Смекни!
smekni.com

Туристско-рекреационные ресурсы Пермского края для развития познавательного туризма (стр. 17 из 19)

2.4.3. Соликамск

Соликамск – один из древнейших городов Прикамья. Крупнейшая на Урале река Кама и поваренная соль дали городу жизнь и красочное имя.

Город отсчитывает свою историю от первых соляных варниц братьев Калинниковых, которые около 1430 года перенесли свои промыслы с реки Боровой на Усолку, дав начало селу Усолье Камское – будущему Соликамску.

С открытием в 1597 году «государевой Верхотурской дороги», соеденившей центральную Россию с Сибирью, город становиться не только крупным центром солеварения, главной «солонкой» страны, но и важным транзитным пунктом. С 1636 года Соликамск — центр Перми Великой, перенявший этот статус у Чердыни. На XVII век приходится небольшой расцвет соликамского солеварения. В конце XVII века в Соликамске работало 200 соляных варниц. Пермская соль, за пределами края получившая название «пермянка», составляла более половины всей добываемой соли в стране.

С начала XVIII века с введением государственной монополии на соль и изменением условий ее производства и сбыта, роль и значение соликамской солеваренной промышленности резко пошли на убыль.

Сегодня в былом величии города красноречиво свидетельствуют памятники каменной архитектуры прошлых столетий. Стоят они друг за другом, вытянувшись параллельно речному руслу таким образом, что «линия белых церквей с высокими колокольнями» напоминает линию парусных судов, плывущих по морю.

«Одушевление и движение» городу придает центральный архитектурный ансамбль. Ведущее место в ансамбле занимает Троицкий собор (1685-1697 гг.) — самое монументальное и живописное сооружение города. Каменное «узорочье», украшающее стены, причудливые теремные крыльца — все говорит о богатстве архитектурной фантазии народных мастеров. Рядом высится 60-ти метровая соборная колокольня на палатах (1713 г.). ЕЕ немного наклонившийся от времени силуэт стал без преувеличения таким же символом Соликамска, как и знаменитая башня в Невьянске. Особое место в ансамбле занимает Богоявленская церковь. Главенствующая роль внутреннего убранства храма принадлежит иконостасу — богатейшее собрание икон XVII века и более поздних икон XVII-XIX вв. Дом воеводы (1688 г.) — здание –крепость. Это самое старое из каменных сооружений гражданской архитектуры XVII в. на Урале. Дом знаменит своими внутристенными ходами. История дома овеяна легендами. По преданию, подземные ходы связывали его со многими другими зданиями города.

В сооружениях центрального архитектурного ансамбля в настоящее время размещены экспозиции Соликамского краеведческого музея, гордостью собрания которого является коллекция расписных и рельефных изразцов XVIII-XIX вв. местного производства.

2.4.4. Усолье

К югу от Соликамска, на правом берегу широкой и полноводной Камы, против крупного уральского города Березняки, раскинулся небольшой старинный городок Усолье. Возникновение города в 1606 году связано с развитие солеварения, которое более трех веков являлось основным занятием жителей. До конца XVIII века Усолье оставалось центром строгановских имений.

Строгановы украсили свою вотчину великолепными каменными зданиями, составившими хотя и небольшой, но все же очень интересный и оригинальный архитектурный ансамбль. В нем представлены Спасо-Преображенский собор (1727-1733 гг.), соборная колокольня (1730 г.), палаты Строгановых (1724 г.) — «эти каменные хоромины солеваренных магнатов», которые «не были бы лишними даже и в столице».

Постройки XIX века: усадьба Галицина (1818 г.), дом конторы сользаводов (1833 г.), Никольская церковь (1820 г.), выстроенная в память о победе над Наполеоном в 1812 году, обогатили облик города.

Старинное усолье сегодня — это два архитектурных ансамбля разных веков, которые удачно соседствуют и дополняют друг друга.

2.4.5. Кунгур

Один из неповторимых уголков Прикамья — Кунгур — является третьим по возрасту городом на Урале. Свое имя город получил от речки Кунгурки, на берегах второй был основан. Кунгур по-татарски — «смуглый, темный». Видимо, цвет воды и определил название реки.

В 1663 году указом царя Алексея Михайловича велено было построить «крепость и к крепи устроить острожек», чтобы «великую иметь осторожность от башкирских нападений».

На выступающем мысу, в месте слияния Сылвы и Ирени, недалеко от сожженными враждебными соседями прежнего Кунгура, вырос новый город.

К середине XVIII века Кунгур стал одним из крупнейших городов Урала, важным торговым и ремесленным центром.

В XIX веке лицо города определяли три крупных ярмарки, на которых Кунгур был представлен кожевенным, мукомольным, винным, мыловаренным производствами. Постепенно Кунгур приобретает славу богатого купеческого города.

Лучшие представители кунгурского купечества были известны своей благотворительностью. На их средства строились и освещались храмы, открывались и содержались учебные заведения.

Символом купеческого Кунгура стал Гостиный двор (1865-1876 гг.), подаренный М.И. Грибушиным «Кунгурскому городовому обществу с условием, чтобы половина доходов с лавок поступала на городские потребности, а другая — употреблялась на содержание стипендиатов в высших учебных заведениях для детей беднейших граждан». Сегодня это один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней без изменений.

К началу XX века силуэт Кунгура определяли 16 храмов. Сегодня олицетворением бессмертия, красоты и памяти являются 9 сохранившихся. Неповторимыми шедеврами архитектурного зодчества стали белокаменные пятиглавые Успенская (1755-1761 гг.), и Преображенская (1763-1773 гг.) церкви.

Украшение города — Свято-Никольская церковь (1917 г.) с келейным корпусом Иоанно-Предтеченского женского монастыря — создает великолепный храмовый ансамбль на высоком берегу Ирени.

Очарование минувших эпох ощущается в зданиях Дома воеводы и Городской управы, Михайло-Антонино-Кирилловского сиропитательного дома и Зыряновской богадельни.

В просторных палатах Дома воеводы (памятник архитектуры XVIII века) и Малом Гостином дворе размещается краеведческий музей. Особенностью фондов музея являются коллекции модельного гипса, изделий из мягкого камня (селенита, талькохлорита), художественной керамики, которыми представлены традиционные кунгурские промыслы и современное декоративно-прикладное искусство.

КУНГУРСКАЯ ЛЕДЯНАЯ ПЕЩЕРА

По определению ученых, возраст пещеры 10-12 тысяч лет. Ни одна пещера не имеет столь богатой истории и не является столь известной в нашей стране, как пещера в недрах Ледяной горы.

До сих пор неизвестно, кто открыл Ледяную пещеру, если не принимать за научный факт легенду о Ермаке, согласно которой он со своей дружиной в ней перезимовал. Науке она известна со времен Семена Ульяновича Ремизова, который был в Кунгуре в 1703 году и составил первый план пещеры.

Почти на шесть тысяч метров тянутся под землей причудливо разветвленные ходы. Но это лишь разведанная часть пещеры. До сих пор старые обвалы и осыпи не дают установить полную протяженность подземных лабиринтов.

В исследованной части пещеры около 100 гротов и 60 озер. Размеры гротов Кунгурской пещеры производят сильное впечатление. Длина грота Великан, например, 70 м. Гроты украшены столбиками сталагмитов, сосульками сталактитов, достигающими двух метров, ледяными и снежными узорами.

В гроте Дружбы народов раскинулось самое крупное озеро пещеры — Большое подземное. Оно имеет длину 38 м и глубину 3 м.

Надпещерный участок Ледяной горы также является экскурсионным объектом.

Поверхность ледяной горы усеяна карстовыми впадинами конусообразной и блюдцеобразной формы. Величина их в плане доходит до 40-45 м, глубина — до 15 м.

Кунгурская пещера — единственная в нашей стране, оборудованная для проведения экскурсий. Длина экскурсионной тропы 1,5 км.

БЕЛОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительский монастырь расположен на живописных отрогах Уральских гор в 85 км от города Кунгура и в 100 км от города Перьми. Белая гора издавна служила местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь находились кельи и скиты, где скрывались беглые старообрядцы. Красоту и величие Белой горы сравнивали с пейзажами Святого Афона, а белгородских монахов — с афонскими, поэтому за монастырем закрепилось почетное название «Уральский Афон».

Белогорский монастырь был устроен по Афонскому образцу. Монашеский устав отличался особой строгостью. Игумену монастыря было поручено следить за благочестием всех монашествующих Пермской епархии. Белогорский монастырь являлся местом исправления для преступивших нравственные и правовые нормы монахов.

«Обителью молитвы, поста и труда» назвал Белогорский монастырь один из паломников. Труд иноков стал основой процветания монастыря, входившего в число богатейших в России. Монастырская братия, помимо земледелия, скотоводства, рыболовства и огородничества, успешно занимались даже пчеловодством. При монастыре было организовано более 14 ремесленных мастерских. Действовали собственные фотолаборатория и типография. Были открыты детский приют, церковно-приходская школа и богадельня для престарелых.

Вершиной художественного расцвета обители стало строительство на Белой горе величественного соборного храма в честь Воздвижения Животворящего креста Господня. Освященный в 1917 году, он стал крупнейшим собором на Урале.

Сегодня в Белогорском Свято-Николаевском монастыре возобновлена монашеская жизнь. Возрождающаяся обитель привлекает к себе все большее внимание паломников. Во время посещения монастыря паломникам предлагается скромная трапеза. Для желающих предусмотрено трудовое послушание.