7 августа 1841 г. состоялась закладка памятника, но смерть скульптора в 1846 году замедлила ход работ и монумент был открыт 14 марта 1851 года. Этот памятник представлял собой колонну с капителями; над капителями высится бюст царя Михаила Романова в шапке Мономаха. На средней лицевой части колонны – герб Костромы, пожалованный Павлом 1 в 1797 году: щит, разделенный на четыре части. В первой из них – золотой крест, а в четвертой – серебряный полумесяц, обращенный вниз со скрещенными саблями. Колонна покоится на массивном пьедестале. У цоколя колонны – коленопреклоненный Сусанин в крестьянской одежде. Рядом с фигурой героя – грамота, жалованная государем его роду. Только один барельеф украшает пьедестал с лицевой стороны. Это хорошо известная сцена из оперы Глинки «Жизнь за царя» - смерть Ивана Сусанина от сабель поляков. На оборотной стороне куба надпись: «за веру, Царя, Отечество живот свой положившему Ивану Сусанину, благодарная Россия». На боковых сторонах пьедестала даты «1613» и «15 марта 1851 г.» памятник имел вес 17 тыс. пудов и в высоту 7 саженей (почти 15 метров).
В образе коленопреклоненного, молящегося Ивана Сусанина, Скульптор хотел выразить готовность пожертвовать жизнью для блага Родины, которая олицетворялась для него в царе.
В 1918 году был издан декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…». Фигуры Михаила Федоровича и Сусанина сняли с постамента и отправили в переплавку. В первую годовщину революции на освобожденном постаменте воздвигли обелиск, по сторонам которого установили «портреты вождей революции». В 30-е годы постамент с обелиском снесли. Оставшаяся от памятника гранитная колонна, летом 1998 года была установлена недалеко от места где стоял памятник 1851 года.
Иван Сусанин – староста села Домнино, вотчины бояр Шестовых, что находилась в 70 верстах от Костромы. В период польско-литовской интервенции, «Смутного времени» начала 17 века, скрываясь от опасности, мать и сын Романовы прибыли в Кострому в свой осадный дом, что был на территории Костромского Кремля, потом они последовали в свою вотчину Домнино, находившуюся среди непроходимых болот и лесов. По свидетельству потомственного священника села Домнино протоирея Алексея Домнинского, потомка отца Евсея, который священствовал в селе во время пребывания там Михаила, Сусанин завел поляков, пришедших в Домнино и искавших Михаила Романова, в непроходимые болота. В народе это болото называется Чистым, т.к. его обагрила и очистила страдальческая кровь Ивана Сусанина.
В 1619 году, после освобождения из польского плена отца (впоследствии патриарха Филарета) Михаил Романов предпринимает паломничество в Макарьево-Унжеский монастырь, для поклонения мощам. Михаил с матерью останавливается в Домнино. Здесь к нему пришла дочь Ивана Сусанина – Антонида – с мужем – Богдашкой Сабининым, и рассказала царю о смерти своего отца в 1613 году. Царь жалует потомкам Сусанина – дочери, зятю и внукам – за «службу и кровь» Сусанина грамоту, которой они освобождались от налогов и в дар получали часть деревни Деревеньки. В грамоте было сказано: «Приходили в костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали, и пытали его немерными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий государь, Царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси были, а он, Иван, ведая про нас…и терпя от тех Польских людей немерные пытки про нас не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти…»
Потомки Ивана Сусанина – у него было два внука: Даниил и Константин, стали именоваться белопашцами, то есть крестьянами, не несущими никаких повинностей в чью либо пользу.
Память об Иване Сусанине живет в многочисленных устных преданиях, светлый образ крестьянина – патриота привлекал к себе внимание поэтов, художников, музыкантов. Его воспевал поэт К.Ф. Рылеев, его подвиг нашел воплощение в первой русской героической опере М.И. Глинки.
Особенно дорога память о герое-патриоте его землякам. Именем Сусанина назван поселок и один из районных центров Костромской области, в городе Костроме его имя носит улица и главная площадь, сквер, где установлен памятник герою. На Сусанинской площади в начале 19 века началось сооружение третьего ансамбля общественного центра города, согласно плану 1781 года – административного.
Главная площадь Костромы по плану получила название Екатеринославская, но в 1835 году в связи с решением установить здесь памятник народному герою, была переименована в Сусанинскую по указу императора Николая 1, посетившего город в 1834 году.
В плане Сусанинская площадь подковообразная, полукруглой формы, раскрытая в сторону Волги. От нее лучами расходятся основные радиальные улицы города. Эти улицы пересекаются четырьмя полукольцами, которые начинаются и заканчиваются у Волги. В целом план Костромы составляет рисунок в виде раскрытого веера с основанием, положенным на берег Волги (радиально-полукольцевая симметрия).
Через Сусанинскую площадь проходит ось симметрии города – главная композиционная ось. Начало ее на берегу Волги – Московская застава, далее по ул. Молочная гора к Александровской часовне (сейчас памятнику Сусанину), через городской плац (ныне Сусанинский сквер), к памятнику «царю Михаилу Романову…», через «сковородку» по улице Павловской (ныне Проспект Мира) к границе города.
Административный ансамбль Костромы складывался на протяжении 50лет. первым на площади было построено здание бывших Присутственных мест. Еще в 1799 году первым губернским архитектором Н.И. Метлиным был составлен проект здания Присутственных мест, отосланный для утверждения в Петербург, но не получивший там одобрения. Вместо него в начале 19 века из столицы в Кострому был прислан для строительства типовой проект губернских Присутственных мест, разработанный известнейшим русским архитектором А.Д. Захаровым. Однако весьма внушительное по своим размерам здание, которое нужно было построить по этому проекту никак не «убиралось» в полуциркульное пространство Екатеринославской площади. Пришлось искать подходящий для строительства земельный участок в ином месте, но вблизи от главной площади.
Земельный участок, выбранный для постройки здания, находился на переходе от Екатеринославской площади к площади Воскресенской, напротив гостиного двора (Красные ряды). Стоявший здесь соляной магазин сер. 18 века был сломан, и в 1806 году приступили к строительству в точном соответствии с типовым проектом. Наблюдение за ходом строительных работ вел Н.И. Метлин. В 1809 году состоялось торжественное открытие здания. В нем разместились: архивы, земский суд, караульня и кладовая, гражданская и уголовная палата, уездный и совестный суды, казначейство и типография, губернское правление, приказ общественного призрения, казенная палата с экспедициями.
Николай Иванович Метлин – первый губернский архитектор, родился в Москве в 1770 г. в семье архитектора, у него и выучился архитектурному мастерству. С к. 1796 г. Н.И. Метлин назначается на должность губернского архитектора Костромской губернии, где проработал 25 лет. За это время он проектировал и строил буквально все: казармы, лазареты, торговые и общественные здания, жилые дома и церкви.
В 1832-33 гг. 6-колонный портик на главном фасаде был перестроен по проекту Нижегородского архитектора И.Е. Ефимова, одновременно с этим парадная и белокаменная лестница, которая мешала пешеходам и обветшала к тому времени, была разобрана, был переоборудован вестибюль. Ремонтировались Присутственные места и после пожара 1874 года под наблюдением губернского архитектора Н.П. Григорьева. А в 1851 году территория присутственных мест была обнесена каменной оградой.
Здание Присутственных мест кирпичное, двухэтажное с полуподвалами и антресолями, прямоугольное в плане и сильно вытянутое по фронтону улицы. Его главный фасад, обращенный в сторону Красных рядов, выделен в своей центральной части четырехколонным портиком, установленным на высоком подиуме. Колонны портика сгруппированы попарно, и несут легкий фронтон прорезанный аркой. В средней части портика устроен парадный вход в здание.
В 1900 г. по решению Городской думы рядом с зданием Присутственных мест была насажена «…аллея шириною в 15 аршин, обнесенная железною решеткою с перерывом для прохода от Присутственных мест к галерее Гостиного двора, …удобное тенистое место для отдыха прохожих на скамейках». Разбивкой сквера руководила садовница Мария Винт, в нем высадили голландские липы, к которым добавили 12 пихт. Официально сквер называли «новым», но т.к. деньги на его создание – 400 рублей – пожертвовал тогдашний голова Г.Н. Ботников, костромичи чаще называли сквер «Ботниковским».
Дом притча Благовещенской церкви – н. 19 века – своеобразный пример жилого углового дома, выполненного в стиле зрелого классицизма. Двухэтажное кирпичное здание сооружено в 1810-х гг. по прошению прихожан Благовещенской церкви, поданному в к. 1808 г., которым оно и принадлежало до революции 1917 года.