В спортивных командах высокого класса оценки игроков по деловым качествам, как правило, выше, чем по эмоциональным, что отражает процесс формирования этих команд: отбираются игроки, имеющие достаточно высокий деловой статус. В то же время как личности эти спортсмены могут восприниматься по-разному. Считается, что наличие высоких оценок по деловым и личностным качествам у большинства членов группы является показателем зрелости малой группы и свидетельствует о степени совпадения общественных и индивидуальных интересов. Конвергенция (схождение) обеих структур создает предпосылку для совпадения формального и неформального лидера, что, как будет показано в дальнейшем, является очень важным для руководства командой.
Конвергенция при наличии положительных оценок является одним из факторов, обусловливающих степень удовлетворенности спортсмена пребыванием его гой или иной команде. Это, в свою очередь, влияет на процесс закрепления игрока в команде.
Социометрия дает лишь самое общее описание структуры группы, ее каркас, не вскрывая то, какими мотивами руководствовались члены группы, выбирая одних и отвергая других, что скрывается за симпатией и антипатией. Показано, что социометрический выбор не всегда отражает действительное отношение к тому или иному члену группы и что отношения, выявленные в результате социометрической процедуры, могут не совпадать с реальными, жизненными отношениями в процессе осуществления общей для группы деятельности. «Непредпочитаемые» в социометрии в реальных деловых отношениях могут таковыми и не являться. Известно, что в спорте при напряженных ситуациях личная неприязнь спортсменов отходит на задний план и игроки взаимодействуют между собой так, как этого требует ситуация. В ряде случаев борьба за место в команде может приводить к искусственному занижению качеств отдельных спортсменов. Кроме того, выбирая партнера для взаимодействия в реальной жизни, а не на бумаге, человек непременно будет учитывать не только то, хочет ли он сам с кем-то взаимодействовать, но и то, захочет ли взаимодействовать с ним тот, кого он выбирает. Поэтому выбор в реальной обстановке может определяться различными мотивами: престижностью, самоутверждением, деловыми соображениями.
При изучении отношений в спортивной команде необходимо пользоваться социометрией, но нельзя ограничиваться ею. Нужно знать обстановку в команде (для чего команда создана, окончательный это или предварительный состав, какова конкуренция и т.п.). Кроме того, необходимо попытаться выяснить истинные мотивы предпочтения одних и отвергания других.
Поскольку человек, принадлежащий группе, постоянно ориентируется на мнение группы о себе, важно знать, чье мнение из всех членов группы является для него наиболее значимым. Разработана методика (Е.В. Щедрина), с помощью которой можно узнать референтный для каждого круг общения, то есть тех лиц, на мнение и оценку которых член группы готов ориентироваться, осознавая себя объектом их внимания. Изучение референтного круга общения позволяет более содержательно изучать структуру группы.
6. Влияние коллектива на формирование личности спортсмена
Деятельность спортсмена в социальной группе накладывает определенный отпечаток на его особенности, формирует его общественное сознание, жизненные принципы. Общение с другими людьми вызывает у занимающихся спортом не только эффект соперничества (соревновательную реакцию), но и воспитывает у них черты личности, связанные с совместной деятельностью.
Одной из таких черт является коллективизм, то есть солидарность человека с целями развития коллектива, в который он входит, следование идеалам коллектива и ценностным ориентациям. У коллективиста появляется чувство ответственности и долга, товарищеской взаимопомощи, требовательность к себе и к другим. Нередко индивидуальность в спортивной команде подавляется ради общего успеха команды или товарища. Это ярко проявляется, например, в соревнованиях по бегу, когда для обеспечения высокого, а порой и рекордного результата один бегун берет на себя роль временного лидера, или в командных гонках на шоссе велосипедистов, когда команда работает на своего лидера, и т. д. Часто работа на достижение победы команды или товарища остается незамеченной.
На велогонке мира 1978 года на первых этапах никому из советской команды не удавалось пробиться в лидеры гонки. За нашим лидером Пикуусом внимательно следили соперники. Тогда на собрании команды было решено выдвинуть в лидеры другого спортсмена — Аверина. А Пикуусу была отведена роль «подсадной утки» — он обязан был отвлекать внимание соперников от негласного, но теперь истинного лидера. Эта хитрость оправдала себя — Аверин стал победителем велогонки мира в личном зачете.
Под влиянием коллектива формируется и другая черта личности — самокритичность. Важно формировать у спортсмена адекватную меру самокритичности (самооценки), так как излишняя самокритичность приводит к неуверенности, а ослабленная самокритичность — к самоуверенности. И то и другое может способствовать возникновению такого неблагоприятного эмоционального состояния, как фрустрация при неудаче спортсмена.
Коллективная деятельность способствует лучшей мобилизованности спортсмена для выполнения стоящей перед командой задачи. В ряде исследований показано, что коллективный соревновательный мотив в большей степени способствует улучшению деятельности, чем личный. Встречаются спортсмены, которые за команду выступают лучше, чем в личном зачете. К сожалению, психологическая природа этого феномена не раскрыта.
Пребывание в коллективе изменяет степень и направленность агрессивности спортсмена, проявляемой в конфликтной ситуации (эту характеристику личности называют экстрапунитивностью). Лица с высокой агрессивностью уменьшают ее за счет развития у них эмпатии (сопереживания за товарищей по команде, идентификации своего состояния с эмоциональными состояниями других). Агрессивность трансформируется в так называемую «спортивную злость», направляемую на соперника.
Вхождение спортсмена в определенную спортивную группу, созревшую до уровня коллектива, формирует сознательное и целеустремленное отношение к тренировочным занятиям, влияет на формирование моральных качеств спортсмена. Ощущая связь с группой, чувствуя себя ее представителем, спортсмен старается избегать таких поступков, которые могли бы бросить тень на весь коллектив или восстановить коллектив против него.
Развитие личностных особенностей спортсменов в команде зависит от характеристик последней. В частности, имеет значение численный состав группы. Например, удовлетворенность каждого участника команды своим вкладом в ее успех выше при малой численности команды. В больших группах меньше общегрупповая сплоченность, появляются группки, вступающие друг с другом в неприязненные отношения. Следствием этого является то, что в многочисленных группах более терпимо относятся к авторитарному руководству.
Существенное значение имеет социальная зрелость группы. Формирование положительных черт личности происходит более успешно в коллективах и менее успешно — в группах общения типа ассоциации. Более того, в ряде случаев незрелость группы в социальном плане может отрицательно сказаться на личности спортсмена. В спортивных группах — корпорациях, где каждый спортсмен обеспокоен исключительно собственными успехами, формируется индивидуалистическая установка, которая в условиях трудных испытаний (на фоне нервно-психического истощения спортсменов) может приводить к возникновению острых внутригрупповых конфликтов. Членам таких групп свойственны конформизм, чувство тревожности, субъективность в оценке личности партнеров и неадекватность самооценки.
Стабилизация группы — безусловно, положительный момент. Но в некоторых и, в общем, нередких случаях она становится тормозом дальнейшего развития группы, так как способствует утрате гибкости ее, трафаретности реакций, тому, что в спорте часто именуется академизмом. Исследования показали, что стандартизирующие процессы приводят к единообразию эмоций в группе. Устранить установившийся «стиль», расшатать излишне конформную конструкцию подчас не только желательно, но и необходимо. Терапия таких групповых состояний складывается из разнообразных воздействий, в том числе некоторого изменения состава и даже организации целенаправленной и контролируемой конфликтной напряженности.
В ряде случаев тренер, по-видимому, не должен бояться некоторого осложнения отношений между отдельными членами коллектива, разумно используя конфликтность как источник новых эмоций и идей, препятствующих «застыванию» группы.
Длительное общение на сборах с одними и теми же партнерами даже при социальной зрелости группы может приводить к такому неблагоприятному явлению, как эскапизму — избеганию партнеров. Следствием этого является развивающаяся в первоначально психически здоровом коллективе несовместимость (о которой речь пойдет ниже). Стремление и одновременно невозможность избежать навязанной на сборах системы общения, излишнего объема контактов (с точки зрения потребностей спортсмена) приводят к неадекватной оценке партнеров, появлению агрессивных тенденций, резкому снижению эффективности деятельности спортсмена и группы в целом (О. А. Ильин).