З А Д А Н И Е
на контрольно-курсовую работу студенту гр. ______
по дисциплине «Введение в туризм»
Тема контрольно-курсовой работы:
«Паломнический и религиозно-познавательный туризм (по вероисповеданиям)»
Целевая установка. Рассмотреть подробно материалы выбранной темы по имеющейся учебной, периодической (журналы, газеты и т.п.) литературе и используя материалы Интернет-сайтов
Основные вопросы, подлежащие разработке:
1. Понятие религиозного туризма, его разновидности
2. Религиозный туризм по вероисповеданиям (христианство, ислам, буддизм)
Основная литература (согласно приложению).
Объем ККР – не более 30 машинописных листов.
Срок доклада руководителю о ходе разработки контрольно - курсовой работы:
а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой работы до_________________200__г.
б) доклад о ходе написания работы_____________200_ г.
Срок предоставления законченной работы ______________200_ г.
Дата выдачи задания____________________200_ г.
Руководитель Мишунина Г.Е.
Задание получил______________________200_ г. Студент
Содержание
1.Виды религиозного туризма. 5
1.2.Религиозно-познавательный туризм. 8
2. Религиозный туризм в христианстве. 10
2.1. Основа христианского вероучения. 11
2.2. Христианские святыни и Святая земля. 11
2.3. Православное паломничество. 14
3.Религиозный туризм в исламе. 17
3.1. История возникновения и основы вероучения ислама. 18
3.2. Религиозные объекты паломничества в исламе. 19
4.Религиозный туризм в буддизме. 21
4.1. История возникновения и основы буддизма. 21
4.2. Паломничество в буддизме. 23
До середины 19 века такого термина как «туризм» не существовало ни в одном языке мира, однако на сегодняшний день туризм является самостоятельной отраслью экономики практически любой страны мира. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дает следующее определение понятия «туризм»:
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Не смотря на то, что бурное развитие туризма как отрасли мировой экономики началось в середине 20 века, люди совершали путешествия с незапамятных времен. В древности эти путешествия были связаны с попытками избегать опасностей или голода, а позже с развитием торговых отношений или с целью поиска и изучения новых территорий.
Помимо вышеперечисленных причин, с древних времен существовал еще и религиозный аспект путешествий. Поэтому, можно без сомнений утверждать, что религиозный туризм является одним из древнейших видов туризма. Еще древние греки и римляне путешествовали с целью посещения храмов и святилищ. Хотя история религиозного туризма и исчисляется тысячелетиями, в современной мире он не потерял своей популярности. Религиозный туризм является неотъемлемой и важной частью туристической индустрии.
В данной работе рассматривается религиозный туризм, его виды и формы в разрезе трех основных мировых вероисповеданий – христианства, ислама и буддизма.
Религиозный туризм – вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворений потребностей туристов, направляющихся к святым местам, религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 миллионов человек в мире совершают паломничество. Из них 150 миллионов христиан, 20-30 миллионов индуистов, 40 миллионов буддистов, мусульман, синтоистов и др. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавится от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми. Они отправляются в путь, чтобы исполнить наложенную епитимью, воздать хвалу высшим силам за обретенную благодать или просто выразить благодарность вере, наполняющей их смыслом.
В религиозном туризме выделяют культовые центры и религиозные центры. Культовый центр - это место, имеющее большое значение для представителей определенной конфессии, в котором проводятся культовые и иные мероприятия, собирающие большое число паломников. В таких местах обычно есть храм с чудотворной иконой, или раньше жил известный святой, духовный учитель, аскет, или имели место исторические религиозные события.
Религиозный центр - более широкое понятие, чем культовый центр. Религиозный центр, помимо объекта культа, включает образовательные учреждения и/или административные органы религиозных организаций. Например, старейший монастырь Москвы, Свято Данилов, является религиозным центром для паломников. Здесь помимо объектов культа находится резиденция Патриарха и Священного синода.
Дать более четкие определения этим понятиям, учитывая особенности всех религий, невозможно. Например, понятие культового центра для ислама практически неактуально, как и нахождение какого либо священного предмета в религиозном центре. Определение культового центра и религиозного центра подходят только для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.
Религиозный туризм можно подразделить на следующие основные разновидности:
- паломнический туризм;
- религиозно-познавательный туризм;
- научные поездки - поездки научных деятелей и историков, занимающихся вопросами религии.
Термин «паломничество» происходит от латинского слова Palma- «пальма». По утверждению историков, именно пальмовыми ветками усыпали путь Иисуса Христа при входе в Иерусалим, поэтому первые паломники, посещавшие этот город, привозили с собой пальмовые ветки. Несмотря на то, что происхождение этого термина напрямую связано с христианской религией, в современном мире можно дать следующее определение:
Паломничество - стремление верующих людей разных конфессий поклонится святым для их религии местам.
Традиции паломничества уходят корнями в глубокую древность. В Индии люди с древних времен совершали поездки в святые места, наполненные энергией того или иного божества. В Древней Греции паломники из разных уголков страны приезжали в Дельфы к прорицательнице Пифии, жившей в храме, для получения предсказаний. В Средние века паломничество получило широкое распространение. В это время религиозные путешествия приобретают массовый характер. Странствия пилигримов в Палестину начались уже в III в. н. э. При императоре Константине были возведены храмы в Иерусалиме, например, Храм Гроба Господня. В XV веке для паломников из Европы были разработаны специальные маршруты от берегов Роны до реки Иордан. Крестовые походы закрепили традицию паломничества в Святую землю.
Представители практически всех религий совершают паломнические путешествия. Буддисты повторяют в своих странствиях путь Будды, приверженцы сикхизма идут на поклонение в Золотой храм в Амристсар на север Индии, последователи индуизма предпочитают святые места Кришны и Вишны, каждый последователь ислама должен совершить Хадж (посещение Мекки, Медины) и так далее.
Самым популярным паломническим центром является Иерусалим. Исторически сложилось, что этот город стал священным местом сразу трех религий – иудаизма, христианства и ислама. В городе много религиозных святынь: храм Гроба Господня, ViaDolorosa – путь Христа к месту распятия, Гефсиманский сад, церкви Марии Магдалины и Всех наций, Стена плача, башня и цитадель Давида, мечети Аль-Акса и Омара и другие.
Среди причин для совершения паломничества можно выделить следующие:
- желание исцелиться от душевных и физических недугов;
- помолиться за родных и близких;
- обрести благодать;
- выполнить богоугодную работу;
- отмолить грехи;
- выразить благодарность за блага посланные свыше;
- проявить преданность вере;
- стремление к подвижничеству во имя веры;
- обрести смысл жизни.
Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Идея паломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольно взятые на себя обязательства быть в этих условиях. Это символизирует готовность человека пожертвовать преходящими материальными ценностями во имя вечных духовных. В индуизме, православии и католицизме получили развитие пешие паломничества. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ритуальных действий в местах обычной среды проживания.
Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения. Они останавливаются на ночлег в кельях монастырей, в палаточных городках (например, во время хаджа), могут ночевать в храмах на полу или даже прямо на улице. Выбор пищи обычно невелик, и она довольно скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии - вегетарианская.
Религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты - действующие культовые памятники, музеи, посетить богослужения, принять участие в крестных ходах, медитациях и других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.