Считается, что дворец был построен в начале 17 века, но по некоторым данным, резиденция существовала уже в начале 16 века. До наших дней дошли сведения, что в 1617 году Лев Сапега принимал в Ружанах королевича Владислава. В 1644 году уже король Владислав IV с женой Цецилией-Ренатой Австрийской опять посетил дворец. На этот раз его принимал уже сын канцлера Казимир Лев Сапега. Легенда гласит, что «королевской особе был поднесен чудесный хрустальный кубок “Иван” (объем 3,280 л), которые являлся одной из самых драгоценных вещей во дворце. После того, как Владислав IV отведал из кубка, он приказал, чтобы с этого момента спрятали кубок в специальном шкафу и выносили только в сопровождении придворных в парадном облачении при звуках музыки и 100 выстрелах из пушек» [9,c.2]. Дальнейшая история произведения не известна. С 1795 года в дворцовом комплексе размещалась ткацкая и суконная фабрики. В 1914 году комплекс был сильно испорчен, но частично реставрирован в 1930 году. Во время Великой Отечественной войны дворец был разрушен. Сохранились главный и восточный корпуса, аркады, въездные ворота и флигеля, фрагменты украшений интерьера и конструкции перекрытий. Комплекс – памятник республиканского значения.
Монастырь картезианцев был основан в 1648 году подканцлером К.Л.Сапегой в Березе. В 1661 году варшавский архитектор начинает строительство в Березе красивого костела в стиле барокко, а рядом с ним – башня. В 1689 году строительство комплекса было завершено. При монастыре работала большая библиотека, трапезная, госпиталь, аптека и великое множество мастерских. Кроме этого монастырь представлял собой оборонительное сооружение. Монастырь был окружен рвом и каменной стеной с башенками. Согласно архивным данным, «в середине монастырского двора стояла высокая башня с толстыми стенами и многочисленными ярусами для размещения пушек» [11,с.44]. Главный фасад костела имел сдержанную стилистику раннего барокко. Стиль барокко лучше представлен во внутреннем убранстве храма. Интерьер костела украшается 13-тью алтарями, костельные скульптуры были покрыты позолотой, а стены украшались картинами итальянских и местных художников.
Во время Северной войны монастырь разрушали не один раз, но он снова и снова отстраивался. Сильнее всего архитектурный ансамбль пострадал во время военных действий Барской конференции 1768-1772 годов. Но в 1863 году монастырь был закрыт из-за активного участия монахов-картезианцев в восстании под предводительством Калиновского. Постепенно ансамбль был разрушен. Сохранились фрагменты часовни-каплички, въездные ворота и ограда.
Костел Успения Богородицы – памятник архитектуры барокко. Дятловский костел был построен в 1624 году Львом Сапегой, но был перестроен в 1646 году на средства К.Л.Сапеги, о чем свидетельствует мемориальная доска в портале храма. После пожара в 1743 году костел был реконструирован по проекту архитектора Александра Осикевича, при этом были полностью изменены фасад и убранство интерьера в стиле позднего барокко. Для этого стиля характерны развитые раскреповки, криволинейные карнизы и фигурные фронтоны – все элементы нашли свое отражение в костеле Успения Богородицы. Главному фасаду дятловского костела характерны вертикальные пропорции, утонченность и возвышенность. Интерьер отличается убранством скульптурных алтарей. Двухъярусный главный алтарь украшен шестью скульптурами святых, полные движения и экспрессии. Сейчас это однонефное двухбашенное сооружение с фасадом ярусного построения.
Друйский костел и монастырь бернардинцев – памятник архитектуры барокко. Построен ансамбль в 1643-1646 годах на средства подканцлера К.Л. Сапеги. Троицкий костел представляет собой базилику, которая составляет одну сторону монастырского ансамбля и вместе с тремя взаимно перпендикулярными корпусами создает закрытый внутренний двор, окруженный светлыми коридорами. Первоначально фасадная часть костела была выполнена в виде узкого нортекса с двумя башнями по сторонам. Верхняя часть фасада не имела башен и заканчивалась треугольным фронтоном с массивными валютами с двух сторон. В 1772-1779 годах к главному фасаду по всей ширине базилике был пристроен еще один нортекс. С севера к костелу прилегает двухэтажное здание монастыря. Ансамбль дополняет арочная ограда с въездными воротами. С 1852 года храм стал приходским. В 1924 году была организована школа, а позже в 1930 году – гимназия. В 1949-53 годах здесь находился Полоцкий строительный техникум, с 1956 – училище мелиорации. В 1989 году был передан общине. Сейчас находится на ремонте. Является памятником республиканского значения.
Петропавловская церковь – памятник архитектуры барокко, известна с 1568 года как деревянная церковь. В 1762 году была заложена каменная на средства Кристины Сапеги-Масальской, строительство было законченно в 1779 году. Каменное однонефное, однобашенное с большой полукруглой апсидой здание покрыто невысокой крышей. По сторонам апсиды размещены 2 квадратные в плане невысокие разницы, покрытые трехскатной крышей. Главный фасад имеет в центре ризалит, расчлененный вертикальными и горизонтальными элементами профиля, завершенный двухъярусной прямоугольной в плане башней, покрытой крестообразной крышей с 4 фронтонами и головкой в центре. Для церкви характерны слоистые пилястры, развитые карнизы, обрамление дверей и окон – элементы, свойственные архитектуре барокко 17 века. Портал главного входа объединен с окном второго яруса. Как утверждает В.А. Чантурия, «такого решения портала входа в других культовых памятниках белорусского зодчества не наблюдается» [11,с.48]. Монастырь был построен в 1784-88 годах с южной стороны церкви на средства канцлера А. Сапеги. Здание двухэтажное и прямоугольное в плане. Центральная часть симметричного главного фасада представлена ризалитом, который был завершен треугольным фронтонам. Планировка первого этажа анфиладная, второго – коридорная. Церковь действует, в монастыре – государственное учреждение. Комплекс – памятник республиканского значения.
Троицкий костел – памятник архитектуры позднего ренессанса. Основан в 1596, а построен в 1617 году на средства Л. Сапеги. В 1768 и 1787 годах были пристроены часовни, в 1779 году реконструирован в стиле раннего классицизма, был полностью перестроен западный портал. Ремонтировался в 1850 и 1891 годах. Четырехъярусная башня доминирует в архитектуре костела. Первый ярус башни имеет форму четверика и прорезан порталом входа, остальные ярусы – восьмигранны в своем сечении и утончаются кверху. Башня завершается вытянутым шатром. Боковые фасады костела оформлены контрфорсами, а главный фасад – пилястрами. В целом архитектурному декору фасадов присущ аскетический характер. Зато интерьер богато украшен пластичными архитектурными формами барокко, скульптурой, живописью. В отделке костелы был использован высококачественный материал, в том числе и натуральные породы мрамора. Внутреннее архитектурно-художественное убранство костела и цилиндрические своды на распалубках гармонично сочетаются. Костел действует, памятник республиканского значения.