Смекни!
smekni.com

Архитектурное наследие магнатского рода сапегов как перспективные объекты туристтских маршурутов (стр. 3 из 8)

Стоит отметить участие Льва Сапеги на церковном соборе в Бресте в 1596 году, когда он выступил в защиту церковной унии. В 1600-1601 году Лев Сапега в очередной раз поехал в Москву, чтобы продлить мирный договор еще на 20 лет, но государственной унии с Москвой у него не получилось подписать. Лев Сапега очень хотел заключить унию с Московским царством, по этому и не поддержал Лжедмитрия I. Однако российский историк С.М.Соловьев считает, что “ менавіта Леў Сапега пры сваім двары выхаваў юнака, якому ўвёў у вушы, нібыта ён – царэвіч Дзмітрый, выратаваны лекарам Сімяонам ад забойцаў, падасланых да яго Барысам Гадуновым у Вугліч у 1591 годзе” [6,с.2]. Но, убедившись, что уния с Москвой не свершится, Лев Сапега кардинально поменял свою тактику и выступил за войну Речи Посполитой с Россией (1609-1618). Во время этой войны участвовал в осаде Смоленска, а после возглавлял переговоры с московскими послами, в результате чего было подписано Деулинское перемирие в 1618 году.

Должность канцлера Сапега занимал до 1624 года. На следующий год он стал великим гетманом. Под коней жизни Сапега продолжает служить Отчизне. По его инициативе были переписаны архивные Метрики ВКЛ, благодаря чему большинство из них дошли до наших дней. Он спасает 600 томов истории ВКЛ. Он собрал самую богатую библиотеку, которую завещал своему внуку. Прославился Лев Сапега и как меценат. На протяжении всей своей жизни он тратил огромные суммы денег на строительство храмов и дворцов. Именно благодаря Сапеге были восстановлены великий православный кляштор в Освее, дворец в Вильнюсе и Слониме, госпитали в Толочине и Ружанах. На свои средства он построил 24 костела в Вильнюсе, Бресте, Волыничах, Гродно, Орше, Березе, Ружанах, Слониме, а также униатские и православные церкви в разных местечках.

Канцлер умер 7 июля 1633 года и похоронен в Вильнюсе, в костеле святого Михаила, который был построен на средства великого канцлера ВКЛ.

Представители рода Сапегов внести большой вклад в развитие белорусской культуры. С этими именами связаны объекты и явления не только материальной, но и духовной культуры народа. В то же время очень мало исследований было проведено в этой области. До сих пор считаются недостоверными некоторые факты из жизни Сапегов.

2. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

2.1. Замки и дворцово-парковые комплексы

Быховский замок.

Быховский замок был построен в конце 16 – начале 17 века в г. Быхов как центр системы укреплений города. В 1590 году гетман К.Хадкевич получил разрешение на строительство замковых укреплений и до 1619 года почти закончил возведение на высоком правом берегу Днепра замка, который стал одним из сильнейших на территории Беларуси. С трех сторон замок был отделен от города широкими (22-27 м) и глубокими рвами. Строительство было окончательно завершено новым владельцем Л. Сапегой (с 1621 г.). Замковый комплекс состоял из нескольких корпусов. К восточному и южному фасадам прилегали пятиярусные граненые башни, которые раньше были завершены двухъярусными колпаками. Западный фасад замка украшала двухъярусная арочная галерея с лестницами и входами во внутреннее помещение. Подвал и первый этаж перекрыты цилиндрическими скреплениями с распалубками. Второй этаж делился вестибюлем с лестницей на две половины. В северной торцовой части находился парадный зал. Массивные стены делили замок почти на одинаковые по размеру комнаты, внутренняя планировка которой была анфиладной. Большие прямоугольные окна на фасаде попарно сгруппированы. В башнях замка размещалась часовня, библиотека, помещение для охраны и др. Украшение интерьера не сохранилась. Кроме башен, въездных ворот с подъемным мостом через ров укрепления дополнялись бастионами и казармами по периметру замкового двора.

Лев Сапега укрепил город бастионной фортификацией, которую в 1648 году не смогли взять казацкие войска. Во время русско-польской войны 1654-1667 гг. замок выдержал долгую осаду (1655) войск гетмана И. Золоторенки, 30-дневную осаду русских войск (1659). Во время Северной войны 1700-21 замок был очень сильно разрушен. Только через много лет после войны быховские укрепления были реставрированы и простояли до конца 19 века. К сожалению, «дворцово-замковый ансамбль к 20 веку сохранился частично. Кроме того, в августе 2004 г. он горел» [3,c.1]. Сейчас замок находится в заброшенном состоянии.

Быховский замок – памятник барокко ХVII века и оборонительного зодчества. До недавнего времени тут находился цех мебели. Памятник республиканского значения.

Вильнюсский дворец

Дворец находится в районе Вильнюса Антакальнис. Это единственный дворец Сапегов в Вильнюсе, который сохранился до наших дней. Дворец был построен Яном Казимиром Сапегой Младшим в 1691-1697 годах в барочном стиле. Именно на этом месте в 1633 году стоял большой деревянный особняк, в котором умер канцлер Лев Сапега. Дворец был выполнен по проекту итальянского скульптора и архитектора Пьетро Перти, а над декором работал итальянский художник Микеланджело Палонни. Главный корпус сразу после окончания строительства был украшен голландским кафелем и мозаикой, с помощью которой были представлены родовые гербы, церкви, замки и дворцы, принадлежащие когда-либо Сапегам. потолки и стены были расписаны фресками на исторические, мифологические, религиозные темы. Судя по описаниям, эти фрески Паллони выделялись большими достоинствами. К сожалению, они не сохранились. Первоначально, к дворцу примыкали одноэтажные аркады с двух сторон, которые были возведены, чтобы увеличить пространство внутри здания.

В 1809 году дворец был приобретен Российскими властями и перестроен в военный госпиталь в 1843 году. Большая часть богатого интерьера была уничтожена в течение 19 века. Экстерьер дворца был реставрирован только в 1927-1928 годах и до Второй Мировой войны в здании находился Институт офтальмологии. После войны дворец использовался как военный госпиталь и больше не ремонтировался. Сейчас комплекс зданий носит название Больница Сапегов. Главный корпус никак не используется.

Дворец окружен остатками симметричного парка 17-го века, который представлял собой открытое пространство с участками правильной формы, с газонами, цветниками, водоемом, бордюрами из кустарника, украшенный скульптурой и фонтанами. На входе в парк находятся большие въездные ворота барочного стиля. На противоположной стороне парка, возле главного корпуса дворца, стоят такие же. Эти ворота были недавно отреставрированы.

Гольшанский замок.

Гольшанский замок – памятник дворцово-парковой архитектуры. В. Дуботовка считает, что “менавіта ў часы Паўла Сапегі, на пачатку 17 стагоддзя, у Гальшанах уводзіцца мураваны замак” [7,с.34]. Замок был построен в принципиально новом для тех времен стиле, после окончания работ дворец стал не просто оборонительным фортом, но превратился в жилой дворцово-замковый комплекс. Основную оборонительную функцию выполняли валы и бастионы с системой обводнения, которые находились на значительном расстоянии от замка. Представлял собой каменное прямоугольное трехэтажное здание с большим квадратным внутренним двором. Первый этаж двухэтажного корпуса имел вид красивой галереи, замок имел точный осевой план. Углы замка украшали шестигранные башни. В середине продолговатого южно-восточного крыла находились въездные ворота, которые в 17 – 1-й половине 18 века завершалась граненой башней. Напротив ворот размещалась часовня, встроенная в южно-западное крыло замка, по всему периметру замка – прямоугольные и арочные окна. На уровне второго этажа южно-западного крыла со стороны двора проходила открытая галерея. На первом этаже юго-западного угла замка был размещен большой почти квадратный зал с 4 столбами в центре, увенчанный крестовыми сводами. Интерьер замка был богато украшен. Значительную декоративную роль играли кафельные голландки, камины и потолки, пол помещений с керамическими зелеными кресто- и звездообразными, квадратными и прямоугольными плитками.

Замок перестраивался в 18-20 веках, что изменило его облик и объемно-планировочную композицию. Исчезли галереи, башня над воротами, декоративное украшение стен, в середине южно-восточной части замка построены две пятигранных ризалита. Замок (позже дворец) был сильно разрушен во время двух последних войн. Сохранился частично. Под корпусами сохранились обширные сводчатые подвалы (сейчас в основном засыпанные). Сегодня он представляет собой лишь заросшие кустарником руины. Из двух угловых башен сохранилась одна – северная. Местные жители свято верят в то, что «в помещении первого этажа с нервюрным сводом и глубокими нишами время от времени появляется тень Белой дамы» [8,с.1], что привлекает большое количество туристов.

Ружанский дворцово-парковый комплекс

Ружанский дворцовый комплекс – памятник архитектуры 17-18 веков (см. П.1.). Находится в юго-восточной части г.п. Ружаны, был известен как резиденция князей Сапегов. В начале 17 века Лев Сапега построил двухэтажный крестообразный в плане дворец с тремя башнями: 2 квадратные в плане на главном фасаде и торце левого крыла и пятигранная на юго-восточном угле. В центральной части дворца, которая выступала глубоким ризалитом, находился вестибюль с лестницей и большой зал на втором этаже, в боковых частях дворца – жилые помещения, кабинеты, архив, библиотека. Внутренняя планировка – анфиладная. Помещения на первом этаже имели сводчатые, а на втором – балочные перекрытия. Под дворцом находились двухэтажные подвалы. Во время войн 1698 года и 1700-21 годов дворец был разрушен, а в первой половине 18 века – реконструирован. В 1784-86 дворец был перестроен под руководством архитектора Я.С.Беккера. Две башни были разобраны, а торцовая – включена в здание дворца, который стал симметричным в плане. К центральной части главного фасада пристроен портик с двойными пилястрами и колонами композитного ордена, завершающийся треугольным фронтонам со скульптурой. В декоративном украшении дворца соединились черты позднего барокко и классицизма. Одновременно были созданы дворцовый комплекс из нескольких сгруппированных вокруг парадного двора корпусов, с парком, садами и оранжереями. Симметричные боковые корпуса размещены перпендикулярно дворцу и связаны с ним полукруглыми в плане аркадами. Восточный корпус делился парадной лестницей на две равные части: театр и манеж. В театре находилась глубокая сцена с 7 планами кулис, что давало возможность три раза во время спектакля менять оформление. К сцене прилегали небольшие гардеробные. Подковообразный в плане зал был двухъярусным, на первом ярусе находилось 14 изолированных лож, на втором – 15 с королевской по середине. Ложи украшались ажурными балюстрадами и колонами. В западном корпусе (не сохранился) размещалась картинная галерея. Параллельно дворцу на оси двор построены въездные ворота с двухэтажными флигелями по бокам. Ворота представляли собой триумфальную арку, украшенную разными геральдическими картушами из дуба. На фасадах зданий можно было увидеть пилястры, лепные гирлянды, скульптуры, разнообразные обрамления окон.