Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей (стр. 4 из 13)

В. А. Квартальнов, говоря о туризме, подразумевает людей, которые посещают друзей, родственников, отдыхают на каникулах. Во время досуга они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. При этом определении к туристам можно отнести и людей, которые принимают участие в различных видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры и занимаются исследованиями.[33] Такой образ жизнедеятельности личности может характеризовать не только туризм, но и неразрывно связанное с ним понятие «путешествие». Большинство ученых полагают, что эти понятия неразрывно связаны межу собой, оба описывают определенный образ жизнедеятельности человека. При этом большинство современных ученых сходятся к тому, что туризм является частным случаем путешествий. Отличия в толковании понятий усматриваются в разных целях, признаках и различном материальном положении, описываемых этими понятиями видов деятельности. В классической теории туризма признается шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще: оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение); познавательные(совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлениях, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов); спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение); религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии); гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания).[34]

Отечественный ученый М. В. Биржаков по этому вопросу пишет, что «значительная часть путешествий служит определенным, далеко не частным целям (торговля, наука, открывательство земель, реклама продукции и др.) и щедро финансируется третьими, так или иначе, заинтересованными лицами, организациями, государственными или частными фондами».[35]

Согласно мнению Кускова А.С., Голубевой В.Л., Одинцовой Т.Н., туризм от путешествия отличается по следующим признакам: «временное перемещение и посещение дестинации (другая местность, страна, отличная от места постоянного проживания человека); и непременное возвращение обратно; цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью; совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время; запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника».[36]

Следовательно, «путешествие» обладает большей общностью понятийного смысла, оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».

Таким образом, туризм является разновидностью путешествий. Он охватывает круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного проживания, с оздоровительными, познавательными, деловыми или иными целями. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии, которые положены в основу определения туризма и являются базовыми.[37]

1. Изменение места.В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды. Суть этого критерия состоит в том, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Важным условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, которое находится или планирует находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

2. Оплата труда из финансового источника в посещаемом месте. Это значит, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, финансируемое в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Кроме того, каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления оплачиваемой деятельности, не считается туристом.

Таким образом, проанализировав понятия «свободное время», «досуг», «рекреация», «отдых» и рассмотрев различные подходы к понятию «туризм», можно вывести его следующее определение. Туризм - это специфический вид досуговой деятельности, который представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. По нашему мнению туризм, в некоторой степени взаимодействует с рекреацией, так как для него также характерно восстановление работоспособности в сочетании с познавательной деятельностью.

1.2. Досуговые ценности в сфере туризма: операционализация понятия

Туризм представляет собой один из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества.[38] Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса. Труды этих классиков социологии дают возможность четко выделить два уровня анализа функционирования ценности в обществе: микроуровень (уровень личности и межличностного взаимодействия) и макроуровень (уровень общества). Т. Парсонс в масштабах общества в целом рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функции интеграции и поддержания социального порядка. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применяет микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности.

Ракурс подхода к анализу ценностей, предложенный М. Вебером, обладает несомненной эвристической ценностью для аксиологического анализа современного туризма. Он позволяет рассмотреть туризм как сферу социальной деятельности, в которой происходит реализация жизненных ценностей личности. Понятие ценности является одним из важнейших понятий, позволяющих не только объяснить человеческие действия, но и понять его внутренний мир, приблизиться к разгадке индивидуального и коллективного целеполагания.

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его объективными особенностями. В литературе насчитывается более ста дефиниций этого понятия, в которых предлагаются к рассмотрению разнообразные подходы и стороны проблемы ценностей. Можно выделить три основные формы существования ценностей, переходящих одна в другую.[39]

1) Общественные идеалы - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2) Предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей.

3) Мотивационные структуры личности, побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Эти три формы существования переходят одна в другую.

Ценностные ориентации отражают реальное состояние общественного устройства, материальное благосостояние различных социальных групп, их психологические потребности и отличаются большим своеобразием и многосторонностью. Имеется несколько оснований для типологии ценностей. Поскольку ценности влияют на поведение людей во всех сферах их жизнедеятельности, то простейшим основанием для их типологии является их конкретное предметное содержание. По этому основанию различают ценности социальные, экономические, политические, духовные и т.д.