Смекни!
smekni.com

Дворцово-парковые комплексы Беларуси как перспективные объекты туристских маршрутов (стр. 4 из 7)

В строительстве дворца и разбивке парка принимали участие архитекторы Ф. Ящолд и В. Маркони. Дворец, обладая широко развитой композицией, свойственной классицизму, наделен крепостными башнями и башенками в духе готической старины, представляет романтическое течение в архитектуре середины XIX в.

Подражательство художественным стилям прошлых веков отчетливо прослеживается на фасадах. Зубчатые завершения многогранных башен, оконные и дверные проемы стрельчатого очертания, щелеобразные, наподобие бойниц, прорези в стенах, карнизы, похожие на крепостные машикули, и другие детали явились искусственным возвращением к архитектурным формам средневековья. Замок Пусловских единственный сохранившийся на территории Беларуси архитектурный памятник, который можно отнести к так называемым "регулярным" дворцам. Его правильная геометрическая форма и симметричная композиция — яркий пример соединения классических приемов в планировке с элементами неоготики в архитектурном оформлении. Во дворце насчитывалось более 130 комнат, и каждая — особенная. В белом зале проходили балы, в черном играли в карты, в розовом — музицировали. Было здесь фойе со стеклянным полом, под которым плавали экзотические рыбы, а по дворцовым коридорам разгуливал прирученный лев.

Замок, располагавшийся на небольшом плато, стал ядром красивейшего террасного парка, в котором росло более 150 видов экзотических растений. На террасах функционировали фонтаны. Характерными атрибутами парка были скульптуры, брамы — охотничья и въездная, а также оранжерея, которая предположительно располагалась в парковой части. В северо-восточной части дворцово-паркового комплекса, на реке Коссовке, имелась водная система из двух водоемов, разделенных дамбой и обсаженных белыми плакучими ивами, с большим островом округлой формы.

25-километровый подземный ход, по легенде, связывал резиденцию Пусловских с Ружанским дворцом.

Архитектурная жемчужина была продана за долги по дешевке петербургскому купцу. В Первую мировую войну из дворца пропала коллекция редких рукописей, исчезли скульптуры, картины, драгоценности. Погибли сад и оранжерея, от которой до наших дней сохранились только роскошные кусты сирени и боярышника. После вхождения Коссово в состав Польши дворец стал собственностью государства. До 1939 года в нем размещались окружная управа и школа пчеловодов. Дворец погиб в Великую Отечественную войну. Говорят, его подожгли партизаны, чтобы запугать убегающих гитлеровцев. Тогда же в третий раз сгорела и усадьба Костюшко.

Однако в 1999 году на месте бывшего имения был установлен мемориальный камень. Восстановлено родовое гнездо Костюшко. Накрытый двухъярусной камышовой крышей дом, в точности повторяет изображенное в XIX веке художником Наполеоном Ордой строение на фоне дворца Пусловских.

Торжества по случаю рождения Тадеуша Костюшко проходят в его родовом гнезде 4 февраля. В этот день в Коcсово съезжаются представители дипломатического корпуса, чтобы почтить память национального героя. Но и в другие дни место это не становится пустым, к его фольварку-музею приезжают автобусы с многочисленными туристами[14].

Усадьба Уместовских

Усадьба в Жемыславле на левом берегу реки Гавья — памятник усадебно-парковой архитектуры XVIII-XIX веков — напоминает знаменитую королевскую резиденцию последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа "Лазенки", которая известна ещё и как "Дворец на острове". Ее строительством занялась графская семья Уместовских, в 1805 году вступившая во владение этими местами. В 1828 году маршалок шляхты Ошмянского уезда Казимир Уместовский занялся перестройкой купленного большого деревянного одноэтажного дома в стиле барокко, с оштукатуренными и побеленными стенами, под высокой, с просторной мансардой, красной черепичной крышей. Он ставит 2 кирпичных официны (просторные павильоны) с колонными портиками в редком для белорусской архитектуры тосканском стиле, погреб-ледник, оранжерею, конюшню, каретную и манеж.

Его жена Юзефа в 1863 году после смерти супруга занялась постройкой дворца, который существует и теперь. Именно амбициозная Уместовская приказала одному из самых знаменитых в те времена в западных губерниях империи архитектору Л.Маркони скопировать королевскую резиденцию "Лазенки", построенную в 1784-1795 годах.

Это было классическое двухэтажное симметричное здание с обширной прогулочной площадкой, огражденной красивой балюстрадой, на плоской крыше. Привлекал внимание большой бельведер, арочные окна которого были украшены цветными витражами. Над парадным входом на четырех колонах коринфского ордера покоилась глубокая открытая лоджия с мозаичным полом. На втором этаже находились оригинальные ажурные балконы, а на торцах здания располагались более низкие объёмы с открытыми террасами.Внутреннюю планировку и интерьеры также копировали с королевского оригинала, но уже наследники Юзефы. Обогревались комнаты красивыми мраморными печками и каминами в "парижском стиле". Паркетный пол украшал оригинальный орнамент, на стенах были дубовые панели и фресковые росписи.

Вокруг резиденции был разбит небольшой английский парк тоже похожий на лазенковский. На искусственном водоеме была построена лодочная станция. На лодках можно было отправиться гулять в заречную часть парка. В этой части комплекса располагался высокий (восьмигранный в плане) "скарбец", имевший по периметру оригинального вида галерею-аркаду. В отдельных друг от друга помещениях одновременно находились склады, конюшня, семейная часовня, винокурня и сыроварня.

Во время Первой мировой войны 1914 года немцы здесь открыли военный санаторий. После окончания гражданской и советско-польской войн Жемыславль оказался на территории Западной Беларуси. Последний владелец Владислав Уместовский отдает усадьбу под научную базу с природоведческой и сельскохозяйственной специализацией Виленского университета.

До наших дней сохранились практически все основные постройки усадьбы и даже частично интерьеры дворца[14].

Дворец Румянцевых-Паскевичей

Визитная карточка Гомеля — дворцово-парковый ансамбль русских аристократов Румянцевых и Паске-вичей, находится на высоком берегу реки Сож и включает в себя дворец, парк, Петропавловский собор и каплицу. Комплекс является памятником архитектуры второй половины XVIII-XIX веков. Входит в список белорусских историко-культурных ценностей, представленный в ЮНЕСКО для включения в перечень Всемирного культурного наследия. А по концентрации и сочетанию элементов, их значимости не имеет аналогов на территории Беларуси. Композиционном центром ансамбля является построенный в стиле классицизма дворец который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи. Его главный корпус был возведен в 1777-1796 годах на месте разобранного деревянного замка по приказу фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского, которому Екатерина Вторая подарила Гомель. После смерти фельдмаршала в 1796 году Гомель наследовал его сын, известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев. Будучи человеком высокой европейской культуры, он при обустройстве своего имения, подобного которому не существовало во всей Российской империи, старался воплотить лучшие градостроительные идеи того времени. Все городские магистрали были ориентированы на дворец. А уникальная коллекция книг Николая Румянцева, собранная им в Гомеле, в результате легла в основу Государственной российской библиотеки.

В 1834 году дворец был куплен известным полководцем Иваном Федоровичем Паскевичем графом Эриванским князем Варшавским. При нем осуществляется реконструкция и достройка дворца, а также разбивка вокруг него парка по проекту польского архитектора А.Идзковского. Его территория представляет собой живописный пейзаж, который образуется высокой террасой правого берега реки Сож, рассекаемой несколькими оврагами — следами водотоков ледникового периода.

В парке, где садовниками работали польские, бельгийские и русские специалисты, были высажены многие редкие и экзотические породы деревьев и кустарников. Заложенный более двух веков назад парк — сегодня считается лучшим из сохранившихся в Беларуси пейзажных парков с элементами романтизма. В парке более 9 тысяч деревьев местных и экзотических пород (сибирский кедр, японская лиственница, черная сосна и др.).

Гармоничное сочетание в едином ансамбле рельефа, воды, зелени, архитектуры, художественная законченность в решении сложных композиционно-пространственных задач позволяет отнести его к лучшим образцам паркостроения конца XVIII — первой половины XIX в.

Площадь парка около 25 га. Расположен он на обрывистом берегу полноводного Сожа и оврага с ручьем Гомий. Большая часть парка — пейзажная и лишь перед главным фасадом дворца он имеет регулярный характер. Насаждения парка состоят из местных и привезенных видов растений. Здесь можно встретить дуб, граб, клен, ясень, лиственницу, каштан, акацию, а также редкие породы пирамидального дуба, веймутовой сосны, плакучего ясеня, маньчжурского ореха и др. Различные породы деревьев искусно скомпонованы в живописные группы, усиливающие эффект восприятия пейзажа.

В конце XIX — начале XX веков формируется комплекс хозяйственных построек, включающий одноэтажное каменное административное здание и подземные погреба для хранения продуктов. В противоположной части парка в здании бывшего сахарного завода создается "Зимний сад", в котором выращивались экзотические растения. Особый колорит этой части парка придает также расположенная рядом башня для обозрения. В 1889 году в парке недалеко от Петропавловского собора в псевдорусском стиле была возведена каплица-усыпальница Паскевичей, где захоронены останки восьми членов этой семьи. Благодаря обилию архитектурных деталей и широкому использованию керамики в оформлении экстерьеров, данное строение отличается особым изыском и живописностью. Часовня стала первым из всех памятников, отреставрированных в БССР после войны. Собор святых Петра и Павла, построенный в 1809-1824 году собор по инициативе и на средства графа Румянцева, и сегодня является действующим храмом. В Гомельском дворце гостили представители царской фамилии, в том числе императоры Александр II с супругой и Николай II. Местные экскурсоводы утверждают, что Наполеон собирался включить гомельскую усадьбу в изданную по его велению книгу "Лучшие в мире королевские дворцы". Но в 1941-1943 году дворцовый ансамбль был разрушен и сожжен, а восстановлен и реконструирован только в 1969-м. В настоящее время здесь расположен Гомельский областной краеведческий музей. На данный момент музейная коллекция насчитывает более 126 тысяч экспонатов, среди которых есть истинные раритеты. Гомельский дворец по праву считается белорусским Эрмитажем[14]. У музея, существующего в стенах дворца с 1919 (!) года, вообще нет аналогов в Беларуси. В самом деле, какой наш дворец может похвастать воссозданными до мелочей интерьерами ушедших эпох и экспонатами, чудом уцелевшими в огне революций и войн! Так что даже на иностранца, уже повидавшего интерьеры роскошных европейских замков и дворцов, да к тому же не вдающегося особо в хитросплетения белорусской истории, дворец и его начинка произведут самое благоприятное впечатление[9].