На правом берегу Волги хорошо видны две старинные церкви - Ильи Пророка и Спаса Преображения, – памятники архитектуры 17 века, являющиеся сейчас действующими храмами.
Церковь Рождества Христова (Ильинская) – один из древнейших памятников города, расположена на территории древнего села Городища. Село Городище известно с 17 века, но происхождение его значительно древнее, а название указывает на существование здесь некогда укрепленного поселения.
В 16 – 17 веках село принадлежало боярам Морозовым, у которых там были «боярские хоромы». В середине 17 века стольник Г.И. Морозов построил в селе пятиглавую каменную церковь Рождества Христова, более известную по приделу как Ильинская. После смерти Морозова селом владела его вдова Феодосия Прокопьевна (урожденная Соковнина), сторонница раскола. После ее ареста за принадлежность к старой вере и «противление» царю и патриарху в 1671 году Городище стало дворцовой вотчиной, которая вскоре была пожалована боярину И.Б. Хитрово. Этому роду село принадлежало в течение всего 18 века. В 19 – нач. 20 века стало дачной местностью.
Ильинская церковь господствует в панораме Городища и является одной из главных архитектурных доминант всего Заволжья. Это самый ранний посадский храм костромского Поволжья. Каменная пятиглавая церковь с двумя приделами впервые упоминается в документах под 1663 годом, возведена по заказу владельца села стольника Глеба Ивановича Морозова и его жены Феодосии (в честь нее был освящен северный придел Феодосии – девицы). В 1702 году храм подвергся перестройкам: сложное венчание было заменено простой 4-х скатной кровлей, а колокольня получила существующую сейчас композицию типа «восьмерик на четверике». В это же время был разобран Феодосьевский придел. В начале 19 века церковь была уже одноглавой. В 1938 году она была закрыта, а в 1950-х годах кладбище вокруг нее было уничтожено. В 1985-1990 гг. церковь была отреставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева, по старым фундаментам восстановлена ограда.
Спасо-Преображенская церковь построена в 1685-1688 гг. Расположена в Спасской слободе, которая наряду с Никольской слободой составляет главную часть Заволжья. Обе слободы по письменным источникам известны с 17 века и до 1764 года принадлежали Ипатьевскому монастырю. Небольшой кирпичный храм сохранил нарядный фасадный декор и первоначальную роспись стен и сводов. Есть предположение, что, роспись стен выполнена артелью костромских изографов под руководством ученика Гурия Никитина Василия Козмина. О времени строительства храма свидетельствует закладная плита на фасаде. В 1937 году церковь была перестроена под жилой дом, в связи, с чем было уничтожено главное венчание храма и шатер колокольни, а внутреннее пространство разделено на два этажа. В результате реставрационных работ в 1968 – 1978 гг. по проекту Васильева памятнику возвращены первоначальные формы. Иконостас не сохранился, существующий устроен в процессе освоения храма старообрядческой общиной и включает разные иконы. Стенопись свода и верхнего ряда реставрирована в 1996 году.
После смерти В.И. Ленина в 1924 году, трудящиеся Костромы по инициативе текстильщиков, обратились с призывом увековечить память вождя – переименовать город в Ленин-на-Волге. Но этого не случилось. Тогда 25 мая 1925 года Президиум Костромского губисполкома назначил комиссию по сооружению памятника В.И. Ленину.
Перед нами памятник - на постаменте высотой 15,5 м. установлена скульптура Ленина (8 м.), выполненная молодыми московскими скульпторами Ивановой, Шварц, Листопад в 1928 году. Это был один из первых памятников в России вождю пролетариата. В 1982 году монумент был отреставрирован. Железобетонную скульптуру, обветшавшую к тому времени, перевели в металл, по боковым граням постамента установили бронзовые барельефы, рассказывающие о революционной борьбе.
История строительства памятника отражает историю нашей страны. Скульптура Ленина была установлена на постаменте, который был заложен 19-20 мая 1913 года императором Николаем 2 для монумента Дому Романовых во время празднования 300-летия династии. Еще в 1903 году костромской градоначальник Г.Н. Ботников на собрании гласных напомнил собравшимся о том, что в «настоящем десятилетии наступает трехсотлетие избрания первого государя Дома Романовых» и, что необходимо «…достойным образом почтить 300-летие столь важного события». История Костромы тесно связана с Романовской династией. Начало этой династии положил Михаил Федорович Романов, избранный на царство в 1613 году в Костроме в Ипатьевском монастыре. Поэтому в 1909 году в городе был создан комитет по сооружению памятника, а Академия художеств объявила конкурс на лучший проект памятника.
29 сентября 1911 года в Петербурге, в Манеже открылась выставка проектов моделей памятника в честь 300-летия Дома Романовых.
Жюри удостоило первой премии проект под девизом «Мир» пяти молодых скульпторов: Сологуба, Реельсона, Барта, Рухлядева, Овсянникова. Вторая премия досталась проекту под девизом: «Воздадите Кесарево Кесарю, Божие Богу» академика А.И. Адамсона. Третью премию присудили проекту под девизом «Монарх» художника Курбатова. Всего на конкурс поступило 8 проектов.
Хотя проект под девизом «Мир» получил первую премию и высоко был оценен жюри: «…задуманная мысль выполнена смело, просто, благородно», «…но отвлеченная идея понятна для ясности только немногим людям, людям высшего порядка…», костромичи выбрали для себя другой памятник.
В октябре 1911 года в залах дворянского собрания в Костроме состоялся осмотр макетов, занявших 1, 2, и 3 места.
Модель академика Адамсона была выполнена из красного воска; изобилие исторически фигур и пояснения самого автора привлекли к этому макету внимание провинциальной публики. При голосовании за этот проект был подан 91 голос. Понравился этот памятник и Николаю II.
В ноябре 1912 года было получено окончательное решение по вопросу о памятнике в Костроме – особый комитет по сооружению памятника заключил договор с академиком Адамсоном, а так же с уполномоченными акционерного общества «Гранит», принявшими на себя изготовление облицовки памятника из красного гранита. Все работы намечалось закончить к 1915 году.
Во время подготовки к торжествам была объявлена Всероссийская подписка средств на сооружение памятника, разрешен бесплатный провоз фигур и гранита и выделено безвозмездно из артиллерийских запасов военного округа 5000 пудов меди – бронза в орудиях.
Академик Адамсон внес несколько изменений в свой первоначальный проект: «Уничтожена часовня в памятнике, уменьшено количество фигур…» В первоначальном варианте их было более 50, осталось 26. Каждую фигуру принимала комиссия от комитета. Большое значение придавалось тому, чтобы статуи на памятнике отличались исторической достоверностью вплоть до мельчайших деталей мундиров и одеяний соответствующего времени.
По проекту Адамсона памятник должен был представлять собой грандиозный постамент из финского гранита высотой около 40 метров. Памятник имел два фасада. На одном, обращенном к городу, царь Михаил Федорович, восседающий на царском месте. Рядом с ним – патриарх Филарет и великая инокиня Марфа. Чуть поодаль – князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. У подножия царского места – Иван Сусанин, осеняемый аллегорической фигурой России. На стороне, обращенной к Волге, Николай II, сидящий в кресле, на его коленях лежит карта Российской империи, рядом, прислонившись к отцовскому колену стоит наследник Алексей.
В династии Романовых было 18 царствующих особ. Скульптуры каждого царя или царицы должны были располагаться на выступах постамента в окружении исторических лиц и с атрибутами, рассказывающими об их деяниях. Так Петр I изображался на фоне корабля в окружении сподвижников в деле реформ Феофана Прокоповича костромского вотчинника фельдмаршала Шереметева. У ног императрицы Елизаветы Петровны эмблемы учрежденных ею Академии художеств и Московского университета. Императрица Анна Иоанновна берет из рук фельдмаршала Миниха акт об учреждении сухопутного кадетского корпуса. Император Александр II держит акт об освобождении крестьян от крепостной зависимости.
Нижнюю часть памятника должны были украшать барельефы, изображающие предсказание преподобного Геннадия Костромского о возвышении рода Романовых, призвание Михаила на царство, освобождение крестьян, Полтавскую баталию, Бородинское сражение, осаду Севастополя.
Костромичи с нетерпением ждали празднования 300-летия Дома Романовых, так как надеялись на посещение Костромы императором Николаем II. В телеграмме определенно было сказано: «Радуюсь мысли быть в скором времени среди близких моему сердцу Костромичей».
19 мая 1913 года императорская флотилия прибыла в Кострому. 20 мая, после торжественной службы в Успенском кафедральном соборе, произошла закладка памятника на площади перед собором. На возвышенном месте, на деревянном помосте поставили царский шатер, задрапированный коврами и убранный национальными флагами. Государь император, государыня императрица, наследник цесаревич и другие высочайшие особы опустили в углубление, сделанное на месте закладки памятника юбилейные закладные рубли, а затем и именные кирпичи. Поверх всего уложили большую каменную плиту, освященную архиепископом Тихвином.
В 1915 году памятник не был открыт. Призвали на военную службу опытных рабочих по литью и формовке, подводила фирма Верфля, не поспевавшая за скульптором в изготовлении бронзовых скульптур, болезнь самого автора, лишила его всякой возможности работать. К сентябрю 1916 года из 26 статуй было исполнено 20, не считая барельефов, эмблем, гербов, орнаментов и прочих украшений.