Настоящий дипломный проект охватывает основные проблемы религиозного туризма как социального явления в России и в мире, и определяет главные условия, которые будут способствовать его дальнейшему развитию в нашей стране.
Глава 1. Из истории религиозных хождений, странствий, путешествий и форм религиозного туризма
1.1. Роль и значение религии в жизни общества
Прежде чем говорить конкретно о роли религии в жизни общества, следует сказать несколько слов, о том, что же такое, собственно, религия.
Если попытаться найти какое-либо общепринятое определение этого понятия, то даже при поверхностном изучении вопроса увидим, что такого определения в природе не существует – определений масса. Бесспорно, очень хорошего правила, рассматривать понятие религии с позиций гуманитарной науки и научного мировоззрения, но даже здесь, посмею заметить, таких определений множество. И каждое отражает тот или иной взгляд на природу религии, включает в себя ту или иную ее оценку. Поэтому каждый избирает определение, наиболее полно соответствующее его взглядам. Если же мы будем ближе к «простому человеку» в широком понимании, и спросив любого, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: «Вера…», «Вера в Бога»
Человек, как материальное и духовное существо, есть произведение природного генетического фонда и социальных условий. Внутренний мир человека образуется и выстраивается не только по генетически определенной схеме, но и, в значительной мере, по образу мира внешнего. Внешний мир преобразуется и выстраивается человеком по образу своего мира внутреннего. Наконец, внешний и внутренний человеческие миры, активно взаимодействуя между собой, порождают и межличностные общественные отношения и общественные системы в целом. И одним из элементов общественной системы выступает религия, причем во многих случаях важнейшим, потому как она влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей, в результате чего человек творит культуру, в основе которой лежат правила и традиции, регулирующие поведение, образует мир человеческого бытия.
Если заглянуть в историю происхождения слова «религия», то здесь мы также отметим расхождения во мнениях писателей, ученых, и ораторов, но все они воссоединяют в единое истинное суждение.
Так известный западный христианский писатель и оратор Лактанций ( 330 г.) считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. «С тем условием, -говорит он, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия..Так имя «религия» произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека...»[2]
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии - то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого, что указывает нам на существующие потребности человека в высших духовных силах и на том историческом этапе развития общества. Человек - хоть и высшее разумное существо, но и в то же время слабое. Слабое по отношению к событиям природного и даже вселенского характера и он чувствует это и понимает, что именно вера и тайное единение обогатит его душевное состояние, дарует просветление ума и укрепит дух его. Затронув вопрос о происхождении, мы можем утверждать, что религия появляется вместе с человеком, исходя даже из библейских писаний (человек создан Богом в результате акта творения). Далее религия – продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир. С гипотезой происхождения многие не согласятся, имея в виду происхождения человека от обезьяны. Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатировать, что философский вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие дискуссии.
Образованию религий как мощной и обширной духовной сферы человечества предшествовал процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (в античной Греции, Древнем Риме). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами.
Сейчас в мире существует более пяти тысяч религиозных течений. Главными из них являются мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам и иудаизм (Приложение 1). При чем христианство нашло максимальное распределение среди народов мира, в том числе и народов нашей страны (Приложение 2). Поэтому в данной работе наибольшее внимание будет уделено именно данной религии, как к истоку становления русского народа.
Но однозначно оценить роль религии, ее возможности и перспективы невозможно. Все же попытаемся разобраться в актуальной по тематике проблеме. Почему человек и общество в целом нуждаются в духовном союзе?
Опираясь на близкую мне по духу трактовку А.И.Осипова[3] в издании «Путь разума в поисках истины»[4], выделим в религии две стороны - внешнюю - как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.
С внешней стороны религия несёт мировоззренческую функцию, включающая в себя свод принципов, положений, истин, представляющие собой догматику религии, которая в свою очередь затрагивает практическую часть человеческой жизни. Объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему направление жизни, показывает то состояние, к которому нужно стремиться, говорит в чем состоит смысл жизни. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации – Церкви с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.
С внутренней стороны, религия- это непосредственное переживание Бога, то самое единение, о котором говорилось выше. Именно с этой стороны человек находит спокойствие, утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
Человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.). Возвращаясь к внешней стороне религии, уместно сказать о её управлении на поведение человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
Именно религия способствует объединению людей, помогает складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - «все мы - христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).
Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз - крайний), к сожалению, остается и в XXI в. довольно распространенным и опасным явлением - источником социальной напряженности.
Дополняя трактовку понятия «религия» А.И.Осипова, можно отметить и общественно-культурную сторону, которая несёт в себе как массовый характер, так и субъективный. Ведь религия является вдохновляющим фактором духовной жизни человека и общества. Обратите внимание, что само слово«культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское (мирское) и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению и воплощению мастерства. Здесь же вступает в силу сохраняющий фактор духовной жизни общества. Религия сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители.