Для поведения индивида наиболее фундаментальным основанием типологии является различение терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности (дальние, целевые) обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей (ценность человеческой жизни, семьи, межличных отношений, свободы, труда и др.). В инструментальных ценностях запечатлены нормы, средства, качества людей, позволяющие им достигать те или иные цели (независимость, инициативность, авторитетность и пр.). Терминальные ценности наиболее устойчивы и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями.
Другим социокультурным основанием для типологии ценностей на уровне индивида может служить их отнесение к соответствующим группам потребностей индивидов. Витальные – относятся к простейшим или первичным потребностям, значимым для сохранения и продолжения жизни (благополучие, комфорт, безопасность). Интеракционистские соответствуют более сложным потребностям в общении, взаимодействии с другими людьми. Социализационные базируются на более сложных потребностях в усвоении ценностей, норм, образцов поведения, одобряемых в данном обществе. Смысложизненные соответствуют высшим по сложности и функциям потребностям в наполнении своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни.
Для аксиологического анализа сферы туризма необходимо обратиться к социокультурному и субъектно-деятельностному подходам. По мнению Н.И. Лапина социокультурный подход предполагает «понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека».[40] Основы этого подхода разработаны П. Сорокиным. Он проанализировал «родовую структуру» социокультурных явлений, в основе которых лежит единство личности как субъекта взаимодействия; общества как совокупности взаимодействующих индивидов с их социокультурными отношениями и процессами; культуры как системы значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица.[41] П. Сорокин понимает под культурой совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью – совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами – экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности.[42] По мнению Н.Г. Денисова социокультурная реальность – это реальность, рождаемая взаимосвязью социального (субъективная сторона) и культурного (указывает на качество и сферу его активности), опосредованная деятельностью различных субъектов (отдельных личностей, социальных групп или общностей, регионов, общества и человечества в целом).[43]
Соглашаясь с мнением В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой отметим, что осуществление туристической деятельности предполагает наличие определенной социокультурной среды, включающей предметно-пространственное окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, производственные, бытовые и общественные интересы), информационную (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориентационную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).[44]
Кроме того, туризм можно рассматривать как определенный вид деятельности, включающий в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Поэтому для характеристики туризма уместно будет помимо социокультурного подхода использовать и субъектно-деятельностный подход. Последний предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей. Суть этого подхода состоит в понимании деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой деятельности лежит в сфере мотивов и ценностей соответствующей культуры.
Социальная деятельность в теоретической социологии рассматривается как способ существования и развития самого человека, форма его взаимодействия с природой и общественной средой. Деятельностный подход в социологии основан на изучении структуры и функций социальной субъективности в данном конкретном обществе. В наиболее развернутой форме он представлен в теориях социального действия (М. Вебер и др.), где рассматривается соотношение рациональных компонентов целеполагающей деятельности с ценностными установками и ориентациями.
Субъектно-деятельностный подход в сфере туристской жизнедеятельности предполагает анализ любого социального субъекта с позиций его мотивации и самореализации. Для выявления особенностей социальной субъективности в сфере туризма необходимо определить место туристской деятельности среди других видов деятельности. Существует множество оснований классификации деятельности. В социологии наиболее распространена классификация по сферам общественной жизни. Как мы уже отмечали, туризм является одной из сфер жизнедеятельности личности и предполагает организованную деятельность, направленную на восстановление жизненных сил и освоение накопленных ценностей культуры. Помимо принадлежности к сферам общественной жизни, деятельность классифицируют по способам взаимодействия ее структурных компонентов. В связи с этим выделим следующие виды деятельности:
- по уровню общности субъекта (индивидуальная, групповая, деятельность всего общества);
- по характеру объекта (природная, социальная (направленная на самого субъекта или на другого));
- по результату (преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная);
- по средствам (практическая, духовная).[45]
Исходя из этой классификации, туризм можно обозначить как интегрированный вид деятельности. Она включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелена на достижение различных результатов. Туризм – это деятельность комплексного характера, совмещающая отдых с познанием истории, ценностей культуры, обучением, поддержанием здоровья, дающая возможность для решения деловых проблем, занятия любимым делом, предполагающая самовыражение и самоутверждение личности. Таким образом, туризм - это деятельность, направленная на удовлетворение социокультурных потребностей личности в сфере досуга.
Исследование мотивационной составляющей деятельности предполагает анализ ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации - это сложный феномен, являясь нераздельной частью системы отношений личности, они определяют поступки и поведение человека. А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности».[46] Взаимосвязь потребностей и ценностей проявляется в том, что потребности человека зависят не только от особенностей его организма, но и обусловлены процессом его воспитания в широком смысле слова, то есть приобщения к миру человеческой культуры. Ценностное отношение личности к действительности является высшим уровнем в иерархии человеческих побуждений, потребностей и интересов.
Признавая рядоположенность потребностей и личностных ценностей и их сходство, следует проводить между ними различия.[47]
Потребности, представляя собой форму непосредственных жизненных отношений субъекта с миром, отражают динамику актуальных требований ситуации взаимодействия с миром. Личностные ценности представляют собой устоявшиеся отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании они практически не зависят от ситуативных факторов.
Итак, ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Обладая относительной автономностью от потребностей, они являются источниками смыслообразования, формулируются как идеалы, модели должного, задающие спектр желательных преобразований действительности.
Потребность является наиболее важным компонентом мотивации. Она является энергетическим источником, движущей силой процесса трансформации внешнего мира. Потребности – очень подвижные, меняющиеся в пространстве и времени явления, в их дифференциации отражаются важнейшие черты жизнедеятельности индивидов.[48]Существует много определений данного понятия. Наиболее часто потребность отождествляется с нуждой, недостатком, надобностью в тех или иных предметах и условиях.[49] Потребность – это основные нужды в чем-либо необходимом для поддержания человеческой жизни. Потребность представляет собой совокупность факторов, определяющих поведение. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности».[50] Он рассматривает потребность как внутреннюю, движущую силу человеческой активности.
Следовательно, потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Человек, живет и действует, побуждаемый множеством потребностей.
А. Маслоу, один из ведущих психологов США разработал «иерархию» потребностей человека. Она состоит из следующих ступеней:[51]
1. Физиологические потребности – это низшие, управляемые органами тела потребности - дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.