В отличие от ката кумитэ предполагает поединок (спарринг) с реальным противником. При этом существуют несколько видов кумитэ: ситтэй иппон кумитэ (строго определенная на одну атаку и одну контратаку последовательность действий); кихон иппон кумитэ (спарринг до проведения одной заданной атаки или одной заданной контратаки); дзию иппон кумитэ (спарринг до проведения одной произвольной атаки или одной произвольной контратаки); дзию кумитэ (свободный спарринг). В свою очередь, кумитэ может быть бесконтактным, полуконтактным и полностью контактным, соответственно этому существуют и определенные правила судейства поединков.
Тамэшивари - разбивание предметов. Это испытание не только физической, но и духовной силы. Оно позволяет познать самого себя, помогает развить силу духовной концентрации. Кроме того, тамэшивари учит ряду важных элементов техники. Оно способно ясно показать ошибки в выборе формы, дистанции, точки контакта с целью. Предмет, который вы собираетесь разбить, находится перед вами неподвижно. Нужно лишь принять удобную позу и ударить. Однако, даже применяя приемы, которые удавались в прошлом, нельзя быть вполне уверенным, что вам удастся выполнить упражнение, так как любой пустяк может привести к неудаче. Самое важное здесь - уметь настроить себя, сконцентрировать свою энергию, уверовать в свою силу. Поэтому, хотя тамэшивари и является разрушительным актом, направленным против природы, оно оправдывается созидательной целью - закалкой тела и духа.
Наряду со спортивным единоборством каратэ в настоящее время является самой распространенной техникой самообороны. Каратэ в целях самозащиты дает огромные возможности. Все ваше тело превращается в оружие.
Каратэ как самооборона отличается многообразием противодействия противнику: вне зависимости от того, какой прием использует противник, у него всегда найдется свободная, незащищенная часть тела, что позволит провести контрприем и отразить атаку. Даже если верхняя часть тела скована, то в резерве для атаки остаются голова, колени, стопы и др.
Использующим каратэ как средство самообороны следует усвоить следующее:
1) важна высокая степень решимости. Как только неблагожелательное намерение противника стало очевидным, следует незамедлительно оказать противодействие. Это очень часто приносит либо физическую, либо психологическую победу, вызывающую у противника состояние беспомощности или потерю самообладания;
2) при защите от ударов ножом, палкой и т.п. оружием никогда нельзя терять самообладания, так как тот, кто извлекает нож, палку, всегда труслив: уже сам факт использования оружия указывает на то, что противник потерял самоконтроль. Это является преимуществом, которое необходимо использовать в полной мере, с тем чтобы, воспользовавшись временной задержкой противника, уклонившись от его удара или поставив блок, действовать быстро и решительно для проведения своей атаки;
3) не стоит строить иллюзий по поводу защиты приемами каратэ от противника, вооруженного пистолетом. На удалении никакая атака не представляется возможной: полет пули намного быстрее и стремительнее удара рукой или ногой. Единственно правильное решение заключается в том, чтобы попытаться приблизиться к противнику, вооруженному пистолетом, отвлечь его внимание и притупить бдительность. И только после того, как противник, которому благодаря оружию присущ комплекс превосходства, совершит неосторожное, опрометчивое действие или же вам представится благоприятный случай, следует, уйдя с линии прицеливания, провести атаку рукой или ногой до полного вывода противника из строя или же его обезоруживания.
«Каратэ» - это японский термин, состоящий из двух слов: «кара» (пустой) и «тэ» (рука), образующих словосочетание «пустая рука» - имеется в виду техника рукопашного боя голыми (т.е. «пустыми») руками, а также ногами и всеми другими частями тела, включая захваты, вывихи, броски, удушения, толчки, подножки, подсечки.
Вместе с тем есть еще одна интерпретация слова «каратэ» - «рука, свободная от злых намерений». С одной стороны, каратэ воспитывает уважение и любовь к ближнему, с другой - учит быть справедливым и спокойным, подавлять в себе ненависть и гнев. Кредо каратэ - «Никогда не нападай первым». Это кодекс чести, запрещающий использование каратэ, за исключением ситуации вынужденной защиты себя или других людей.
Таким образом, каратэ - это метод самозащиты с использованием всех частей тела. Приверженцы каратэ стремятся укрепить, сделать твердыми различные части тела: кулаки, кисти рук, стопы, колени, локти и др., которые должны представлять для противника грозное оружие. Все это сопровождается отработкой техники защиты, перемещений и нанесения ударов, за счет чего приобретаются навыки в парировании атак противника, в контратаках, умения нанести быстрые и точные сконцентрированные в точке атаки удары в уязвимые места.
Однако наряду с техникой ведения боя голыми руками во всех школах и стилях каратэ широко распространена техника ведения поединков с оружием - кобудо. К оружию каратэ относятся: бо, дзё, сай, нунчаку, тонфа, кама, эку, текко, сурутин, тинбе и др.
Бо - шест (посох). Как правило, бо вырезался из дуба, бука, граба и других твердых пород древесины, но в случае необходимости мог сойти и обычный кусок бамбука, подобранный у дороги. Длина бо варьировалась в зависимости от школы каратэ от 160 до 282 см. Толщина подбиралась по вкусу и по физическим возможностям исполнителя.
Техника владения бо строится на координации с ударами рук и ног и включает в себя сотни приемов, собранных в десятки ката. Важную роль при использовании бо играют также прыжки, позволяющие избежать удара по ногам и атаковать из неожиданных позиций.
Дзё - палка, сделанная из крепкого дерева, чаще всего из японского бука, длиной 120 см, толщиной примерно 20 мм. С ее помощью можно быстро наносить приводящие в шок удары в уязвимые точки тела, ставить блоки, принимая удар атакующего предмета вскользь и контратакуя руки противника.
Сай - трезубец, сделанный из тяжелого цельнометаллического стержня длиной 40-50 см и весом от 400 г до 1,2 кг с двумя крючкообразными боковыми отростками. Короткая часть стержня с шишкой на конце служит рукояткой. Заточены только колющие острия лезвия и отростков.
Конструкция сай позволяет наносить колющие и тычковые удары обоими концами, парировать и ломать меч при помощи крючкообразных отростков, ставить отводящие блоки, повернув трезубец остриями к себе и положив на предплечье. Существует множество ката с сай, большинство из которых воспроизводят обычные ката, в которых руки как бы подкреплены трезубцами. Основную сложность в действиях с сай представляют вращательные жонглерские движения с поворотом оружия в разных плоскостях вокруг кисти движением пальцев.
Нунчаку - оружие из соединенных веревкой или цепью палок в виде короткого цепа. Палки, изготовленные из твердой древесины (палисандр, бук, граб, железное дерево и т. п.), высверливают с торца таким образом, чтобы их можно было соединить двойным шнуром из шелковых нитей. Иногда вместо шнура используется тонкая цепь, которая крепится к торцам при помощи штифта. Палки могут быть круглые, равной толщины по всей длине (около 3 см), либо четырех- или восьмигранные с небольшим утончением к «крепежному» концу. Длина палок может варьироваться, но обычно не превышает локтя, а длина шнура между ними не превышает ладони, хотя в китайском варианте часто используются нунчаки с цепочкой в 20 и даже 30 см.
С помощью нунчаку можно наносить сокрушительные удары, проводить удушения, тычки по болевым точкам, эффективные блоки против любого вида оружия. Количество приемов с нунчаку, систематизированных в ката, очень велико.
Освоение нунчаку считалось обязательным для мастера боевых искусств и требовало нескольких лет занятий. Основной принцип манипуляций с нунчаку - вращение по траектории «восьмерки» в разных плоскостях, иногда с перехватом из-под мышки или из руки в руку. При этом вокруг человека создавалось как бы защитное поле, нарушаемое только в момент удара. Старые мастера уделяли большое внимание скорости вращения, исполняя ката с закрытыми глазами и прислушиваясь к равномерному гудению рассекаемого воздуха.
Тонфа - рычаги для вращения мельничных жерновов. Тонфа представляет собой круглую или четырехгранную палку из твердой древесины длиной около 0,5 м с перпендикулярной рукоятью на расстоянии 15 см с одного конца. В исходном положении рукоять зажималась в кулак, а сама палка располагалась как протектор по всей длине предплечья длинным концом к локтю. Деревянный выступ спереди служил как бы продолжением кулака, а сзади - локтя.
Техника владения тонфа строится на ударах предплечьем и локтем. В то же время тонфа позволяет и наносить удары наотмашь - вращением палки вокруг оси-рукоятки, и удлинять руку в тычковом ударе, повернув палку на 180° длинным концом вперед.
Обычно используются одновременно две тонфы. Тонфой можно наносить множество непредсказуемых ударов.
Кама - крестьянский серп, имеющий небольшое лезвие в виде клюва попугая, заточенное только с внутренней стороны. Прочная рукоятка длиной 40-50 см имеет небольшое утончение в верхней части, у лезвия.
Манипуляции с кама проводятся по принципу вращения пропеллера и напоминают действия циркового жонглера.