) Мощи святых, канонизированных русской православной церковью:
Божьей Матери "Скоропослушница", XIX в., из Николо-Барградской церкви (Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры);
Божьей Матери "Троеручица", XVIII в., из Симеоновской церкви (Николо-Богоявленский собор);
Божьей Матери "Знамение" (Царскосельская), 1740 г., из Знаменской церкви Царского Села (Иоанно-Богословская церковь Духовных школ);
Святого Николая Чудотворца (с частицей мощей), середина XVII в. - (Николо-Богоявленский собор);
Святого Николая Чудотворца (Колпинская), 1713 г., из Никольской церкви в Колпино (Троицкая церковь "Кулич и Пасха");
Святой великомученицы Параскевы Пятницы, XVII в., из Никольской церкви с. Ильеши (Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры);
Святой великомученицы Параскевы Пятницы, начало XVIII в., из Пятницкой церкви на Пороховых (Никольская церковь на Большеохтинском кладбище);
Божьей Матери Смоленской, XVIII в., из Свято-Духовской церкви на Большой Охте (Никольская церковь на Большеохтинском кладбище);
Святого великомученика и целителя Пантелеймона XVIII в., из Пантелеймоновской церкви (Спасо-Преображенский собор);
Феодоровской Божией Матери (Царскосельской), 1991 г. (Феодо-ровский Государев собор в Царском Селе).
Святого Благоверного великого князя Александра Невского (1263г) (Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры);
Святого праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г) - под спудом (Церковь святого пророка Илии и святой мученицы Феодоры Иоанновского ставропигиального женского монастыря);
Блаженной Ксении Петербуржской (около 1803 г) - под спудом (Часовня блаженной Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище).
Захоронение в Санкт-Петербурге останков последнего российского императора, его семьи и приближенных, расстрелянных в Екатеринбурге в годы революции, несомненно привлекает внимание многих туристов, и найдется немало желающих совершить паломничество в целях поклонения русскому царю. Безусловно то, что с точки зрения объекта паломничества, происходила большая политическая борьба, за право места захоронения велись дискуссии на самом высшем уровне между администрациями Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Как личность Николай 2 добровольно отрекся от престола, поэтому не канонизирован церковью. Более того, на захоронении присутствовали президент России, другие высшие лица государства, однако высшие чины патриархии православной церкви и Государственной Думы официально отказались участвовать в мероприятии, но на церемонии присутствовали практически все члены фамилии Романовых. Прибыло большое количество именитых гостей, резонанс в мировом сообществе имел место и привлек внимание общественности. Следует учесть, что организация и проведение столь широкомасштабного мероприятия в рамках крупного мегаполиса потребовали выделения огромного финансирования, только из федерального бюджета выделено 5 млн. рублей, немалые средства привлечены из местного бюджета города и внебюджетных источников. В целом мероприятие дало работу тысячам жителей города, участвующих в производственной сфере туристских услуг, были загружены средства передвижения, гостиницы, рестораны, другие индустрии туризма.
Однако, если не считать единовременных доходов и расходов Северной столицы на данное мероприятие, то несомненно это все в целом будет способствовать значительной популяризации Санкт-Петербурга, как важного мирового туристского центра и региона, повысит его статус как объекта паломничества и познавательного туризма и будет еще долгое время привлекать особое внимание туристов и паломников, в том числе и музея и усыпальниц в соборе Петропавловской крепости.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Санкт-Петербург имеет высокие ресурсы для развития религиозного туризма. Необходимо создать благоприятные условия, т.е. возможности и предпосылки для его развития.Принадлежность к какой-либо религиозной конфессии не является препятствием для осуществления туризма. Турист должен быть ознакомлен и уважать местные законы и обычаи. Это положение не обязывает его исполнять обряд, следовать, приобщаться к той или иной религии или культу, за исключением случаев, когда таковое является целью путешествия, то есть, паломничество. Если духовных сил по религиозным соображениям для уважения не хватает, то туристу следует отказаться от посещения культового объекта данной местности или страны.
По международным нормам турист имеет право на беспрепятственное отправление религиозных обрядов и молитв, однако, если это не мешает другим туристам и не нарушает местные обычаи и правила пребывания в отеле и других общественных местах. Например, в крупных международных аэропортах имеется специальное помещение для отправления религиозных обрядов, обслуживаемое как минимум представителями трех конфессий. Любое посещение святых мест, храмов, иных культовых объектов и сооружений, находящихся под эгидой действующей конфессии или секты, в их владении, включенное в программу тура, должно быть согласовано с руководством этой религиозной общины, установлен порядок посещения объекта туристами, время посещения, не мешающее обрядам, или порядок присутствия на обрядах. Обычно монастыри, храмы и иные культовые сооружения доступны для посещения туристами, а общины и секты, владеющие ими, охотно пускают туристов из экономических соображений, взимания платы за такое посещение. Они устанавливают определенное правило для посетителей, в частности в отношении одежды, порядка следования, проведения фотосъемки, предоставление собственного экскурсовода. Следовательно, необходимо предварительно ознакомиться с обычаями всех общин и монастырей, через которые проходит маршрут.