Между тем, обследование команд мастеров показывает, что часто межличностные отношения между основными и запасными игроками оставляют желать лучшего. Социометрическое обследование спортивных команд показало, что сплоченность среди запасных игроков значительно ниже, чем среди игроков основного состава, причем это выяснилось как по деловой (игровой) структуре команд, так по эмоциональной. Возможно, причиной этого является то, что многие запасные игроки пришли в команды недавно и не сумели еще сплотиться. Но также возможно, что их низкая сплоченность является следствием конкуренции за места в основном составе.
Настораживает и то, что оценки запасных игроками основного состава и оценки запасными лиц своей группы довольно низкие как по деловым качествам (что, в принципе, соответствует истинному положению дел), так и по эмоциональным (что, очевидно, несправедливо).
В то же время игроки основного состава имеют высокий статус и по деловым, и по эмоциональным качествам, причем как по оценкам запасных, так и основных игроков. Очевидно, здесь имеет место некоторая идеализация личности спортсмена на основании его игровых качеств. И в то же время недостаточно высокое спортивное мастерство запасных игроков приводит к тому, что они не очень высоко оцениваются и как личности.
Это обстоятельство, вольно или невольно, если и не делит команду на две группировки (лидеров и отвергаемых), то, во всяком случае, дифференцирует на «почитаемых» и «пренебрегаемых». Очевидно, последним трудно в таких условиях показывать хорошую игру и жить в команде коллективно. Они долгое время могут находиться на вторых ролях, и не каждый из них, особенно с высоким уровнем притязаний, может это долго выдержать. Только правильная воспитательная работа тренера и поддержка коллектива позволяют сгладить эти неприятные в социально-психологическом отношении моменты жизни спортивной команды.
Проиллюстрирую процесс созревания спортивной команды и установления однородности ее эмоциональной структуры данными исследования В. Навроцкой (Анализ и формирование структуры межличностных отношений в спортивном коллективе (экспериментальные исследования, проведенные в команде польских велосипедистов-шоссейников). В одной из наблюдавшихся команде велогонщиков были как опытные спортсмены (костяк команды), так и новички. По мере становления коллектива структура его менялась не только за счет взаимоотношений между первыми, но и за счет взаимоотношений среди вторых, а также установления связей между обеими группами.
Как видно на рис. 1-а, если на первом сборе среди молодых спортсменов взаимоположительные выборы отсутствовали, а связи с ведущей группой спортсменов были односторонне направленными (новички выбирали опытных, а те новичков — нет), то на четвертом сборе (рис. 1-б) появились взаимосвязи как между молодыми спортсменами, так и между опытными и новичками (за счет признания опытными лидеров среди молодых).
Таким образом, если на первом сборе команда велосипедистов представляла собой группировку опытных велосипедистов и новичков, не связанных друг с другом, то на последнем сборе прослеживались четкое структурирование всей команды, выделение подгрупп, установление связей между ними через их лидеров. Сплоченность команды значительно возросла как по деловой, так и по эмоциональной структуре.
Особое положение в команде занимают игроки ближайшего резерва, которые выходят во время матча на замену основных игроков. Они занимают промежуточное положение по социальному статусу между игроками основного состава и запасными («глубоким резервом»). У игроков ближайшего резерва нет статусно-ролевой определенности, поэтому нередко у них имеется внутриличностный конфликт, приводящий к проявлению повышенной тревожности, конформизму, неадекватному уровню притязаний (отказ тренера поставить их на игру расценивается ими как незаслуженная обида), снижению фрустрационного порога (табл. 1).
Личностные особенности | Игроки основного состава | Игроки ближайшего резерва | Игроки "глубокого" запаса |
Тревожность | 19 | 32 | 24 |
Нейротизм | 13 | 22 | 16 |
Фрустрационный порог | 40 | 71 | 38 |
Конформизм | 0,28 | 0,69 | 0,37 |
Уровень притязаний | 11,0 | 5,8 | 7,2 |
Социально-психологические особенности комплектования сборных команд
В сборные собирают сильнейших игроков, которые у себя в командах являются формальными и неформальными лидерами. Попытки объединить этих игроков для совместной игры часто не приносят желаемого результата, наоборот, расстраивают уже налаженные групповые действия. Кроме того, тренеры сборных имеют, как правило, ограниченное время для формирования желаемой направленности установок (тактического мышления) и межличностных отношений между членами команды. Поэтому перед тренерами сборных стоит много социально-психологических проблем.
Именно поэтому до сих пор обсуждается вопрос о том, по какому принципу должны комплектоваться сборные — на базе клубных команд (например, чемпиона страны) или из различных сильнейших игроков. Оба способа имеют преимущества и недостатки. Так, преимущество первого способа состоит в том, что тренер сборной, являясь одновременно и тренером команды-чемпиона, имеет костяк, на который он может опираться при проведении своей линии в команде. Недостаток же состоит в том, что игроки базовой команды могут обособляться в отдельную группу, поддерживать друг друга в ряде конфликтных ситуаций, принижать достоинства спортсменов из других команд, то есть поступать субъективно. Об этом свидетельствует обследование, проведенное мной в одной сборной команде страны, сформированной на базе команды-чемпиона.
При первом обследовании (в начале комплектования команды при расширенном ее составе и при наличии вследствие этого конкуренции между игроками за место в сборной) проявились четкие различия в оценке игроками базовой команды друг друга и остальных спортсменов, являющихся представителями других клубов. Партнеров из своей (базовой) команды они оценили в полтора раза выше и по игровым, и по эмоциональным качествам. Игроки из других клубов подошли к оценкам более объективно: они в среднем дали одинаковые оценки, как себе, так и игрокам базовой команды.
При втором обследовании, когда сборная была уже окончательно сформирована, игроки базовой команды резко повысили оценку спортсменов из других клубов (исчезла конкуренция!), но сохранили все же ее на более высоком уровне для игроков-партнеров по клубной команде. Изменилась и оценка у игроков из других клубов: повысился уровень оценок, но для спортсменов базовой команды — в меньшей степени.
Таким образом, эти данные показывают наличие некоторого антагонизма между игроками базовой команды и остальными, особенно проявляющегося в период формирования сборной команды.
В подобной ситуации многое зависит от тренера; он должен одинаково доброжелательно относиться ко всем игрокам и даже чуть строже — к игрокам своей команды.
Список используемой литературы:
1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.:AKADEMIA, 2000.
2. Джамагаров Т.Т,, Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 1983.
3. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987.
4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1982.
5. Найдиффер О.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.
6. Новиков М. А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968.
7. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС, 1977.
8. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М., 1978.
9. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984.
10. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. (с. 72-85)
11. Родионов А.В. Психология спортивного поединка. М.: ФиС, 1968.
12. Рыжонкин А. В. О соотношении положения спортсмена в команде и характера проявления некото-х личностных особенностей: Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1973. Ч. 2. С. 153.
13. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2002.
14. Станкин М. И. Учитель физической культуры: личность, общение. М., 1993.
15. Теория и практика физической культуры. 1974. № 9.