Смекни!
smekni.com

Религиозный туризм как фактор смягчения социальной напряженности (стр. 12 из 19)

- на поведенческом уровне социальная напряженность проявляется как в стихийных массовых действиях (в ажиотажном спросе, скупке товаров и продуктов питания с целью создания страховых запасов «на черный день» и т.д.), так и в различных конфликтах, митингах, демонстрациях, забастовках и иных формах гражданского неповиновения и протеста, а также в вынужденной и добровольной миграции в другие регионы и за границу.

Поскольку полностью удовлетворить, насытить человеческие потребности по природе своей невозможно, то, естественно, существует определенная «фоновая» неудовлетворенность – напряженность. Таким образом, можно констатировать, что развитие социальной напряженности имеет разные стадии. Нарастание социальной напряженности надо обнаруживать, фиксировать как можно раньше, еще в латентной стадии. Средства обнаружения и измерения должны быть простыми и надежными[20].

Стадии социальной напряженности как процесса отличаются одна от другой по своим пространственно-временным параметрам и формам выражения. Их, по нашему мнению, три.

Первая, в ходе которой происходит еще пока скрытое, не имеющее явных внешних признаков, нарастание недовольства. Для нее характерна неорганизованная, главным образом вербальная, форма выражения неудовлетворенности, рост обеспокоенности в связи с множащимися нарушениями привычного хода вещей, без сколь нибудь ясного осознания массами причин и масштабов происходящих в общественной жизни изменений. По сути дела речь идет пока не о конфликте, а только о начале конфликтной ситуации.

Вторая – обострение напряженности. Ее отличительной чертой является отчетливое осознание ненормальности существующего положения и наличия в обществе социальной напряженности большинством населения. Налицо развернутая конфликтная ситуация. На этой стадии могут начать возникать очаги резкого обострения напряженности в отдельных регионах и населенных пунктах, вспыхивать конфликты.

Третья стадия социальной напряженности обычно характеризуется ее уменьшением, постепенным исчезновением черт, характерных для этого состояния общественной жизни. Заметим, однако, что конфликты, возникшие на предыдущей стадии, могут еще продолжаться (не вызывая вместе с тем широкого общественного резонанса).

Таким образом, социальная напряженность возникает, когда конфликты еще не проявляются в предельно обнаженном виде, когда отсутствует отчетливо осознаваемое противостояние по линии «мы – они», такую стадию обычно называют латентной. К примеру, латентными признаками социальной напряженности, связанными с происходящими в настоящее время изменениями в качестве и уровне жизни российского населения, с этой точки зрения, можно было бы считать, по крайнеймере, следующие: ожидание большинством населения консервации или ухудшения своего нынешнего тяжелого положения; озабоченность определенной части взрослого населения России невозможностью для их детей получить серьезное образование; нарастание у определенной части населения страха нищеты в старости; недовольство части населения региональной дифференциацией уровня и качества жизни; болезненное восприятие частью населения смены социального статуса и т.п.

Существует система показателей социальной напряженности, в которуюнепременно входят признаки, характеризующие сферу субъективного: мнения людей по отношению к тем или иным событиям, действиям, их оценки меры удовлетворения своих жизненно важных потребностей, ожиданий, решения проблем, затрагивающих общие интересы, доверие к правительству и руководителям более низких рангов; оценки соблюдения прав человека, состояния охраны общественного порядка и личной безопасности граждан, экологической ситуации, состояния межнациональных отношений, возможности возникновения конфликта, вероятного поведения в прожективных ситуациях, альтернатив развития событий в ближайшем будущем и т.д. Как явствует из сказанного выше, социальная напряженность проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений (Приложение 3).

В целом, можно утверждать, что латентный уровень социальной напряженности в современном российском обществе довольно высок и четко определяются тенденции к дальнейшему его повышению (Приложение 4). Значит, закономерен вывод о том, что с ухудшением социальной ситуации в стране увеличение латентного уровня социальной напряженности может привести к резкому (скачкообразному) увеличению явных признаков социальной напряженности и развитию ее в сторону предкризисного, а затем и кризисного состояния. К тому же кризисное состояние государственности, о котором говорилось выше, будучи усиленным предкризисным, а затем и кризисным состоянием социальной напряженности, может направить развитие нашего общества в сторону социальной катастрофы.

2.4. Роль религиозного туризма как фактора смягчения социальной напряженности

Социальная напряженность исчезнет лишь тогда, когда кризис будет разрешен или конфликт исчерпан.

Что же делать для того, чтобы градус социальной напряженности не доходил до критической отметки и удерживал общество, в рамках правового пространства и эффективного функционирования?

Именно религиозный туризм преследует цель формирование альтернативного социума по отношению к негативному социальному опыту. В религиозном туризме важным является соединение интересов религиозных организаций и государства в снижении социальной напряженности в стране, первичными становятся духовные и социальные факторы здоровья нации, которое подрывается отсутствием доминантной, общественно значимой мысли, единой привлекательной и отвечающей требованиям российской ментальности идеологии. Общество просто перестает быть обществом, становится стадом и скоплением разрозненных бандитствующих индивидов, неспособных преодолеет кризис и социальную напряженность в любых областях общественной жизни, если оно не обладает единой, соединяющей всех в психической сфере идеологией, скрепляющей людей общими идеалами, верой, надеждой, любовью, стремлениями, традициями, ответственностью и свободой творить на благо. Сегодня после распада морально-политического единства советского народа, основанного на вере в коммунизм, никакой общей идеологии в обществе в целом нет. Именно торжествуют чуждые идеологии разнообразных сект, разлагающей буржуазной культуры, буржуазного культа денег, насилия, жестокости и секса. Между тем, религиозно-познавательный туризм, опираясь на все лучшее и духовно благотворное в отечественной истории, может понести в себе разработанные идеологические принципы и постулаты, посредством воспитательной функции, о которой говорилось в пункте 1.4. Такая идеология могла бы базироваться сегодня, например, на следующих, традиционных для российской ментальности, положениях. Прежде всего, объединительным концептом могла бы стать идея державности, российской государственности. Она базируется на всей истории российского государства, не только устоявшего в борьбе с многочисленными врагами, но объединившего российские народности, помогавшего им выжить, создавшего непревзойденную светскую и православно-христианскую культуру, которая отражалась в художественном искусстве, архитектуре, живописи, иконописи, литературе, сказании различных легенд, что и составляет потенциал и базу религиозного туризма. История нашего народа и государства всегда была связана с религиозными культами, а с определенного исторического момента (в 988г происходит крещение Руси князем Владимиром Святославичем, тем самым христианство вводится в Киевскую Русь как государственная религия. Именно это событие принято считать началом официальной истории Русской Церкви[21]) с православием. И не просто связана, а тесно переплеталось в развитии становления русского государства. И поэтому, как правило культурно-исторический туризм и религиозный туризм имеют одни и те же маршруты, места посещения и объекты показа.

Примером может послужить трехдневный тур "Ярославль - Кострома - Вологда - Кириллов - Ферапонтово", где каждый город и район раскрывает перед зрителем единство истории и религии. Экскурсию по Ярославлю обычно начинают со Спасо-Преображенского монастыря (1186г.). История этой обители начинается в 12-м веке. Она была построена с одной целью - защищать границы Ярославля, пути, ведущие к Кремлю и посаду. Меж тем, благодаря просветительской деятельности правящих князей Всеволода Большое Гнездо и его сына Константина, в монастыре было открыто первое на северо-востоке училище, благодаря чему ширилось собрание славянских и греческих рукописей, достигшее в итоге колоссальных размеров. Кроме того, на его территории находилось огромное количество мельниц, монастырь владел рыбными промыслами, вел крупные торговые операции. А благодаря тому, что обитель была окружена высокими и толстыми каменными стенами, сюда в 16-м веке была перенесена государственная казна. Ознакомиться с традициями наших славных предков можно в музее «Слово о Полку Игореве», где также прослеживается влияния религиозных культов на жизнь человека и соответственно путь развития в широком смысле. Программа пребывания в Костроме, помимо, обзорной экскурсии по городу, архитектуры центральной части города, набережной, торговых рядов и памятников, обязательно включает в себя посещение территории Ипатьевского монастыря (1330г.), Троицкого собора (1586г.), которые в последствии занимают особое положение как «Колыбель Дома Романовых»[22]. И также в Вологде, где в просмотр включен Софийский собор; в Кириллове – могущественный и известный Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера; в Ферапонтово - экскурсия в Ферапонтов монастырь, стоящий на холме между Бородаевским и Паским озерами, включённый в 2000 году в список всемирного наследия ЮНЕСКО.