Другим интересным местом-базаром можно назвать крупнейший в Бомбее рынок Кроуфорд (спроектирован Уильяном Эмерсоном), почти в самом центре города. Рынок Кроуфорд примечателен еще и тем, что здесь, в его стенах, будучи еще ребенком, любил прогуливаться, сопровождаемый няней, Редъяр Киплинг – известный английский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей об Индии. Наиболее популярное его произведение – «Маугли». Киплинг жил в то время совсем рядом с рынком, возле Художественной школы, где его отец, Локвуд Киплинг, преподавал скульптуру. Детские впечатления от рынка Кроуфорд были зафиксированы Киплингом в его художественной автобиографии «Немного о себе». Киплинг писал в своих воспоминаниях: «…золотистые и пурпурные фрукты окружали меня со всех сторон: от уровня плеч и выше – куда-то высоко наверх», «…это память о тех утренних прогулках по Бомбейскому фруктовому рынку сначала вместе с моей няней, потом с сестрой, после которых мы возвращались с корзинами, буквально ломившимися от изобилия овощей и фруктов».
Ближайшие пригороды Бомбея также имеют в своем составе ряд мест, представляющих интерес с познавательной точки зрения.
Неподалеку от аэропорта Санта-Круз располагается весьма известный в Бомбее район Джуху. Это место отдыха, обладающее просторным, но грязным пляжем. В хорошую погоду здесь можно совершить прогулки вдоль берега моря, а также насладиться зрелищем отдыха местной публики, которая неустанно пользуется услугами лошадей, верблюдов, факиров и музыкантов.
Дальше на север от аэропорта находится Национальный парк Кришнагири упаван. Он представляет собой также известное место отдыха жителей Бомбея, практически полностью лишенных удовольствия лицезреть зеленые насаждения в черте города. В парке имеются также три озера – Тулси, Повари и Вихар, снабжающие Бомбей водой.
В самом центре Национального парка, на холме, находятся пещеры Канхери. Всего их 109, которые были созданы около 2-9 века н.э. и принадлежали жителям, исповедовавшим буддизм, а также буддийским монахам.
Таким образом, сегодняшний Бомбей – быстро растущий и процветающий город. Будучи богатым и красивым, он, как и все крупные города Индии, не лишен контрастов, где нищета тесно соседствует с роскошью и техническим прогрессом.
Мавзолей Тадж-Таджмахал.
Легендарный Тадж-Махал, расположенный недалеко от Агры, зачем-то часто именуют храмом. Вообще - это мавзолей-усыпальница Мумтаз Махал (Арджуманд Бано Бегум) – супруги Шах Джахана, правителя из династии Моголов. Изначальное наименование мавзолея было "Тадж Биби-ка-Рауза" - "место захоронения царицы сердца". Более позднее звание, Тадж-Махал, буквально переводится с персидского как "венок Моголов". По легенде, в 1612 принц Гурам повстречал на празднестве прекрасную девушку с деревянными четками. Взглянув в ее очи, он не примечал больше слякоти и бедности вокруг и твердо решил жениться на девушке, чтобы не расставаться никогда. Так 19-летняя Арджуманд Бано Бегум стала второй супругой принца Гурама. Именем Мумтаз Махал - "Украшение замка Моголов", окрестил ее свекор, правитель Джахангир. И хотя у Гурама были и другие жены и наложницы, Мумтаз поселилась в сердце будущего правителя и неограниченно владела им до окончания его дней. Французский доктор, философ и странник Франсуа Бернье, отживший в Индии 12 лет, отмечал в своих воспоминаниях, что Шах Джахан "не обращал интереса на женщин, пока она была жива".
22 года (1630-1652) более 20 тыс. чел., в том числе лучшие архитекторы и зодчие Индии, Персии и Самарканда, создавали этот эфирно-кружевной мраморный монумент любви мусульманского правителя Моголов Шах-Джахана ("властелин мира") к своей хозяйке Арджуманд Бано Бегум. Она родила своему властелину 14 детишек и умерла при родах последнего. Убитый скорбью император обнародовал сообщение о двухгодовом трауре в стране и вскоре постановил построить в Агре на месте похорон Мумтаз мавзолей, символизирующий нереальную красоту любимой женщины.
Напротив Шах-Джахан желал соорудить гробницу и для себя — подобную первой, но из темного мрамора. Однако государство оказалось разорено из-за невиданных трат, потребовавшихся для создания Тадж Махала. Некогда могущественный властелин потерял власть и провел остаток бытия в заключении. Из мелкого окна он мог лицезреть только беломраморный памятник любимой. После гибели его похоронили вместе с Мумтаз.
На основании изысканий можно предположить, что основным демиургом Тадж Махала был сам Шах-Джахан, увлекающийся зодчеством. Но есть и вторая версия – в ней звучит имя Устада Ахмад Лахори. Долго Тадж Махал назывался самым большим сооружением Индии, его высота вкупе с главным куполом складывает 74 м. К сожалению, этот известный шедевр мирового зодчества постепенно разрушается — отсутствуют двери из серебра, портики из золота, расшитые жемчугом материалы на гробнице прекрасной Мумтаз. Ученые отмечают, как башни опасно наклонились и могут упасть. И все-таки, это чудо существует уже более 350 лет. 5-купольная постройка высотой 74 м, 2 мечети, 4 минарета, а также разбитый парк, привнесен ЮНЕСКО в список вселенского наследия.
Танцевальное искусство Индии
Индийский танец
Танцевальное искусство Индии, как и музыкальное, многогранно. Индийское хореографическое искусство родилось в глубокой древности как ритуал, молитва и долгое время было достоянием храмов. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива – один из великих богов индуизма. За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. Много столетий танец был формой жертвоприношения, однако с приходом в Индию мусульман религиозность в танце уступила первенство эстетике и технической виртуозности.
Танцы в Индии делятся на народные и классические.
Для народных танцев характерно неисчерпаемое разнообразие форм и ритмов. Например, танцы санталов и адиваси (племена Восточной Индии) изумительны по своей сочности и отработанности движений. Темы танцев – любовь, радость и труд.
Танцевальные пантомимы изображают сцены охоты и рыбной ловли, сева и жатвы. Эти танцы исполняются на празднествах в связи с наступлением нового времени года, а также чтобы снискать благоволение божества.
Демонстрация силы и общности присуща мужскому танцу, посвященному сбору урожая – пенджабскому танцу бхангра. Под бой барабанов крестьяне вихрем кружатся в танце, их плечи работают в ритме ударов барабанов, руки раскинуты в стороны в упоительном восторге. В этом танце воплощается энергия и жизненная сила народа.
Танец гарба распространен в Гуджарате и некоторых районах Раджастана. Он исполняется во время праздника Наваратри. Танец символизирует поклонение Матери-Земле, а Наваратри длится девять суток – и в течении девяти ночей праздника на всех дорогах и площадях в гаджаратских деревнях слышны звуки музыки и ритмические удары барабанов. Танец сопровождается хлопаньем в ладоши или ударами палочек.
Итак, народные танцы Индии варьируются в зависимости от географических районов, профессий и каст.
Индийский классический танец назван классическим потому, что строго следует канонам, закрепленным в древних трактатах. Канон предписывает специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, ног, тела, различные виды танцевальных движений и, конечно, знаменитый язык мимики и жестов. Классическими в Индии признаны семь стилей танца: бхарат-натьям, кучипуди, мохиниаттам, катхакали, одисси, катхак и манипури.
Индийский танец Бхарат-Натьям
Бхарат-Натьям утонченная и сложная форма танцевального искусства штата Тамилнад, что на юге Индии. Это динамический и очень четкий стиль танца.
Бхарат-Натьям уходит своими корнями в индуизм, а конкретнее в индуистские мифы и ритуалы. Это многогранный вид искусства. Он включает в себя музыку, поэзию, драматическое искусство и пантомиму.
В танцах этого стиля в равной степени чувствуется красота и сила, замедленность и убыстренность, чистый танец и пантомима. В своем нынешнем виде бхарат-натьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад и исполняется под южно-индийскую музыку.
Кучипуди
Родина танца кучипуди – деревня под названием Кучелапурам в Анхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического тана восходит к древнейшим временам. Зародившись в 15 веке, он первоначально исполнялся во времена ритуальных процессий, прославлявших богов. Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом. Танец кучипуди, как и бхарат натьям, исполняется под южно-индийскую музыку.
Мохиниаттам
В Керале и Южной Индии родился танец мохиниаттам. Очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древний времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохиниаттам невелик. Это прежде всего абстрактный танец, в котором танцовщица демонстрирует картины, привычные для жителя Кералы, в конце разыгрывает сюжет из древнего эпоса «Рамаяна» или сюжет из произведений известных индийских поэтов.
Катхакали
Катхакали распространен в штате Керала (Южная Индия). Нынешняя форма этого стиля сложилась около 300 лет назад. Катхакали – пантомимическая танцевальная драма; для него характерны сложный язык жестов, ошеломляющая красочность костюмов и грима, виртуозность движений. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхараты» и «Рамаяны» Поскольку танец этого стиля отличается воинственностью и выражает неукротимую мужскую энергию, исполняют его исключительно мужчины. В женских ролях выступают юноши.