Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей (стр. 6 из 13)

2. Потребность в надежности и безопасности – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.

3. Потребность в принадлежности и любви – состоит в необходимости принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

4. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства – здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе.

5. Познавательные потребности – заключаются в необходимости получения знаний и умений в результате понимания и исследования.

6. Эстетические потребности представляют собой нужду личности в гармонии симметрии порядке, красоте.

7. Потребности в самоактуализации, реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению автора, в основании данной мотивационной «иерархии» лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические потребности и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. На основании этого он выявил следующие принципы мотивации человека.

«1) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

2) пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента удовлетворения низших потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивационную силу;

3) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

А. Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут появиться высшие потребности, метамотивации (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни)».[52]

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребность является источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это дает ему возможность соотносить свои субъективные представления о потребности, с объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, желаниях), побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче, чем потребность, составляющая ее сущность.[53]

Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Мотивы – это побуждения человека, направленные на удовлетворение потребностей, в зависимости от его индивидуальных, физиологических и психологических особенностей, системы ценностей, склонностей, образования и т.д.

Рассмотрение ценностных ориентаций личности при изучении туризма является немаловажным. Основными причинами, по которым люди путешествуют, являются стремление к получению нового духовного опыта, желание соответствовать социальному статусу, оторваться от рутины и культурно обогатиться. Все они, так или иначе, связаны с существующей системой ценностей общества. Преобладающей в современном обществе является так называемая «западная» система ценностей. Для нее характерен следующий набор терминальных ценностей: красивый внешний вид, любимая работа, высокий доход, возможность профессио­наль­ного роста, наслаждение жизнью, самореализация, стремление нравиться другим, самостоятельность.[54] Многие из них могут быть реализованы лишь в условиях качественного и разнообразного досуга.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества, черты которого пронизывают всю повседневную жизнь человека. Б. Фаулер, говорит о переориентации ценностного сознания современного человека, благодаря которому происходит сдвиг ценностей труда к самоценности досуга.[55] Способствуют расширению досуговой деятельности и увеличению ее роли также следующие факторы: глобализация, развитие средств массовой коммуникации, увеличение свободного времени, распространение идеологии «при­нудитель­ного потребления».

Прежде чем приступить к более детальному рассмотрению досуговых ценностей, реализуемых в сфере туризма, уместно будет рассмотреть формы досуговой деятельности. Именно они являются маркерами выделения основополагающих досуговых потребностей. Под формами досуговой деятельности понимается совокупность однотипных действий, имеющих опре­деленную функциональную нагрузку. Среди них можно выделить следующие.[56]

• Отдых, т.е. процесс восстановления пси­хофи­зио­логического баланса человеческого организма. Соответствую­щая реа­билитация физических и умственных сил, восстановление способ­ности че­ловека к трудовой и бытовой жизнедеятельности в данном случае достигается как пассивным расслаблением организма, так и, на­оборот, активной деятельностью: прогулки и дру­гие виды отдыха на воздухе, посещение зрелищных учре­ждений, физи­че­ские упражнения, танцы и т.д.

• Развлечения - эта форма досуговой реабилитации и времяпрепрово­ждения, которая внешне близка к отдыху, но содержательно вполне са­мостоя­тельна. Ж. Дюмазедье так определяет их специфическое функцио­нальное место в системе досуга: если отдых избавляет человека от устало­сти, то развлечения избавляют его от скуки, от рутины повсе­дневно­сти, от недостаточной для мозга информационной насыщенности жизни. Причем, если для работающей части населения в соотноше­нии «уста­лость - скука» приоритетна, как правило, усталость, то для его неработаю­щей части приоритетна, наоборот, скука, что и порождает в соответствую­щих социальных условиях нередкую специфическую соци­ально-психологическую депрессию личности, известную под названиями «сплин», «хандра», «тоска» и т. п.[57] Особенно злободневной эта ситу­ация становится именно сейчас, в условиях быстро растущего массива вынужденного сво­бодного времени у вытесняемой из сферы труда все большей части трудо­способного населения.

• Досуговое общение, т.е. свободное (добровольческое) межлично­ст­ное взаимодействие, осуществляемое с помощью живой или письменной
речи, мимики, и предполагающее, как правило, обратную связь. С пози­ции общаемости все виды досуговой деятельности могут быть подразде­лены на: облигатные, существующие лишь на базе общения (беседы, пере­писка, прием и посещение гостей); факультативные, с возможной, но не обяза­тельной общаемостью (прогулки, просмотр телепередач, по­сещение зрелищ и т.д.); солитарные, не предполагающие или даже прямо исключаю­щие об­щение (чтение, музицирование).

• «Потребление культуры», т.е. восприятие и освоение накопленных человечеством культурных ценностей в ходе чтения, просмотра и прослуши­вания теле-, видео- и радиопередач, посещения зрелищных учреждений, вы­ставок, концертов и т. д.

• Игровая деятельность, т. е. «свободная деятельность, являющаяся фор­мой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение по­треб­ностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений».[58] Ставя
человека в режим соревновательности, нередко имитируя в условнойформе «острые», в том числе и опасные для жизни ситуации, мобили­зуя физические и психологические (интеллектуальные и эмоциональные) ре­сурсы человека, на «грани фола» сочетая нормативно-допустимое и ин­нова­ционное в поведении, игра возбуждает многообразные переживания, спо­соб­ствует смене впечатлений, общей «встряске» как самих играющих, так и на­блюдающих («болеющих») за игрой.

• Досуговый («любительский») труд, т. е. разнообразная трудовая дея­тельность, совершаемая в добровольном порядке и не имеющая товар­ной или бытовой ценности: содержа­ние комнатных животных, разведение цветов, рукоделие, самодеятельное творчество (техническое, художествен­ное, опытническое и т.д.), самообразование, любительский спорт, общест­венная работа и т. д. Своей нетоварностью досуговый труд напоминает домашний труд, но принципи­ально отличен от него фактом заинтересо­ванности человека именно в личном осуществлении данного труда. Иными словами, если любой вид домашнего труда в принципе может быть реализован и на наемно - товар­ной основе (ребенка можно отдать в детсад или пригласить няню и т.д.), то «любительский» труд никому и ничему перепоручен быть, не может.

Таким образом, досуговые ценности - это предметы разнообразной деятельности людей, которые удовлетворяют какие-либо материальные или духовные потребности людей различных социальных групп в сфере досуга. Их, как и все прочие, можно разделить на материальные и духовные. К материальным досуговым ценностям относятся объекты природной и социокультурной среды, обладающие ценностно-смысловой значимостью для досуговой деятельности человека. К духовным досуговым ценностям относится совокупность терминальных ценностей, которые оказывают значимое влияние на реализацию витальных, интеракционистских, социализационных и смысложизненных потребностей в сфере досуга. В качестве этих ценностей выступают здоровье, познание, общение, саморазвитие, развлечения и т.д.

Эти досуговые ценности по-разному реализуются различными социальными субъектами, а характер проведения досуга, в свою очередь, является одним из основных факторов, воздействующих на предпочтение различных видов туризма. В настоящее время туризм является устойчивым элементом досуговой активности личности. Такую популярность туризма можно обосновать тем, что в современном обществе он приобрел массовый характер.[59] Интенсивные международные контакты, как на уровне государств, так и на уровне индивидов, коммуникация посредством сети электронной почты и мобильных телефонов, бронирование отеля, билетов на транспорт, заказ других услуг посредством сети Интернет стали типичными в социальной практике миллионов людей во всем мире.[60] Можно говорить о том, что туризм в современных условиях представляет собой явление глобального транснационального масштаба.