Почти все рассмотренные дворцовые комплексы удобно располагаются по отношению к дорогам: рядом пролегают либо автомобильные дороги республиканского значения, либо – районного.
Многие из них уже включены в основные туристические маршруты Беларуси как культурно-исторические достопримечательности, и поэтому по критерию наличия туристской инфраструктуры отмечены по максимуму ( Несвижский дворцово-парковый ансамбль, Дворец Румянцевых-Паскевичей, Дворец губернатора в Витебске, Дворец Тизенгауза , Новый замок в Гродно, усадьба Чапских).
Некоторые из них располагаются вблизи санаториев Республиканского значения (Дворец Тизенгауза) , или недалеко от наиболее важных туристских районов и мест отдыха (см. Приложение 7 ), что также повышает оценку на наличие туристской инфраструктуры.
Как видно из таблицы, парковая культура многих ансамблей не сохранилась до наших дней. ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов остаются актуальными на протяжении многих лет. С начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов исследуются выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы»[15].
И если оценки по уровню парковой культуры не высоки, то это восполняется богатейшей природой белорусского края.
Как видно из таблицы, большая часть дворцово-парковых комплексов располагается в Минской, Гродненской, Брестской областях. Это можно наглядно наблюдать и на карте Беларуси (с разбивкой по областям) о территориальном распределении культурно-исторических достопримечательностей (см. Приложение 1-6).
Из всего количества достопримечательностей Беларуси (а их около 7431), родовые дворцы и усадьбы составляют 740, из них около 200 являются историческими[13].
А по нижеприведенной диаграмме можно судить о пропорциях территориального распределения всех существующих дворцово-усадебных объектов по областям республики[13].
Диаграмма 1
И как подтверждение тому, как густо был представлен усадебный мир на западе Беларуси, является самое полное исследование на тему усадеб польского ученого Романа Афтанази[9].
После проведения сравнительной характеристики рассматриваемых дворцово-парковых ансамблей, и не принижая значимости субъективных предпочтений, мною были выделены как наиболее перспективные для наиболее полного описания с иллюстрациями следующие объекты: Сновский дворец, дворец Пусловских, усадьба Уместовских, дворец Румянцевых-Паскевичей, усадьба генерала Гатовского, дворцовый комплекс Сапегов, Несвижский дворцово-парковый ансамбль.
3. ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ БЕЛАРУСИ
3.1.Наиболее перспективные дворцово-парковые комплексы
На берегу речки Сновки располагается усадьба Рдултовских, ставшая ярким является памятником классицизма. Дворец обладает строгими архитектурными формами, четырехколонный портик у главного входа, раскрытая композиция, четкая планировка, объемное построение — вот его отличительные черты.
Импозантный Сновский дворцовый ансамбль, построенный в 1827 году архитектором Тычецким, впечатлял своими грандиозными размерами: он был вытянут в длину на 140метров.Первоначально во дворце было сто комнат и зал. Центральный корпус дворца занимает 2 этажа, его одноэтажные крылья соединены с павильоном двумя галереями: открытой с колоннадами и закрытой примыкающей к стене. Вокруг дворца был разбит парк английского типа, он окружал небольшой искусственный водоем, созданный на территории усадьбы. Продуманная система каналов образовала несколько причудливых островков, густо поросших кустарником и деревьями, и связанных друг с другом пешеходными мостиками. Перед главным входом был разбит газон с клумбами и цветочными композициями. В наши дни Сновский дворец признан историко-культурной ценностью республиканского значения. С именем Рдултовских связаны два культовых сооружения на территории современного Снова — барочный костел во имя Иоанна Крестителя, заложенный Яном Крыштофом Рдултовским в 1760 году и восстановленный из руин в конце минувшего века, а также ампирная Космодамиановская церковь.Храм во имя Святых бессеребренников Космы и Дамиана был построен в местечке Горный Снов в 1836 году на вершине холма. Сменившие Рдултовских в Горном Снове в середине XIX века Гартинги заложили здесь усадьбу, которая уцелела практически в первозданном виде[14].
Единственная пристройка в стиле модерн появилась здесь в начале XX века, сделав двухэтажный дом усадьбы еще более живописным. До нашего времени дворец неплохо сохранился и считается одним из лучших в Беларуси памятников эпохи классицизма. До недавнего времени здесь был военный госпиталь, но пару лет назад дворец передали силовым структурам. Сейчас этот архитектурный памятник посещают группы туристов из разных городов и стран[14].
Дворец Пусловских
Рыцарской грезой называют руины коссовского замка. Когда-то это был величественный дворец в неоготическом стиле, воздвигнутый на родине знаменитого белоруса руководителя национально-освободительного восстания 1794 года, национального героя Америки и Польши, почетного гражданина Франции Тадеуша Костюшко в урочище Меречевщина. До приобретения фольварка Пусловскими родовое гнездо Костюшко находилось в полуразрушенном состоянии.
Дворец Пусловких был заложен в 1838 г. на западной окраине поселения как загородный усадебный ансамбль с большим парком.