Смекни!
smekni.com

Культурные достопримечательности Твери и Тверской области (стр. 2 из 4)

Берновский парк - единственный живой парк на Верхневолжье, который сохранил свою планировку, композиционное решение, двухуровневую структуру ( французский и английский парк рядом ) со времен своего основания ( конца 18 века ).

Эту усадьбу любили многие. Здесь бывал М.Н. Муравьев, резвились в парке его сыновья - будущие декабристы - Никита и Александр Муравьевы, воспитывалась у деда А.П. Керн. В мае 1891 года эти места подарили вдохновение И.И. Левитану. Также в этом имении бывали Бакунины, Вревские, Понафидины, В.Д. Бубнов ( конец 19 – начало 20 в.).

Музей А.С. Пушкина в Берново

Государственный литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина в селе Берново - центр «Пушкинского кольца Верхневолжья», одного из основных туристических маршрутов Тверской области.

Пушкинский музей - уникальный памятник русской культуры национального значения. Расположен на территории старой дворянской усадьбы, в бывшем доме помещиков Вульфов (конец 18 - начало19 в.), каменном двухэтажном особняке с мезонином и колоннами по фасаду.

Экспозиция музея освещает историю посещения А.С. Пушкина вульфовских поместий, знакомит с обитателями этих усадьб, рассказывает о взлете этого поэтического таланта (здесь созданы знаменитые «Анчар», «Цветок», «Зимнее утро», «Роман в письмах», строфы из «Евгения Онегина» т. д.)

Посетив музей А.С. Пушкина, вы непременно почувствуете, что этот край в глубине России, названный с легкой руки А.С. Пушкина его «тверским кабинетом», значил в судьбе поэта не менее больших городов.

Музей С.Я. Лемешева в Князево

Музей включает в себя пять экспозиционных залов, в которых представлены театральные костюмы, афиши, книги, фотографии С.Я. Лемешева. Проводятся музыкальные вечера и концерты с прослушиванием редких записей С.Я. Лемешева из фондов музея.

Мемориальный художественный музей В. А. Серова в Домотканово

Музей великого русского художника расположен в одноэтажном деревянном доме на территории Усадьбы Дервизов, где кроме Серова бывали также Врубель, Левитан и др. От усадьбы сохранился парк, пруды, живописные окрестности.

Тверская область

Вышний Волочек.

Волочек — город не большой, а регулярная квартальная планировка, сохранившаяся почти без изменений с екатерининских времен, не утомляет туриста необходимостью ежеминутно сверяться с картой.

Основные достопримечательности компактно расположены в центре Волочка. Эта часть города, названная Градской, заключается между Тверецким и Цнинским каналами, рекой Цной и Московским шоссе. В самом центре находятся Гостиный двор, старейший в области драматический театр и памятник Венецианову. Отсюда можно начать путешествие по набережным каналов и по запущенным слегка, но очень колоритным улицам. Для начала можно свернуть с Казанского проспекта на Ванчакову линию. Ее застройка в духе русской провинции 19 века представляет собой смешение классицизма, эклектики и модерна. За Гостиным двором на цнинской набережной находится Богоявленский собор, отделенный от Градской стороны Обводным каналом. На противоположном берегу расположены административные здания 18 века: здание Присутственных мест с пристроенной пожарной каланчей на крыше (ул. Осташковская д.2), дом городничего и казначея (ул. Осташковская д. 1). Рядом с ними путевой дворец, где останавливалась со свитой Екатерина II. Пройдя по Осташковской до ул. Подбельского можно свернуть налево и выйти на берег реки Цны. Здесь находятся Цнинские бейшлоты — плотины с водоспусками для подъема уровня воды в каналах. Путь по Пожарной набережной или через острова приведет обратно в центр. Как ни пойди, все равно будет интересно. На островах, к примеру, которые считаются городским парком, летом гуляет народ, а в осеннюю пору пасутся коровы, гармонично дополняя собой и без того живописный пейзаж.

Кроме тех достопримечательностей, что сосредоточены в центре, есть и другие, не менее интересные. Это Казанский женский монастырь, на территорию которого, к сожалению, не пускают (ну и пусть — со стороны он тоже хорошо смотрится) и усадьба Сердюкова — заброшенное, но красивое место. Усадьба находится на самом берегу вышневолоцкого водохранилища в полулесной зоне. Вечером здесь можно посидеть в тишине, подводя итоги дневной прогулки по Вышнему Волочку. Добираться, правда, удобней машиной.

Бежецк.

Бежецк - симпатичный и своеобразный по своей застройке старый русский город. Он расположен в центре района, по видимому, еще в древности освоенного земледельцами - иначе трудно объяснить, как в столь северных широтах образовался этот полевой "оазис" среди дремучих тверских и новгородских лесов. Действительо, первое упоминание о укрепленном граде Городецко (старое новгородское название Бежецка) относится к 1137 году, но поселение было здесь, у слияния рек Мологи и Остречины, и раньше. Городецко входило в состав новгородских земель и, имея лишь земляные укрепления, страдало от набегов татар, литовцев и тверичей. В XV - XVI вв. весь Бежецкий Верх (с центром в Городецко) был присоединен к Московскому княжеству. В 1610 году, во время польского нашествия, город был разрушен, после чего началось строительство мощной деревянной крепости с тринадцатью башнями. Первым каменным зданием стала Введенская церковь одноименного монастыря (1680-1682), от которой сохранилась шатровая колокольня. В 1766 году Городецко был переименован в Бежецк и вскоре стал уездным центром Тверской губернии. В XVIII веке здесь велось интенсивное строительство церквей, из которых до наших дней дошли Воздвиженская, Спасо-Преображенская, Казанская, Рождества Христова (перестроена)). В 1777 году был утвержден регулярный план Бежецка с прямоугольной сеткой улиц. Центром города стала большая торговая площадь (Советская пл.) на месте окончательно развалившейся деревянной крепости, вместо которой за 40 лет были возведены торговые ряды, использующиеся и ныне по своему прямому назначению. Был построен мост через реку Мологу, весь город окружили валами с рвом и четырьмя воротами, началось строительство каменных жилых домов по образцовым проектам. Однако удаленность от водных и сухопутных торговых путей не способствовала экономическому развитию Бежецка, в начале XIX века население даже стало уменьшаться. Все изменилось с постройкой Московско-Виндавско-Рыбинской железной дороги, станция которой расположилась на правом берегу реки Остречины (1876). Вдоль железной дороги появилась Красная Слобода, пошла в гору традиционная торговля льном, который вывозился теперь не только в соседние губернии, но и за границу. В городе шло активное деревянное и каменное строительство. В 1870 - 1890-х годах был возведен огромный Благовещенский монастырь в стиле эклектики. Сейчас это - Рабочий городок, среди монастырских стен развернулось строительство современных зданий, ни в коей мере не гармонирующих со старыми постройками. На рубеже веков были сооружены строения Духовного училища, корпуса Реального училища, женская гимназия, в которой позднее учился известный ученый Лев Николаевич Гумилев (в 1921 году в здании гимназии выступали его знаменитые родители: Николай Гумилев и Анна Ахматова, их усадьба Слепнево была в 9 км от Бежецка). Облик города неузнаваемо изменился в конце XIX - начале ХХ веков са счет жилищного строительства. Господствующий стиль эклектики, переходящей к модерну, способствовал разнообразию городской застройки. Портики, эркеры, аттики, даже атланты - все это и теперь можно видеть в Бежецке. Интересно, что элементы модерна сохранились в городском строительстве до периода НЭПа: удивительно красив дом Расторгуева (1922-1923) на Кашинской улице. Отрадно видеть, что одно- двухэтажный центр города сохраняется, а высотное строительство ведется в основном по окраинам, где тоже приятно прогуляться по слегка заросшему парку на берегу Остречины (прямо напротив гостиницы). Любителей архитектурных прогулок, а также тех, кому просто нравится русская провинция (в хорошем смысле этого слова), Бежецк не оставит равнодушными.

Волосово.

Добираться до старинной усадьбы Степановское-Волосово лучше в хорошую погоду. Дорога такова, что в распутицу - не доехать, не дойти. Кажущийся довольно ветхим деревянный мостик через речку Шошу выдерживает однако не только человека, но и машину! Дальше дорога идет в гору по аллее старых елей. Сначала справа просматривается хозяйственный двор. Еще выше - сама усадьба. Первоначальный господский дом времен Петра Великого был чуть дальше и ниже, прямо напротив нынешнего, построенного в конце XVIII века. В это время Волосово принадлежало Степану Борисовичу Куракину, одному из трех братьев Куракиных, выдвинувшихся в царствование Павла I . Знатность, огромное состояние, положение при дворе опредилили размах строительства в усадьбе младшего Куракина, любимца семьи, молодого генерала, гуляки и мота. После ранней смерти князя Степана( в 20 лет), усадьба досталась его братьям Александру и Алексею Борисовичам. Самый богатый из них Александр (позднее, русский посол в Париже при Наполеоне) получил у современников прозвище павлина за напыщенность и тщеславие. Его еще называли "бриллиантовым князем". Кичась своим богатством, он носил бриллианты даже на пряжках туфель. Так и не женившись, князь Александр Борисович оставил почти все свое состояние единственному обремененному семьей брату - Алексею Борисовичу, (бывшему канцлером при Павле I). Две его дочери и стали последними владелицами Степановского-Волосова перед революцией. Сами хозяйки редко наведывались в свои владения, ничего не меняя в старинной обстановке усадебного дома. Вот как описывает увиденное Е.Погожев, посетивший Волосово в 1914 году. "Длинные ряды парадных комнат громадной вышины с нетронутой в течение века мебелью. Длинная портретная галерея с знакомыми по воспроизведениям портретами, поразительные бра на стенах в аршин вышины, люстры: одна в виде бронзовой вазы, обставленной гнездами для свеч, другая - ряд кружев из хрусталя... Драгоценные столы с фарфоровыми вазами, стулья поразительного изящества... В третьем этаже домашняя церковь и памятник умершему 20-летним кавалергардским офицером дяде хозяек..." В этой церкви ряд икон был написан кн. А.Б.Куракиным 2-м, талантливым музыкантом и живописцем-любителем, сочинявшем романсы и пьесы. После революции большая часть художественных произведений была вывезена в Москву и Тверь и поступила в Национальный Музейный Фонд (ныне в собрании Третьяковской галереи, музея им. Пушкина в Москве, Тверского музея). Библиотека XVIII века попала в Тверской музей, в Тверь была вывезена и уникальная коллекция мебели. Знаменитую минералогическую коллекцию просто разорили. По словам Греча, посетившего усадьбу в конце 1920-х годов, "Комнаты дворца теперь пусты и оборваны - под лохмотьями обоев проступает штукатурка с первоначально бывшими на ней орнаментальными росписями. На лестнице... валялись камни выброшенной, никому не нужной минералогической коллекции. В галереях пустыми гнездами зияли места громаднейшей,в несколько сотен холстов, фамильной портретной галереи..." Судя по пейзажным видам Степановского, исполненным архитектором Бокаревым и кн. А.Б.Куракиным 2-м, в усадьбе был когда-то целый городок: дома для служащих, больница, пожарная каланча, павильоны в парке. С западной стороны дома вдоль парка был выкопан пруд и заведена целая флотилия разукрашенных лодок. Лодки сгнили, пруд давно спущен, от парковых построек ничего не осталось. Но величие и грандиозность главного дома до сих пор поражают. Огромный парк совсем зарос, лишь огромные еловые аллеи напоминают о рукотворности посадок. Старинная усадьба запущена, но все же потихоньку живет своей жизнью, о чем свидетельствуют машинно-комбайновые залежи вокруг дома, да горы угля рядом...