Смекни!
smekni.com

Туристско-рекреационные ресурсы Пермского края для развития познавательного туризма (стр. 12 из 19)

В «Ключах» проводится лечение больных с заболеваниями органов кровообращения, движения и опоры, нервной системы и кожи, с нарушениями обмена веществ и гинекологическими заболеваниями. Санаторий рассчитан на 300 мест. Инфраструктура: имеется водогрязелечебница. Применяют электросветолечение, массаж и лечебную физкультуру. Услуги: оборудованы спортплощадки, для экскурсий и туризма интересны живописные окрестности курорта, в том числе карстовая Кунгурская пещера.

2.2. Историко-культурный потенциал Пермского края

2.2.1.Конфессиональный мир Прикамья

Во все времена современников поражали величие, красота, загадочность и масштабы нашего края. Изначально здесь проживали коми-пермяки, удмурты, ханты и манси. Главной средой обитания жителей Прикамья был лес, сформировавший их религиозные представления. Русские летописи сообщают о молящихся «идолам, солнцу, огню, воде, камению, древию, волам, козам, и кудесникам, и волхвам, и золотой бабе». Пермская «Золотая баба» была известна даже в Европе. Ее помещали на картах средневековья, о ней ходили легенды, ее столетиями разыскивали многочисленные искатели приключений.

Религиозные обряды совершались в «храмах» под открытым небом. Эти «священные рощи» сохранились до наших дней. В народе их чаще называют «ведьмины леса» или «богов дом». Еще и сегодня в нашем крае продолжают оставаться язычниками марийцы, некоторые традиции и обряды сохраняют коми-пермяки и удмурты.

Вместе с переселявшимися на прикамские земли русскими людьми началось знакомство местного населения с христианством. Язычники вполне терпимо относились к «чужим» богам, почитая иногда их также, как и своих.

Подлинная христианизация огромного края началась в 1379 году с неутомимой миссионерской деятельности знаменито Стефана Пермского. Великий просветитель средневековья изобрел пермскую азбуку из 24 букв и стал переводить на этот язык богослужебные книги. Он сам писал иконы и проектировал храмы, основывал школы, в которых обучал на пермяцком языке по переведенным книгам.

Почти через 70 лет после начала проповеднической деятельности Стефана Пермского, «епископ Иона крестил Пермь Великую и князя ее Михаила и церкви постави, игумены и попы».

К XVII веку православная вера становится ведущей в религиозных представлениях народов Прикамья. Церковь принимала самое активное участие жизни общества. Православные священники, помимо обычной службы в храме, проводили беседы на религиозно нравственные и исторические темы, участвовали в организации обществ трезвости (в Пермской епархии их было 12), занимались благотворительностью и даже оказанием срочной медицинской помощи. На приходское духовенство с1884 года была возложена обязанность обучать крестьянских детей в церковно-приходских школах. Наиболее просвещенные батюшки открывали «народные» библиотеки, активно распространяя книги среди прихожан.

После раскола русской православной церкви в середине XVII века приверженцев старой веры стали рассматривать как врагов Церкви и государства. Старообрядцы лишались имущества, их били кнутом и отправлялись в ссылку. Ревнители «древнего благочестия», бежавшие от преследований, нашли пристанище на Урале. Здесь, десятилетия спустя, старообрядцы, приравненные по статусу к «разбойным людям», активно использовались на строительстве мануфактур. Поэтому они только на Урале они могли свободно и открыто жить, сохраняя свои твердые религиозные убеждения.

Несмотря на все изменения и бурные события XX в., старообрядцы продолжают придерживаться своего традиционного жизненного уклада.

Католики в Перми появляются вместе с ссыльными поляками, то есть в 30-е годы XIX века после разгрома восстания за независимость. Строительство костела было закончено в 1875 году. На тот момент три четверти прихожан были дворянами и чиновниками. В католическую общину входили, помимо поляков, литовцы и французы. Сегодня при храме действует Центр Польской культуры, воскресная школа, паломническая служба. Волонтеры со всего мира через католическую благотворительную организацию «Каритас» помогают детским домам и медицинским учреждениям.

Много немцев-лютеран переселилось в Россию в XVIII веке, спасаясь от религиозных гонений. Однако их удельный вес среди жителей города был небольшой. В 1861-1864 гг. была построена лютеранская кирха. В настоящее время лютеране проживают в Перми, Соликамске и Березниках, принимая активное участие в гуманитарной и благотворительной деятельности.

Первая запись о евреях, ставших постоянными жителями Перми, относится к 1823 г. Пермь стала местом службы для рекрутов из еврейских семей. По указу от 26 августа 1827 г., подписанному Николаем I, евреев в «возрасте от 12 до 25 лет» брали в рекруты. Одной из основных целей подготовки к службе было обращение в православие.

В 1859-1879 гг. произошли изменения в российском законодательстве, направленные на снятие ряда ограничений. Некоторым категориям евреев было предоставлено право на повсеместное жительство. Их доля в общем числе жителей города Перми достигла почти четырех процентов. В начале XX в. было две синагоги, а также один хедер для религиозного обучения своих детей и еврейское частное двухклассное училище.

Начиная с IX века, свою историю в нашем крае отсчитывает ислам. Арабские и булгарские купцы, по Камскому торговому речному пути доходили до самых отдаленных территорий Прикамья. Однако только с XVI века происходит исламизация южного Прикамья среди проживающих здесь башкир. Соборная мечеть, построенная в 1903 году стала украшением губернского центра. Характерно, что ее построили рядом с кафедральным собором. В настоящее время в Пермской области функционирует около 50 мечетей. Пермь — центр муфтията — регионального Духовного управления мусульман.

На конец 2001 г. в Пермской области функционирует более 400 религиозных общин 33 конфессий и течений.

Начиная с 1998 г. в Перми работает Межконфессиональный консультативный комитет, куда входят представители традиционных религиозных организаций. Активная деятельность этого комитета доказывает преемственность традиций этноконфессиональной терпимости, характерных для Урала в целом и для Перми и Пермской области в частности.

2.2.2. Пермский звериный стиль

Пермский край очень богат памятниками археологии. В настоящее время их известно около двух тысяч. Древнейшие из них датируются эпохой раннего палеолита — более 200 тыс. лет назад. Это такие памятники как стоянка в гроте Большой Глухой на реке Чусовой, стоянка Ельники на реке Сылве, стоянка Ганичата на реке Гаревой. Наиболее поздние памятники археологии — исторические города: Чердынь, Усолье, Соликамск, Кунгур, Добрянка, Чермоз и ряд других. Многие археологические памятники имеют мировую известность. Прежде всего, необходимо упомянуть Турбинский могильник эпохи бронзы (XVII-XVI века до н.э.), который находится на территории Орджоникидзевского района города Перми, святилище у Камня Писаного на реке Вишере, Першинский могильник ананьинской культуры VIII-VI в. до н.э. Уникальными памятниками археологии являются костища — жертвенные места VI в. до н.э. и VI в. н.э.Самое богатое из них — Гляденовское — находится недалеко от с. Култаево Пермского района на р. Нижней Мулянке. Многие находки из Прикамья хранятся в крупнейших музеях страны. Например, большая часть иранской серебряной посуды из коллекции Государственного Эрмитажа происходит из Пермской области. Материалы Гляденовского костища и Турбинского могильника выставлены в экспозиции Государственного исторического музея.

Археологическое изучение нашего края началось почти два века назад. Первые раскопки были проведены в1819 году на Искорском городище недалеко от поселка Ныроб Чердынского района. В настоящее время археологическое изучение области ведет Камская археологическая экспедиция Пермского университета. Собран огромный материал, позволяющий восстановить многие стороны жизни древних людей. Только в Пермском областном краеведческом музее хранится более 250 тыс. древних предметов, найденных при раскопках. Древние религиозные представления лучше всего характеризуют предметы так называемого пермского звериного стиля. В отделе археологии Пермского областного краеведческого музея хранится около тысячи различных произведений древнего искусства – подвесок, бляшек, прорезных пластин и т.д. Большинство из них датируется эпохой раннего железного века (VIII в. до н.э. – IV в. н.э.) и раннего средневековья (IV – XI вв.). Некоторые предметы служили предкам нынешних коми-пермяков украшениями одежды, оружия, или конской сбруи, другие считались амулетами-оберегами, третьи использовались жрецами при различных религиозных обрядах. Все произведения пермского звериного стиля несут большую смысловую нагрузку. Так, например, пронизки и подвески в виде уточек иллюстрируют миф о ныряющей птице. Это один из древнейших мифов, повествующий о том, что в древности вся земля была покрыта водой и утка (в других вариантах гусь или лебедь) нырнула на дно и принесла комок земли, из которого выросла вся суша. бляшки с изображением головы медведя между лап связаны с медвежьим праздником, который до сих пор существует у многих народов. Убитого на охоте зверя укладывают именно таким образом, как изображено на древних бляшках. У него просят прощения, в его честь поют специальные «медвежьи» песни, угощают различными яствами. Этот праздник возник в глубокой древности, когда медведь почитался как священное животное. Лось и олень считались символами солнца и неба. Из домашних животных чаще всего изображались кони. Коньковые шумящие подвески были самым распространенным женским украшением. Их нашивали на одежду или вплетали в косы. В религиозных представлениях древних уральцев конь считался существом двойственным, то есть был связан и с небесным миром, и с подземным. Поэтому кони часто изображались парами.