Смекни!
smekni.com

Туристско-рекреационные ресурсы Пермского края для развития познавательного туризма (стр. 3 из 19)

Долины малых рек (длиной до 50 км) явно преобладают как по общему количеству, так и по суммарной длине. Ширина их колеблется от сотен метров до 1–2 км. В пределах днищ долин узкими участками встречаются пойма и лишь одна-две надпойменных террасы. Как правило, долины малых рек в южной и центральной частях Уральского Прикамья тоже асимметричны, но их крутые склоны обращены на юг, юго-запад и запад, независимо от того, правые они или левые. Эта асимметрия является древней, она возникла в конце позднечетвертичного времени вследствие разной интенсивности рельефообразующих процессов и климатических причин.

Балки – это древние (средне- и позднечетвертичного возраста) эрозионные формы, в образовании которых, кроме деятельности постоянных и временных водотоков, участвовали и другие процессы. Они имеют задернованные, выположенные склоны с выпуклой верхней и вогнутой нижней частями поперечного профиля. Балки могут достигать длины 1–1,5 км и даже более. Густота и протяженность балок увеличиваются в направлении от центральной части Прикамья к югу.

Лога примерно схожи по происхождению с балками, но они образовались несколько позднее – в конце четвертичного време=и, в начале голоцена (около 10 тысяч лет назад) – и имеют V-образный профиль. Густота балочно-ложковой сети в Прикамье местами достигает 3–5 км/км², что значительно превышает густоту речной сети.

С деятельностью временных водотоков связано возникновение оврагов. Овраги – современные эрозионные образования, их формирование очень часто происходит прямо на наших глазах, главным образом из-за нерационального использования земель – распашки крутых склонов, неправильной прокладки дорог, вырубки прибрежных лесов. Овраги расчленяют склоны возвышенностей, речных долин, склоны и днища балок. Размеры их зависят от стадии развития, крутизны и длины склонов, состава пород, в которые они врезаются. Начинается развитие оврага с рытвины, которая затем может превратиться в промоину, а та, в свою очередь, – в овраг.

В восточной половине Уральского Прикамья широкое распространение получили Карстовые формы рельефа – как поверхностные (карры, воронки, котловины, рвы, депрессии, карстовые лога, карстовые долины), так и подземные (каверны, карстовые трещины, полости, каналы, пещеры). Существуют и переходные формы карста – поноры (вертикальные каналы с отверстием на поверхности диаметром до 0,5–1,0 м) и колодцы (вертикальные каналы с поперечником в верхней части от 1–3 до 5 м и глубиной до 20 м).

Самая распространенная карстовая форма в Предуралье и на Урале – карстовая воронка. Это конусообразные, цилиндрические, блюдцеобразные, чашеобразные понижения, имеющие диаметр иногда более 100 м и глубину до 25 м.

Карстовыми котловинами называют замкнутые понижения рельефа, достигающие в поперечнике 1–3 км при глубине от 10 до 50 м. Форма их в плане обычно вытянутая или сложная. Склоны и дно котловин очень часто бывают усеяны воронками и понорами, поглощающими иногда даже небольшие реки.

Карстовые депрессии – понижения с поперечником от 1–3 до 10 км – отличаются от котловин тем, что в их формировании большую роль играют эрозионные процессы и по генезису они чаще всего являются эрозионно-карстовыми. Данные образования характерны в основном для гипсово-ангидритового карста. На дне некоторых из них выходят карстовые родники, располагаются карстовые озера и болота.

Карстовые рвы развиваются вдоль раскрытых тектонических трещин или трещин оседания склонов. Протяженность рвов может достигать нескольких километров при ширине до 150 м, а глубине 8–10 м.

Иногда в карстовых районах можно наблюдать интереснейшее явление. Обычная река, которая на первый взгляд не отличается от других рек, вдруг на наших глазах с шумом исчезает между камней. Место исчезновения водотока называется «нырок». Ниже этого места прослеживаются сухие долины, или суходолы. Обычно через какое-то расстояние подземные реки вновь выходят на поверхность – в виде или мощного родника, или высачивающегося среди камней водотока, сила и расход которого нарастают постепенно. Место нового появления реки называется «вынырок». Во время весеннего половодья, когда талые воды не успевают поглощаться подземными карстовыми полостями, речной сток идет прямо через русло суходола.

Разнообразны карстовые озера с атмосферным, подземным и смешанным питанием. Среди них встречаются как постоянные, так и периодически исчезающие водоемы.

Многочисленны пещеры. В настоящее время карстоведами и туристами-спелеологами их выявлено более 550 как в равнинной, так и в горной частях региона. Наиболее крупные из них – пещеры Дивья (9750 м), Кизеловская Виашерская (7600 м) и Кунгурская (5600 м). Преобладают горизонтальные и наклонные пещеры, реже встречаются вертикальные.

На обнаженных гипсовых берегах р.Сылвы и ее притоков, изредка в бортах воронок и логов небольшими участками встречаются самые мелкие карстовые формы – карры, гребешки высотой от нескольких миллиметров до 1–2 см.

Другие карстовые формы (ниши, останцы, арки) на Урале и в Предуралье сравнительно редки.

На склонах речных долин и балок, сложенных суглинками, довольно часто наблюдаются воронки, ямы, канавы и туннели, обязанные своим происхождением суффозии. По внешнему виду эти формы напоминают карстовые образования. Размеры суффозионных понижений-посадок обычно не превышают 6–8 м в поперечнике, но могут достигать и несколько десятков метров.

По крутым склонам речных долин и крупных балок встречаются оползни. Результат оползневого процесса – площадки, ступени, бугры, цирки в нижних частях склонов. Оползневые массивы протяженностью в несколько километров можно увидеть на правом берегу Воткинского водохранилища в окрестностях г.Оханска, пос. Усть-Нытва, с. Бабка и в некоторых других местах. На Камском водохранилище крупный оползневый массив имеется в районе населенных пунктов Таман – Городище.

В последние десятилетия активным рельефопреобразовательным явлением стала абразия. Размыв берегов вызывает обвалы – внезапные обрушения глыб и крупных блоков пород в подножие склонов. В результате совместного воздействия этих двух процессов возвышенные берега камских водохранилищ приобретают вид крутой, иногда почти вертикальной, высокой стены. В первые годы после затопления водохранилищ суглинистые берега отступали со скоростью в несколько десятков метров в год, сегодня средние скорости переработки берегов 0,2–0,6 м/год.

1.1.3. Воды

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧНОЙ СЕТИ

Территория Уральского Прикамья имеет хорошо развитую речную сеть, относящуюся в основном к бассейну р.Волги. Средняя густота речной сети составляет 0,5–0,7 км/км². По расчетам ученых, общая длина всех рек региона превышает 80000 км, а их количество приближается к 29000 км, в том числе 6 рек имеют протяженность свыше 300 км. Самыми крупными являются Кама (1805км), Чусовая (592 км), Сылва (493 км), Колва (460 км), Вишера (415 км), Яйва (304 км).

Кама – крупнейший левый приток Волги. Исток ее находится на плосковершинных, покрытых лесом увалах Верхнекамской возвышенности недалеко от удмуртского села Карпушата.

Чусовая – вторая крупная река Уральского Прикамья – берет начало на восточном склоне Среднего Урала, за пределами региона.

Сылва – крупнейший приток Чусовой. Ее устье располагается в окрестностях г. Перми. Как и у Чусовой, исток реки находится за пределами Пермской области.

Реки Уральского Прикамья, как и всего бассейна реки Камы, имеют смешанное питание, что обусловлено климатическими и геолого-геоморфологическими условиями.

С наступлением холодов реки Уральского Прикамья начинают замерзать. Первые осенние ледообразования – забереги, сало, шуга – возникают обычно во второй половине октября. Осенний ледоход на реках севера происходит в конце октября, а на юге – в первой декаде ноября, ледостав – соответственно в первой и во второй декадах ноября.

ВОДОХРАНИЛИЩА, ПРУДЫ, ОЗЕРА И БОЛОТА

На реках Уральского Прикамья для различных нужд создано несколько крупных водохранилищ и сотни мелких – прудов. Камское и Воткинское водохранилища относятся к крупнейшим подобным сооружениям в России и имеют многоцелевое назначение.

Камское водохранилище было наполнено в 1954 г.после завершения строительства плотины, перегородившей долину Камы в черте г. Перми.

В 1962 г. Кама была вновь перекрыта плотиной у с. Сайгатка (сейчас г. Чайковский), и образовалось Воткинское водохранилище.

Основное назначение камских водохранилищ сегодня – улучшение судоходства и водоснабжения.

На третьем месте по своим размерам и значимости для региона стоит Широковское водохранилище, образованное в 1948 г. на реке Косьве с целью получения электроэнергии.

На малых и средних реках Прикамья для различных целей (в основном для водоснабжения) построено около 400 малых водохранилищ – прудов. Строительство прудов началось еще в начале XVIII в. в связи с сооружением небольших мельниц. Несколько позднее стали возводиться и крупные пруды для приведения в действие заводских силовых установок. К середине XIX в. на территории Пермской губернии уже существовало 15 заводских прудов. К их числу относятся и ныне существующие пруды – Ныртвенский, Очерский, Павловский, Лысьвенский и др. Крупный пруд Пожвинского завода, в свое время с самой большой на Урале плотиной, оказался в пределах акватории Камского водохранилища.