Смекни!
smekni.com

Религиозный туризм как фактор смягчения социальной напряженности (стр. 7 из 19)

Религиозный туризм, приносит экономическую выгоду местному населению, государственным структурам и частным предприятиям (не только туристским), оказывает поддержку религиозным общинам и организациям. Но в тоже время, существует необходимость решения проблемы профессиональной подготовки специалистов в этой сфере. Для устойчивого и успешного ее развития требуются высококвалифицированные специалисты.

Как показало исследование предложений на рынке религиозного туризма, многие сотрудники этих компаний не могут объяснить разницу между паломничеством и религиозным туризмом, и не имеют соответствующей профессиональной подготовки.

Для того чтобы развивать религиозный туризм, нужны не только управленцы и организаторы, но в первую очередь нужны экскурсоводы, гиды, сопровождающие групп – специалисты, которые непосредственно работают с туристами. Однако в специализированных учебных заведениях нет программ профессиональной подготовки подобных специалистов. На ознакомление с направлением «религиозный туризм» за 5 лет обучения предусмотрено всего два лекционных часа.

Таким образом, существует известное противоречие между потребностями в высококвалифицированных кадрах в области религиозного туризма и отсутствием разработок научно-теоретических основ и прикладных аспектов подготовки специалистов этого туристского направления.

Для продвижения религиозного туризма на рынки мо многих странах мира религиозными организациями и ассоциациями, часто с участием туристских компаний, заинтересованных в развитии этого бизнеса, в последние годы регулярно проводятся специализированные выставки, биржи, конгрессы и конференции. Существует практика включения конференций и конгрессов в программу проведения выставок, а также тенденция роста количества мероприятий подобного рода, развития новых форм – фестивалей, театрализованных представлений, создание специализированных объектов показа.

Таким образом, бурное развитие религиозного туризма в современном мире, а в последние годы и в России и экономическая выгода данного направления, заставляет нас провести анализ российского рынка, выявить недочеты и, опираясь на западный опыт, предпринять меры по их устранению, а также обратить внимание на положительные аспекты и функции религиозно-познавательного туризма, как социально-значимые для современного общества нашей страны.

1.4. Религиозный туризм как инструмент социального регулирования

Туризм является важным фактором укрепления духовного и культурного уважения внутри наций и между народами, заявил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в своем обращении к участникам международной конференции по туризму, религиям и диалогу культур. Организованная Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) конференция проходила 29-31 октября 2007 года в Кордове (Испания). На конференции были представлены выступления и доклады, а также тематические исследования по трем направлениям: туризм, религия и диалог цивилизаций; религиозный туризм и устойчивость направлений религиозного туризма. Целью конференции являлось определение взаимосвязей между туризмом и религией, возможностей оптимизации их синергии и взаимодействия путем использования потенциала туризма по стимулированию и содействию диалогу между цивилизациями, культурами и религиями. Были предложены ориентиры и рекомендации для правительств, религиозных властей и туристских операторов по обеспечению устойчивого развития и управления туризмом, мотивированным религиозными целями или связанным с местами религиозного наследия, а также возможности оптимизации выгод, которые такой туризм может генерировать. Проведение этой конференции свидетельствует о важности религиозного туризма, как познавательного, в мировой туристской индустрии.

В настоящее время познание является основным средством совершенствования общества. Оно помогает человеку сформировать свое отношение к ценностям и на их основе выработать свое собственное мировоззрение. Мировоззрениеобразующим подходом к теории и практике познания (скорее к практике, рассматривая данную тематику работы), является обыденный, эклектический, индивидуальный и общественный чувственно-эмпирический и религиозно-мистический опыт, включающий в себя религиозную мифологию, ментально-этнические, фольклорные, обрядовые, ритуальные, приметовые представления и понятия. Именно они как мировоззренческо- исходные гносеологические начала устанавливают определенный образ жизни, наполняют сознание и душу личности определенным религиозным, духовно – нравственным , морально- и праводолговым, а также и эстетическим содержанием. Именно такой опыт способен передать религиозный познавательный туризм через реально-материальную систему, через практику реализации путешествий.

Активное развитие религиозно- культурологических поездок связано с активным появлением интереса людей, в частности граждан России, к своим историческим корням, религиям, священным и памятным местам, религиозным обрядам и церемониям. Данный интерес обусловлен существующими потребностями просветления, в какой – то мере очищения. На подсознательном уровне общество нуждается в практике познавательной деятельности и без опоры на эмпирический опыт. Человек по природе своей несет в себе абстрактно-логическое движение к истине, основывающееся на его способности к абстрактно-логическому мышлению.

В современных условиях существования нашей цивилизации, общество переживает состояние тревоги, растерянности, замутненности мысли. Такая ситуация обуславливается потоком религиозной информации, проповедей, хлынувшие через открытые шлюзы идеологического плюрализма. В общественном сознании утверждается мысль о том, что только религиозность и есть подлинная духовность. Таким образом, религиозному туризму отводится важная компенсаторная роль в идеологии. Совершив тур по маршруту религиозного туризма, турист, а в первую очередь, человек, получает возможность честного, открытого, свободного непринудительного познания мира, познанияразных религий и культур и возможность выбора между религиозной верой и научной истиной, мистическими эмоциями и рассудком, налаживания диалога с представителями иных культур и конфессий.

Религиозный туризм ни только знакомит людей с различными направлениями конфессий, но и вносит ясность в правильность исполнения религиозного культа, посещения церкви, соблюдения обрядов, организации церковно-религиозных праздников. Ведь на сегодняшний день наблюдаются хаотичные, прерывистые, формальные или даже случайные отношения между верующими и неверующими людьми среднего и молодого поколений с церковью. Это обусловлено историческим аспектом существования советской власти. Тем самым нарушились традиции.

Особенно это касается отдельной категории общества, такой, как молодежь. Подрастающее поколение обратилось не к религиозной вере, а к религиозной атрибутике как элементу бездуховной буржуазной массовой культуры. Ношение крестов, посещение церкви, обрядовые действия стали для значительной части молодежи элементом субкультуры, символом независимости, свободы, самосостояния, самоутверждения.

И именно религиозный туризм, как социальное явление, праве ознакомить и в конечном результате внести свой вклад в восстановление традиций, культуры и наследия, путем вовлечения туристов в проведение ритуалов как в качестве зрителей, так и в качестве непосредственных участников.

С помощью религиозного туризма восполняется дефицит духовности, нравственности, воспитанности и правосознания, возникший в результате компрометации системы социализма коммунистической морали.

Объективно подталкивают людей к изучению истории религий или определенной религии остро вставшие проблемы гуманности , любви к человеку, милосердия, совести, долга, внутренней свободы, смысла жизни, сущности и цели существования, духовности ( как уже говорилось выше), веры и надежды. Эти вечные общечеловеческие вопросы обходились молчанием в теории и практике коммунистической морали и школьного воспитания, как будто бы можно воспитать внутреннего духовного человека с помощью только внешне провозглашаемых идеологических лозунгов, стереотипов, штампов, и шаблонных мероприятий.

Религиозному туризму, чтобы эффективно влиять на душу человека, в данном случае туриста, необходимо внимательно изучить и широко использовать в практике ознакомления и даже воспитания общенациональные и общечеловеческие категории. Понятие любви реализуется в сознании каждого человека как сочувствие и сопереживание своему народу, как способность найти себя среди людей, определить свое отношение к положению дел в стране, побороть в себе неприязнь и безразличие к простому и немощному человеку, перешагнуть через гордыню и эгоизм, переживать радости, проблемы и горести людей и стремиться облегчить их страдания. Казалось бы, прописаны простые истины, но именно в них, а точнее в их четких позициях нуждается современное общество, потому как средства цивилизации, заменяющие проявление человеческих сил, отчуждают человека от его сущностных человеческих природных данных, от самого человека, делают их бесполезными и даже отмирающими. Все это не только ослабляет интеллект всех людей и их природные физические силы, погруженные в нынешнюю систему псевдорыночных компьютеризированных взаимодействий, но и в целом прогресс цивилизации неизбежно ведет к нивелированию, усреднению и уничтожению личности. Ему уже, как бы, не нужно быть духовно - физически полноценным, нравственно свободным. Получается, что цивилизация и демократия освобождают его от всего духовного и интеллектуально- творческого. Для него приготовлены все стандарты и стереотипы, шаблоны, которыми остается только лишь воспользоваться и начать потреблять. Человек находится под влиянием научно-технической стандартизацией. Таким образом, в условиях меркантильно – рыночных отношений, когда критерием истинности становится не сама истина, а только жизненный успех, научный прогресс и сама наука постепенно вытесняет из человека все подлинно человеческое. Происходит отрицание в человеке самого себя, снятие духовно – мировоззренческой ценности, искажение природной и нравственной сущности человека.