Смекни!
smekni.com

Туристско-рекреационные ресурсы Пермского края для развития познавательного туризма (стр. 13 из 19)

Помимо реально существующих животных часто изображались фантастические существа. Наиболее выразительны такие образы, как человеколось, птицечеловек, крылатый пес, а также ящер – символ подземного или подводного мира. Несмотря на то, что произведения звериного стиля изготовлены более тысячи лет назад, мастерству древних литейщиков могут позавидовать и современные художники и скульпторы. Особенно красивы прорезные пластины, изображающие богиню – хозяйку природы в окружении различных животных. Они найдены на севере области и хранятся в музее г. Чердыни.

Традиции пермского звериного стиля до сих пор сохраняются в народном искусстве Прикамья.

2.2.3. Народные промыслы Прикамья

Прикамские народные промыслы и ремесла, талант мастеров известны далеко за пределами края. Это частица пермской истории и культуры, частица нашей славы.

Мастером в прошлом был каждый крестьянин. Орудия труда, упряжь, утварь, одежда, обувь – почти все это «мастерилось» самими крестьянами. Многие образцы пермских народных промыслов и ремесел сегодня можно встретить только в музеях, как, например, знаменитую роспись по дереву, широко бытовавшую в Прикамье. Не только прялки, лагуны для кваса и пива, коромысла и туеса расписывали пермские и приезжие (вятские, костромские и поволжские) мастера, но и интерьер дома кисть мастера превращала в чудесный цветущий сад, с сидящими на розовых кустах птицами. Еще и сегодня в пермских деревнях есть мастера, знающие как из лыка сплести лапти, владеющие секретами традиционного ткачества, бондарного ремесла, плетения из ивового прута.

Культура Прикамья всегда развивалась в диалоге с традициями разных народов. Узорное вязание, ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек, многоцветным ткачеством полотенец и паласов пермских татар и башкир. За браными полотенцами и узорными варежками коми-пермяков следует отправится в Кудымкар, за расшитыми бисером тюбетейками – в Барду, за татарскими полотенцами и паласами – в Ординский, Уинский или Кунгурский районы. Эти народные ремесла, с многовековой историей, живы и до настоящего времени.

Бурачный промысел сохраняется и развивается в Прикамье уже не одну сотню лет. Характерная особенность традиционных пермских туесов – тисненый орнамент. В прошлом своими туесами-бураками славились Верхне-Чусовские городки. В наши дни мастера бурачного дела работают в Перми, Суксуне, Кунгуре, Верхне-Чусовских городках. Традицию классических тисненых туесов сохраняет артель «Пермская береста» (г. Пермь).

Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремесел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский районы).Наибольшую известность далеко за пределами Пермской области получил камнерезный промысел. Еще в конце XVIII в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачевка (Осинский уезд, ныне – Ординский район) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам Ирени. В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами и расходились по всей России. Уже в советские время народный промысел был поставлен на промышленную основу – созданы Кунгурский (1933 г.) и Красно-Ясыльский (1966 г.) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и другие мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.). Расширился и ассортимент изделий. Популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы уральских лесов, персонажи уральских сказов. У многих пермяков можно встретить богатые коллекции изделий из мягкого поделочного камня. Редкий гость Прикамья уезжает домой без сувенирной селенитовой фигурки.

Запасы красной глины стали сырьевой основой развития гончарного промысла в Сылвенско-Иренском поречье. Мастера-горшечники были чуть ли не в каждой деревне, а в крупных селах и в Кунгуре работали десятки мастеров. В то время без глиняной посуды не обходилась ни одна крестьянская изба. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки – вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий. Сегодня традиции гончаров Кунгурского уезда продолжают мастера художественного предприятия ЗАО «Кунгурские народные промыслы» (г. Кунгур). Основу производства предприятия составляют керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современные мастера наряду с традиционными осваивают и необычные для гончаров сюжеты, например, пермского звериного стиля.

Запасы красной глины стали сырьевой основой развития гончарного промысла в Сылвенско-Иренском поречье. Мастера-горшечники были чуть ли не в каждой деревне, а в крупных селах и в Кунгуре работали десятки мастеров. В то время без глиняной посуды не обходилась ни одна крестьянская изба. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки — вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий. Сегодня традиции гончаров Кунгурского уезда продолжают мастера художественного предприятия ЗАО «Кунгурские народные промыслы» (г. Кунгур). Основу производства предприятия составляю керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современные мастера наряду с традиционными осваивают и необычные для гончаров сюжеты, например, пермского звериного стиля.

Небольшой заводской поселок Суксун своими мастерами и медными изделиями также известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 году, начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, Тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара. До начала XX в., производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника.

На Суксунском заводе отливали и медные колокола. Сорок восемь из них уже более века «поют» на звоннице Большого театра в Москве. Мастера меднолитейного дела Суксуна и Кунгура в XIX в. освоили и производство поддужных колокольчиков, может быть потому, что и стояли эти поселения на знаменитом Сибирском тракте. Даже появление стихотворения «Однозвучно гремит колокольчик» связывают с Суксуном. По преданию, в деревне Верх-Суксун в 1840-е гг. нашли замершего ямщика, в кармане кафтана которого и был найден листок со строками этого стихотворения.

Последнее десятилетие по-разному отразилось на развитие того или иного промысла. Одной из характерных черт этих лет явился огромный интерес к народным традициям, к народному наследию. И как следствие — создается множество новых центров народных промыслов и ремесел. В г. Перми появилась мастерская, где делают глиняные свистульки, копилки и подвески. Пермские мастера-кузнецы изготавливают ажурные кованые решетки, подсвечники и не обычную, а витую кочергу для камина. Загляните в художественные салоны города или отправьтесь в мастерские Кунгура, Суксуна, Верхне-Чусовских городков, туда, где работают народные мастера. Поверьте, вы не останетесь равнодушными и увезете на память сувенир о Пермском крае.

2.3. Пермские вотчины Строгановых

2.3.1 История рода Строгановых

Свое происхождение род Строгановых ведет с Северо-Западной Руси, из Великого Новгорода. Существовала также легенда о татарском предке Строгановых, родственнике хана Золотой Орды, якобы отправившемся на службу в Москву к Дмитрию Донскому, принявшем христианство и получившем при крещении имя Спиридон. Легенда эта повествует о том, что Спиридон не пожелал возвратиться в Орду, был схвачен татарами и отказался вернуться к прежним верованиям. За это он претерпел жестокие пытки, хан приказал «изстрогать на нем тело, а потом, всего на части изрубя, разбросать». Таким образом, легенда объясняет происхождение фамилии Строгановых от мученической смерти их прародителя. На самом деле эта легенда не имеет под собой оснований. Гораздо вероятнее другое предание, сохранившееся в одном сборнике Кирилло-Белозерского монастыря. Согласно ему, род Строгановых происходит от стародавней новгородской фамилии Добрыниных, а сами Строгановы — выходцы из Великого Новгорода, родоначальником же их был действительно некий Спиридон, живший во времена Дмитрия Донского. Внук Спиридона, Лука Кузьмич, пользовался правом сбора сорока со значительной части Двинской земли. Достоверными фактами, относящимися к этому периоду, является то, что Строгановы были владельцами оброчных статей в Новгородских землях, а сын Луки Кузьмича, Федор Строганов, со своими сыновьями начал осваивать новые угодья и перебрался в Сольвычегодск, где продолжал заниматься соляными промыслами. Старшие его сыновья умерли довольно рано, и сведения об их деятельности практически отсутствуют. Младший же его сын, Аника (или Иоанникий) Федорович, был человеком на редкость предприимчивым и энергичным. Стараниями Иоанникия Федоровича и его сыновей владения Строгановых были значительно расширены. Именно при них семья Строгановых получила в свое владение земли в Перми, Прикамье и Зауралье, где в построенных по Каме городках Строгановы стали в обширных размерах вываривать соль, которую отправлял вверх и вниз по Каме, Чусовой и Волге — в Казань, Нижний Новгород и другие, более мелкие города, а также сбывали ее на месте «вольною и договорною ценою» приезжавшим к нему из разных мест купцам. Имея право на беспошлинную торговлю и в качестве чуть ли не единственных, по крайней мере крупных, солеварителей, устанавливая «вольные» цены, Строгановы от этого дела нажили весьма «знатную пользу».