Смекни!
smekni.com

Фигурное катание 2 (стр. 2 из 4)

Можно, кстати, вспомнить и строки из «Евгения Онегина»: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед», где А. С. Пушкин оставляет нам живое свидетельство того, что потехи на льду в начале XIX в. уже вошли в быт русского народа. К пушкинским временам относится и появление у нас первого учебника для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. де Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

В 1877 г. каток в Юсуповском саду перешел из владения Яхтч клуба в собственность небольшого кружка истых поклонников конькобежного искусства. Вот тогда-то и родилось Санкт-Петербургское общество любителей бега на коньках, которому суждено было сыграть выдающуюся роль в развитии фигурного катания у нас в стране. Именно на катке Юсуповского сада в 1896 г. состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию. Его победителем стал фигурист из Мюнхена Гилберт Фукс.

В чемпионате принимали участие только мужчины. Их было четверо, и среди них два русских спортсмена — Г. Сандерс и Н. Падусков. Очередь женщинам разыгрывать звание чемпионки мира наступила лишь десять лет спустя, да и то официально право проводить свой чемпионат было признано лишь в 1924 г. А первой чемпионкой в 1906 г. была провозглашена М. Сайерс.

Организатором чемпионатов выступил тогда (и сохраняет это право по сей день) Международный союз конькобежцев.

Парное катание и спортивные танцы на льду появились в программе мировых чемпионатов много позже. Только в 1908 г. впервые было разыграно первенство среди спортивных пар. В тот раз чемпионат мира вновь проводился в Петербурге. Немецкие фигуристы А. Хюблер и Г. Бюргер вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании. А танцоры свои награды впервые разыграли лишь в 1952 г. в Париже. Как и следовало ожидать, сильнее всех оказались англичане — Д. Вествуди Л. Демми. Ведь именно фигуристы Великобритании были создателями нового «жанра».

Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Это были своего рода кулуарные соревнования. Но популярность фигурного катания росла с фантастической быстротой, и уже в 1908 г. соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV Олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д. Пиктэ.

В России первый каток с искусственным льдом в закрытом помещении появился накануне первой мировой войны при бывшем театре «Аквариум» в Петербурге. К сожалению, функционировал каток недолго, и фигуристы не смогли использовать его для проведения регулярных тренировок и крупных международных турниров.

Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), спортивная пара А. Хюблер — Г. Бюргер (Германия) и Н. Панин-Коломенкин из России. Русский фигурист, призер чемпионатов мира и Европы, был недосягаем в соревнованиях на лучшее исполнение так называемых специальных фигур — были тогда такие соревнования. Фигуристы сами чертили для себя сложные узоры, а затем с помощью коньков переносили их на лед. Фигуры, предложенные судейской коллегии Олимпийских игр Н. Паниным-Ко-ломенкиным, были настолько оригинальны, красивы и сложны, что их посчитали абсолютно невыполнимыми (рис. 3). И .когда русский фигурист все-таки начертил их, заслуженной наградой ему была золотая медаль — первая в истории отечественного спорта вообще! Н. Панин успешно выступал не только на олимпийских играх. Его спортивный путь украшен многими достижениями и наградами. Он был обладателем серебряной медали чемпионата мира 1903 г. в Петербурге, проиграв многократному чемпиону Ульриху Сальхову из Швеции. В его послужном списке бронзовая награда первенства Европы 1903 г. в Давосе и серебряная медаль европейского чемпионата 1908 г. в Варшаве. Награды доставались ему в напряженнейшей борьбе, в ходе которой приходилось преодолевать и необъективность арбитров (как это случилось на Олимпийских играх в Лондоне) и препятствия, чинимые русскому чемпиону дома чиновниками-бюрократами. По этой причине ему приходилось скрывать свою настоящую фамилию и выступать на международных соревнованиях под псевдонимом Панин. Этот псевдоним так прижился, что впоследствии Н. А. Коломенкин всегда присоединял его к своей фамилии.

III. РАЗВИТИЕ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ В СССР

Вклад Н. А. Панина-Коломенкина в развитие фигурного катания настолько велик, что еще многие поколения с благодарностью будут вспоминать о нем. Он создал первый в мире фундаментальный учебник, в котором изложил практически все основные технические, постановочные, воспитательные аспекты современной тренировки и соревнований фигуристов. Он сконструировал свою модель конька, которая будучи модернизированной, остается по сей день на вооружении у фигуристов. Более того, именно Панин-Коломенкин создал и апробировал успешно действующую и поныне систему спортивных разрядов как основу для совершенствования и роста мастерства.

Большой заслугой Н. А. Панина-Коломенкина стало открытие отделения фигурного катания в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, что положило начало изучению этого вида спорта и подготовке квалифицированных кадров в рамках высшей школы.

В стенах института работали видные специалисты и опытные педагоги, создавшие научно-практическую базу современного советского фигурного катания. Среди них особое место занимает двукратный чемпион страны в парном катании профессор А. Б. Гандельман, ученик Н. А. Панина, много сделавший для сохранения и развития богатых научных и педагогических традиций отечественного фигурного катания.

В институте были подготовлена большая группа высококвалифицированных специалистов-тренеров, в разные годы успешно работавших в сборной команде страны: С. А. Жук (Рис.5), И. Б. Москвин, Т. Н. Москвина, А. Н. Мишин и др.

Н. А. Панин кроме научно-педагогической деятельности вел активную работу по организации массового фигурного катания, видя в нем действенный фактор оздоровления трудящихся и основу для роста высшего спортивного мастерства.

Н. А. Панин-Коломенкин и его ученики сразу после революции стали создавать первые секции этого вида спорта. С середины 20-х гг. стали регулярно проводиться чемпионаты Москвы и Ленинграда.

В Москве к концу 20-х гг. фигурным катанием регулярно занималось уже более 300 человек. Среди них были такие известные мастера, как динамовцы Ю. Зельдович, К. Лихарев, спортивная пара М. Гаскевич — И. Вонзблейн, представители секции Союза металлистов Т. Гранаткина, Ю. Станкевич, М. Станкевич и др. Здоровая конкуренция между двумя ведущими группами московских фигуристов вела к быстрому росту мастерства.

У ленинградцев активными организаторами групп фигурного катания были известные еще с дореволюционных времен спортсмены К. Цезар, Ф. Датлин (до революции они неоднократно выигрывали звания чемпионов России, и оба были учениками Н. А. Панина-Коломенкина), Л. Попова. Однако по уровню мастерства ленинградцы явно уступали своим московским коллегам, и когда в 1928 г. было решено послать команду советских фигуристов в Норвегию, то в нее попали только москвичи, а в качестве судьи — Н. А. Панин-Коломенкин.

Чемпионат Москвы впервые состоялся в 1923 г. Чемпионами тогда стали Ю. Зельдович, А. Быковская и спортивная пара Н. Быковская — Ю. Зельдович. Ленинградцы же свой первый чемпионат провели тремя годами позже. Среди мужчин победил И. Богоявленский, а в парном катании первенствовали А. Ергина — И. Богоявленский. Среди женщин состязания не проводились.

Чемпионаты страны в те годы проходили нерегулярно, с большими перерывами. 1924, 1927, 1928, 1933 годы были отмечены все союзными турнирами, и лишь затем чемпионаты стали явлением постоянным, особенно после того, как в 1936 г. была создана Всесоюзная секция (позднее — федерация) фигурного катания. Первыми победителями Всесоюзного турнира в 1924 году стали москвичи Ю. Зельдович и Н. Быковская. Женщины-одиночницы первенства не разыгрывали.

В те годы на небосклоне советского фигурного катания восходят такие звезды, как Р. и А. Гандельсман, П. Чернышев, П. Орлов, Р. Новожилова, С. Глязер, К. Лихарев, Т. Гранаткина (Толмачева), которые затем, уже в послевоенное время, став тренерами и педагогами, внесли колоссальный вклад в дело развития советского фигурного катания.

Чтобы показать, по каким направлениям развивалось фигурное катание в то время, какие страсти подчас бушевали на трибунах и ледовых площадках, приводим небольшой отрывок из книги Н. А. Панина-Коломенкина «Фигурное катание на коньках», вышедшей в свет в 1938 г. в издательстве «Физкультура и спорт»:

«Не лишена интереса длительная борьба двух течений в нашем парном катании. Под влиянием заграничных иллюстраций, изображавших трюковые номера профессионалов в парном катании, у нас нашлись им подражатели. Но ведь все эти подъемы женщины партнером на себя, вертушки вниз головой и т. п. номера очень не трудные вовсе не требуют от женщины никакого умения кататься на коньках — ее роль тут чисто пассивная; твердый на ногах фигурист может с успехом проделать все это даже с неодушевленным предметом вместо партнерши. В 1929 году приверженцы трюков смогли выделиться благодаря новизне трюковых фигур, дающих бьющую в глаза картину. Но уже через год в борьбу с ними вступило противоположное течение, работавшее в другом направлении — по линии чисто фигурного катания и имеющее большое преимущество в более или менее близком уровне общей техники катания обоих партнеров, позволяющее наилучше осуществить единообразие и общность исполнения. У трюкистов, наоборот, женщина всегда слабее партнера, и в момент раздельного катания это бросается в глаза. Тем не менее борьба была сперва довольно равная и потому интересная, и до 1933 года успех был переменным, но с 1934 года антитрюкисты заняли ведущее место». Отголоски борьбы между этими течениями так или иначе можно наблюдать на протяжении всей истории фигурного катания, в том числе и все последние годы. Борьба за гармоничность, и не только в парном катании, продолжается неустанно, и приятно отметить, что образец здесь показывают именно советские фигуристы. В предвоенные и послевоенные годы у нас в стране была заложена достаточно прочная основа для того, чтобы начать борьбу на международной арене. К началу 50-х гг. лучшие фигуристы страны, успешно выступавшие в 30—40-е гг., стали тренерами. Полные творческих замыслов и энергии, они были преисполнены желанием так подготовить своих учеников, чтобы те с успехом могли бороться за высшие титулы на чемпионатах Европы, мира и олимпийских играх. Среди них следует отметить таких умелых воспитателей, как Т. А. Толмачева и П. П. Орлов — многократные чемпионы Советского Союза. Группы молодых спортсменов, сформировавшиеся вокруг них, и стали лидерами.