Дворец интересен не только своими наземными сооружениями, но и многочисленными подвалами, подземельями и склепами. В вале, который окружал замок, были сделаны многочисленные помещения для прислуги и хозяйственные склады[18]. Здесь даже размещались конюшни. Парковый ансамбль Несвижа представляет собой пять различных по художественному облику и настроению парковых композиций общей площадью более ста гектаров. Замковый или Антониев парк окружает дворцовые корпуса. Старый парк или озерина разместился подле замка - отличается большим разнообразием пород деревьев и кустарников.
За старым парком по той же стороне пруда тянулся Японский сад. На противоположной стороне пруда - напротив Старого парка находится Новый, или Марысин парк - там когда-то находился Лебединый луг с круглым прудом и Островом любви посредине. С востока Марысин парк завершается Русским лесом.
Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов. Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Среди городских легенд самые известные – это история о Черной Даме - призраке Несвижского замка, и о сокровищах Радзивиллов. Дворец Радзивиллов в Несвиже - это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси.
Несвижский замок - одна из трех достопримечательностей Беларуси, внесенная в список мирового наследия Юнеско. Внесение в список произошло совсем недавно, в 2005 году. Это стало важным событием в культурной жизни Беларуси. Несвижский замок (или Несвижский дворец) - это свидетель ярчайших и важнейших событий в истории Беларуси. Несвижский замок, родовое гнездо местных Радзивиллов, в свое время был не только великосветским замком, но и богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. В 12 величественных залах размещалась библиотека на 20 тыс. томов, портретная и картинная галереи, которые насчитывали более тысячи полотен, принадлежавших кисти различных известных и неизвестных художников, богатая коллекция европейского, арабского, японского и китайского оружия, знаменитые слуцкие пояса, кореличские и несвижские шпалеры, огромная коллекция монет и медалей, роскошная мебель и другие предметы[14].
В 1706 году Замок был разрушен шведами и восстановлен лишь в 1726 году. На этот раз он приобрел менее воинственный и более утонченный внешний вид. Архитекторы, отстраивавшие замок заново, придали ему черты стиля барокко. Свой окончательный вид Несвижский дворец приобрел лишь во второй половине 18 века[13].
Сейчас во Дворце вновь ведутся восстановительные работы. Замок реконструируется после сильного пожара в 2002 году. Параллельно здесь также проводятся археологические раскопки. Реконструкция еще не закончена, однако уже сейчас посетителям замка видны фортификационные сооружения в валу фасадной стороны Дворца. Некоторые принимают их за склепы или знаменитые Радзивилловские подземелья. Однако, по словам археологов, это лишь малая часть того, что действительно находится под дворцовым фундаментом[14].
В скором будущем это прекрасное историческое место откроет свои двери для всех желающих. В Несвижском замке будет располагаться гостиница, что позволит туристам наиболее глубоко прочувствовать дух эпохи, присутствующий в этом старинном ансамбле, и насладиться видами чудеснейшей природы Беларуси. А если захочется культурных развлечений, то можно посетить Мирский Замок, который являлся летней резиденцией Радзивиллов. Там регулярно организуются всевозможные музыкальные концерты, конкурсы, феерические представления.
3.2. Предложения по использованию культурно-исторического потенциала дворцово-парковых комплексов
После всех изученных мной литературных материалов по данной теме, после ознакомления с печатными статьями и использования информационных интернет-ресурсов, с одной стороны, мне бы хотелось обобщить все уже имеющиеся возможные пути использования культурно-исторического, познавательного, эстетического потенциала дворцово-парковых комплексов, а с другой стороны, наверняка среди них окажутся какие-то новые предложения:
- включение дворцово-парковых комплексов как объектов в уже имеющиеся познавательные маршруты;
- создание различных тематических маршрутов, куда будут включены только родовые дворцы и усадьбы, но которые будут отвечать заданной тематике, например, по определенному архитектурному стилю, либо все усадьбы одного старинного рода;
- создание на базе дворцово-парковых комплексов различного рода музеев: краеведческий, этнографический, либо музей, в котором собраны уцелевшие коллекции владельцев;
- организация в уцелевших зданиях дворцов своеобразных кинотеатров с показом ретроспективных фильмов;
- использование старинных дворцов и усадеб для проведения конференций;
- создание на базе дворцово-парковых ансамблей или вблизи их домов отдыха, санаториев, пансионатов;
- одним из возможных способов повышения эффективности использования потенциала дворцово-парковых комплексов в туристском освоении может стать создание территориальных образований (культурно-исторические территории, национальные или рекреационные парки, представляющие собой целостную экономическую структуру), где в комплексе сочетались бы культурно-исторические объекты, культурные ландшафты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праздники, традиции[20];
- создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе[20];
- в расположенных вблизи усадебных комплексах возможно создание природно-исторических парков. В основу их создания может быть положен географический принцип, исторический (серия комплексов, связанных одним историческим событием), мемориальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной и той же исторической личности, места работы одной группы художников)[20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом данной работы подтверждается высокий культурно-исторический потенциал Беларуси, в частности, потенциал дворцово-парковых комплексов – высокая историческая ценность, интересные и оригинальные архитектурные исполнения, эстетическая привлекательность. В процессе проведения исследований по территориальному распределению историко-культурных объектов было определено, что наиболее перспективными направлениями развития туризма в целом являются западные и северо-западные районы с концентрацией исторических объектов по районам: Берестейская земля, Пружанско-слонимский район, дорога Замков (Лида –Несвиж), Гольшанская земля, Нарочанский край, Браславщина, Полоцкая земля[12].
К сожалению, проделанные мною исследования показали, что достаточно большая часть архитектурных памятников не сохранилась до наших дней либо находиться в плачевном состоянии[13]. На этот счет ЮНЕСКО уже давно бьет тревогу по поводу: «проблемы сохранения ценных природных и историко-культурных территориальных комплексов. И это проблема не только последних лет, уже с начала 1990-х годов в мире особое внимание начинает уделяться культурным ландшафтам как особому типу наследия, обеспечивающему взаимодействие, взаимопроникновение и взаимозависимость природных и культурных компонентов наследия. В качестве культурно-ландшафтных феноменов начинают исследоваться выдающиеся по художественным характеристикам и исторической значимости дворцово-парковые ансамбли, дворянские усадьбы, монастырские комплексы, поля сражений, археологические комплексы»[11]. Одним из возможных путей сохранения культурно-исторических объектов может быть создание так называемой СЭЗ «Золотое кольцо Беларуси»[12].
Описанные в моей работе дворцово-парковые архитектурные обьекты: Сновский дворец, дворец Пусловских, усадьба Уместовских, дворец Румянцевых-Паскевичей, усадьба генерала Гатовского, дворцовый комплекс Сапегов, Несвижский дворцово-парковый ансамбль, являются наиболее интересными с точки зрения их туристского предназначения. Некоторые из них уже включены в основные туристские маршруты Беларуси как культурно-исторические достопримечательности и находятся под охраной всемирно-известной организацией ЮНЕСКО[16].
Таким образом, изучив дворцово-парковые комплексы на территории Беларуси, я определила, что в целом туристический потенциал дворцово-паркового наследия достаточно высок, а для его повышения, для некоторых объектов необходимо проведение реставрационных работ, а также, с моей точки зрения, для повышения туристского потенциала необходимо проведение достаточно сильной рекламы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федорук А.Т. Старинные усадьбы минского края - Мн, 1977
2. Федорук А.Т. Старинные усадьбы Берестейшины/ А.Т.Федорук;
ред. Т.Г.Мартыненко. Мн.: БелЭн, 2004г. – 576с.: с ил. 3. Фигловская Л. Карусь Каганец // Беларусь.-1946.
4. Каханоуски Г.А. Повязь часоу.-Мн., 1985.
5. Янушкевичь Я. У прадчуванни знаходак. –Мн., 1994
6. Грыцкевич А. Шляхта Вяликага княства Литоускага да Люблинскай унии 1569 г. // годнасть. -1993. -№ 1