Смекни!
smekni.com

Разработка и внедрение эффективных тренингов для персонала на предприятиях скс и т на приме (стр. 3 из 13)

Training&Development: тенденции за рубежом

Любая новая информация, касающаяся западной практики в области Training&Development (T&D), безусловно, вызывает интерес у отечественных специалистов и зачастую порождает противоположные мнения. Одни считают, что российские компании должны перенимать накопленный за рубежом опыт «от» и «до». Иные уповают на свой собственный путь развития этих департаментов (разумеется, не без вкраплений частиц западных знаний). Но в любом случае США и Европа далеко впереди нас по части тренинговых программ, а, значит, не присматриваться к западным тенденциям нельзя.

На Западе за первоначальный поиск образовательных программ отвечают рядовые менеджеры, а когда затрагивается вопрос бюджетирования, на помощь приходят руководители линейного подразделения. Кстати, все больше и больше компаний проводят оценку эффективности образовательных мероприятий.

Японцы выстроили уникальную систему, с помощью которой их продукция завоевала весь мир. С одной стороны, они ориентированы на непрерывное совершенствование производственного процесса – кайдзен. И самое главное – соединили две на первый взгляд несовместимые философии бизнеса: снижение издержек и повышение качества. Кажется, что такого быть не может, но у них это работает.

Первый Японский центр открылся в России в 1994 году при РЭА имени Плеханова, затем в 1995 году в МГУ появился еще один. Сейчас таких центров уже семь, все они действуют на основании межправительственного соглашения и финансируются из Японии. Соответственно, все программы для российских слушателей бесплатны. В основном это короткие семинары по менеджменту, маркетингу, PR и другим популярным темам. Например, ''Товарооборот и логистика'', ''Стратегическое управление''.

Китай всерьез заявил о своих намерениях стать третьей страной в мире после США и Японии, и с этим уже невозможно не считаться. В отличие от Японии, эта страна интересна не столько как родина уникальных управленческих методов, сколько как стратегический бизнес-партнер или конкурент, о котором надо знать как можно больше. Поэтому сегодня менеджеры и предприниматели хотят поближе познакомиться с особенностями экономической системы Китая, с его культурными и бизнес-традициями.

Лишь 15% украинских компаний систематично проводят обучение своего персонала.По данным исследования тренинговых компаний, проведенного в 2006 году, больше половины украинских предприятий принимают решение о развитии своего персонала спонтанно и хаотично. Они время от времени отправляют сотрудников на открытые тренинги и семинары. Еще 35% компаний вообще не занимаются обучением сотрудников, и лишь 15% предприятий обучают персонал постоянно.

В ближнем зарубежье спектр их услуг довольно обширный, а качество не всегда надлежащее. Многие проводят тренинги только с целью заработать, и поэтому лекции читаются по одной и той же методике, не учитывая внутренних особенностей компании и коллектива. Тренер, работающий в штате компании, в большинстве своем ориентирован на достижение стратегической цели и знает, чего от него ожидают. К тому же его услуги обойдутся компании намного дешевле, в частности от $1000 до $1500 в месяц. У внутреннего тренера уровень ответственности обычно выше. Он в фирме на постоянном месте работы, а значит, и постоянно отвечает за результаты.

В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране.

Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг. Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.

На рынке тренинговых продаж складывалось мнение, что психологи для предприятий не нужны. Нужны менеджеры по кадрам, тренинг - менеджеры и т.п. При этом не учитывается, что все эти специальности связаны с работой с людьми, подразумевают хорошее знание психологии. Конечно, психолог, владеющий только психологией и помешанный на психотерапии, не очень - то вписывается в работу бизнес - предприятий. Но, с другой стороны, изучивший несколько тестов и техник менеджер не сможет влиять на межличностные механизмы внутри предприятия. Оптимальный вариант - это тренер - психолог, который имеет также образование в области менеджмента и разбирается в механизмах работы бизнес - предприятий.

Сейчас многие крупные компании, холдинги - говорят, что в России выгоднее заниматься коммерцией, чем производством. Это связано с системой налогов России. Поэтому многие из них сейчас активно продают свои производства, заводы и размещают заказы в Китае и Малайзии, сохра­няя свой фирменный стиль товаров. Если смотреть на мировую экономику, то Китай является мировой производственной базой. Именно поэтому он наби­рает мощь и влияние. Есть тенденция, что Америка уступит свои позиции именно Китаю. Это очень сильно повлияет на тренинговый рынок.

Ведь если сейчас бизнес в России строится по американской модели, ес­ли мы, бизнес - тренеры, своими тренингами закладываем в умы людей амери­канскую и европейскую ментальность, то в скором будущем наши бизнесмены будут нуждаться в знаниях, как строить бизнес, учитывая влияние китайской, индийской ментальностей. А это страны с тысячелетними культурами. С утон­ченным восприятием. С восточной хитростью. Уже сейчас активно зака­зывают тренинг по переговорам с китайцами. Европейские технологии в тренингах станут неактуаль­ными. От тренеров будут ждать совершенно других знаний и по менеджменту, и по маркетингу, и, конечно, по переговорам, продажам и закупкам.

Исследование российского рынка бизнес - тренингов, проведенное DISCOVERY Research Group показало, что, несмотря на стремительный рост, российский рынок бизнес - тренингов существенно отстает от европейского. Показатели объема российского рынка бизнес - семинаров и тренингов, составляющие около $170–200 млн. по данным на 2005 год, ежегодно растут на 25-30%. Невзирая на такой, казалось бы, стремительный рост, российскому рынку краткосрочного бизнес-образования есть куда стремиться: в Европе на образование сотрудников в среднем тратится $ 86 в год, в то время как в России эта цифра составляет лишь $ 1,5. В настоящий момент на рынке присутствуют более 450 тренинговых компаний, в основном сосредоточенных в Москве, с общим количеством тренинговых программ, приближающимся к 2000. Тем не менее, эксперты отмечают стремительное развитие краткосрочного бизнес-образования в Санкт-Петербурге и других крупных городах и прогнозируют, что если в Москве прирост рынка в 2006 году составит 10%, то в регионах эта цифра превысит 40%. Отмечено также отсутствие компании, являющейся безусловным лидером рынка.

Россию охватывает тренинговый бум. Народ ринулся обучаться тому, как вести переговоры по телефону и без оного, продавать услуги и товары, общаться с подчиненными, партнерами и т.д. Топ менеджеры предвкушают резкое увеличение объема продаж, воцарения благостной атмосферы в коллективе, беспримерных побед над конкурентами.

Руководители крупных компаний с легкостью соглашаются с программами обучения персонала по самым различным направлениям. Если раньше консультанты-тренеры были наиболее востребованы в торговых сетях, то сегодня их можно встретить в конференц-залах нефтяных, энергетических, строительных и финансовых корпораций.

Тренинги не могут заполнить лакуны корпоративного управления, некомпетентности высшего или среднего звена менеджеров. И данная проблема сегодня стала одной из самых актуальных, воздвигая порой непреодолимые барьеры на пути развития сотен компаний, на первый взгляд вполне успешных.

Тренинговый бум в России привнес массу позитивных моментов в систему корпоративного управления. Но и наводнил рынок консалтинговыми структурами или индивидуальными консультантами весьма сомнительной репутации. В такой толчее и сумятице многие руководители не всегда имеют возможность правильно ориентироваться среди компаний, предлагающих тренинговые услуги. И даже найдя профессиональную команду тренеров зачастую жалуются, что не могут в одной консалтинговой компании заказать тренинги по самым разным направлениям. Плохо это или хорошо – сказать трудно. Единого мнения по данной проблеме нет даже у самих консультантов. И не за горами, вероятно, время, когда несколько известных консалтинговых компаний объединятся в одну структуру, напоминающую своеобразный супермаркет услуг.

Вообще заинтересованные в раскрутке своих предложений специалисты-аналитики event-компаний склонны замалчивать вопросы особенностей российского менталитета при обсуждении преимуществ и недостатков групповых тренингов, хотя именно менталитет во многом и определяет основные направления развития этого рынка. Как известно, жители России обладают очень высокой степенью коллективизма (примером может служить неискоренимая традиция списывания друг у друга на лекциях и экзаменах). Подобная групповая психология просто немыслима в США, где одним из наиболее выраженных свойств психологического поведения людей является их индивидуализм, которым пронизана вся американская культура. Как отмечает в своей книге «Ценности американского кино» Анна Трепакова, «с раннего возраста американцы привыкают к мысли об ответственности за самого себя и о собственной уникальности. В отличие от русской манеры поведения, они не воспринимают общество (и коллектив) как взаимосвязанную и взаимоответственную систему». Из этого утверждения напрашивается вывод, что именно вследствие особенностей менталитета групповые тренинги и корпоративные программы оказываются столь необходимы на Западе и зачастую так бесполезны в России. Искусственное сплочение уже и без того единого коллектива может привести к его распаду. Поэтому прежде чем следовать моде на организацию досуга в формате типа team building, руководителям стоит сначала самостоятельно (на основе собственного опыта, сформированного именно в условиях российской действительности) оценить уровень целесообразности проведения подобных мероприятий, не прибегая к услугам заинтересованных специалистов.