Железнодорожная сеть замыкается на столицу страны Каир.Поезда отправляются от станции Рамсес. Скидок на билеты нет, но тарифы невысоки. При этом они зависят от типа поезда и класса вагона. Первый класс обычно дороже почти в два раза, за исключением линии Каир - Александрия.
Поезда называются по той стране, откуда их привезли. Подавляющее большинство египетских составов именуются "французскими" и "испанскими" поездами. Последние несколько дороже.(13)
Цена билета зависит не столько от расстояния и времени в пути, сколько от маршрута. Большинство коротких поездок совсем не разорительны. Билет из Каира в Суэц стоит 6 египетских фунтов (три поезда в день, два с половиной - три часа), в Исмаилию - 10 фунтов (четыре поезда, два - три часа), в Порт-Саид - 14 фунтов (4-5 поездов, четыре часа). Во всех этих поездах наличествует только второй класс. Но вот экспресс в Александрию обходится уже в 17 фунтов во втором классе и 22 фунта в первом. Время в пути - два часа, ходит шесть поездов в день.
В дальних поездах обычно присутствует как первый, так и второй класс. Билет в Матру на северо-западе страны стоит 23 фунта во втором классе и 39 в первом. Время в пути - 8 часов. Ночной поезд туда же обходится аж в 55 фунтов.(24)
Но основные дальние перевозки проходят с севера на юг по линии Каир - Асуан. Основные станции на этом пути - Сохаг, Луксор и Асуан. Поезда в Асуан, которые также проходят через две другие станции, ходят шесть-семь раз в день и тратят на дорогу 15-17 часов. Стоимость билетов второго класса - 32 фунта во "французском" поезде и 36 фунтов в "испанском". Первый класс обходится в 54 фунта во "французском" поезде и 61 фунт в "испанском". Наконец, ночной переезд будет стоить 71 фунт.
Еще несколько поездов идут только до Луксора (восемь с половиной - одиннадцать часов). Стоят они во втором классе 28 фунтов ("французский" поезд) или 33 фунта ("испанский" поезд). Первый класс обходится в 50 фунтов ("французский" поезд) или 57 фунтов ("испанский" поезд). Ночной поезд стоит 71 фунт. Билет до Сохага стоит во втором классе 25 фунтов ("французский" поезд) или 27 фунтов ("испанский" поезд). Первый класс - 34 фунта ("французский" поезд) или 35 фунтов ("испанский" поезд). Время в пути - шесть с половиной часов.(12)
Кроме того, по маршруту Каир - Луксор - Асуан ходит спальный люкс-поезд "Абела". В нем только одноместные и двухместные спальни. Одноместная стоит 490 фунтов, а двухместная - 320 фунтов на человека. В цену билета входят ужин и завтрак. Время в пути до Луксора - девять с половиной часов, до Асуана - тринадцать часов.
Если вы собрались ехать в Египте вторым классом, будьте готовы к тому, что вагон может быть набит людьми до отказа, сидячих мест может не оказаться, и будет довольно душно. Первый класс позволяет избежать этих проблем. Другим способом борьбы с дефицитом мест является предварительное их резервирование - на тех маршрутах, где это возможно.
Примерно те же проблемы характерны и для автобусного сообщения. Многие регулярные автобусы идут забитыми под завязку, но на многих дальних линиях места можно зарезервировать заранее. Автобусы дальнего сообщения, курсирующие между основными городами, обычно имеют кондиционеры и в целом выглядят вполне прилично. Зато в местные автобусы лучше не попадать. В зависимости от маршрута цена поездки может быть как выше, так и ниже железнодорожной.(33)
Авиапутешествия внутри Египта довольно дороги - во всяком случае, по сравнению с поездками наземным транспортом. Наилучшую цену можно найти не у национального перевозчика Egypt Air, а у небольших региональных авиакомпаний.(22)
1.5. Политическое устройство. Геополитическая обстановка.
Египет - республика с президентской формой правления. Главой государства является президент. Высший законодательный орган страны - однопалатное народное собрание. Египет разделен на 27 мухафазов (губернаторств), которые делятся на марказы (округа), а те, в свою очередь, на нахии (районы). Двухпалатный парламент состоит из Народной Ассамблеи (избирается населением сроком на 5 лет, 10 членов назначаются президентом) и Консультативного Совета (часть избирается населением, часть назначается президентом). Народная Ассамблея выдвигает кандидата в президенты, после чего кандидатура выносится на национальный референдум.(20)
Глава государства - президент Моххамед Хосни Мубарак (с 1981 года, трижды переизбирался). Глава правительства - премьер-министр Атеф Обейд.
Государственное устройство Египта - президентская республика.
Египет входит в состав международных организаций ВТО, ЛАГ, МБРР, МВФ, МФКК, ОАЕ, ООН(18)
1.6. Культура Египта.
Культура современного Египта уходит своими корнями к традициям эпохи фараонов. К этому же периоду восходят многие народные обычаи. На протяжении почти девяти веков, со времен Александра Македонского (3 в. до н.э.) до арабских завоеваний Египта в 7 в., Александрия являлась важнейшим центром греческих и римских культурных традиций. На протяжении последовавших 13 веков наиболее сильное влияние на египетскую культуру оказывали арабские и исламские традиции.(7)
Часть египетской интеллигенции и политических деятелей, сознавая экономическую и военную отсталость Египта, надеются, что распространение европейского влияния в Египте сможет привести к ускорению экономического развития и культурному возрождению страны. Еще в 1869, выступая на церемонии по случаю открытия Суэцкого канала, хедив Исмаил заявил: «Теперь Египет стал частью Европы». Подобный подход был наиболее четко сформулирован в опубликованной в 1938 книге известного египетского литератора Тахи Хусейна (1889–1973). Будущее культуры в Египте, где прямо утверждалось, что в своей духовно-культурной основе Египет скорее принадлежит к цивилизациям Средиземноморья, а не Востока.(15)
В конце 19 в. лидер исламского модернизма в Египте шейх Мухаммед Абдо (1849–1905) сделал попытку объединить современную научную мысль и ислам, утверждая, что между ними нет противоречий. На Абдо оказали влияние идеи позитивизма и социального дарвинизма, а также дружеские отношения с чиновниками из британской администрации Египта. Он ратовал за сохранение культурной системы ислама, но предлагал сделать ее более гибкой. Допуская свободную трактовку средневекового мусульманского законодательства, шейх пытался реформировать мусульманское судопроизводство. Кроме того, Абдо стремился к изменению программы обучения в исламском университете Каира Аль-Азхар.
Наиболее известный ученик Мухаммеда Абдо Рашид Рида (1865–1935) утверждал, что Египет и ислам смогут возродиться при условии возврата к «очищенному» от позднейших искажений исламу времен пророка Мухаммеда и первых четырех преемников-халифов. Рида возглавил движение салафийя, пропагандировавшее возврат к раннему этапу развития ислама; это движение в 1920–1930-х годах распространилось далеко за границы Египта. Рида начинал свою просветительскую деятельность с распространения идей Мухаммеда Абдо. Однако его собственное учение подразумевало более строгую и жесткую ориентацию на исламские традиции. Современное движение исламского возрождения в Египте уходит своими интеллектуальными и духовными корнями в деятельность и подходы, развитые в 1930-х годах участниками движения салафийя.(18)
Литература и искусство. Египет является важным центром возрождения традиций арабской литературы. Начало этого процесса относится к концу 19 в., когда иммигранты-христиане из Ливана занялись в Каире изданием газет и журналов. Реформирование ислама, проблемы национально-освободительного движения, секуляризм, дарвинизм, социализм, литературная критика, новые открытия в науке – обсуждение всех этих актуальных тем находило свое место на страницах новой прессы. Наиболее острые проблемы развития египетского общества рассматривались видными представителями местной интеллигенции прежде всего не в книгах, а на страницах газет и журналов.(10)
Музеи и библиотеки. Основанный в 1857 французским археологом Огюстом Мариетом Египетский музей в Каире располагает обширной коллекцией памятников эпохи фараонов, включая сокровища из гробницы Тутанхамона. Музей исламского искусства в Каире был основан в 1880. Представленные здесь экспонаты – лишь незначительная часть хранящихся в нем произведений исламского искусства. В расположенном в районе Старого Каира Коптском музее собрано самое крупное собрание предметов культуры коптов, включая великолепные образцы тканей. К 1903 относится основание в Александрии Греко-римского музея. Многие его экспонаты были обнаружены во время археологических раскопок на территории самого города. Национальная библиотека Египта (Дар аль-Кутуб) была создана как Библиотека египетских хедивов в 1869. Национальная библиотека располагает более 1,5 млн. книг, рукописей, периодических изданий, микрофильмов и грампластинок. Около 60% фондов библиотеки – на арабском языке, 25 – на английском, остальные преимущественно на других европейских языках. Подлинным сокровищем библиотеки является уникальное собрание из 58 тыс. редких исламских рукописей. Мечеть университета Аль-Азхар располагает обширной библиотекой по исламистике, насчитывающей 22 тыс. рукописей по психологии и мусульманскому праву.(19)
Радио, телевидение и кинематограф. Египетские средства массовой информации пользуются огромным влиянием и популярностью во всем арабском мире. В 1950–1960-х годах египетская радиостанция «Голос арабов» стала мощным проводником идей Абдель Насера об арабском единстве и арабском социализме. Радио и телевидение в Египте принадлежат государству. В кинематографии имеются и государственный, и частный сектора. В 1993 в стране вели передачи 45 радиостанций и 41 телевизионный канал.
Ведущим египетским кинорежиссером является Юсуф Шахин. Будучи в начале своей карьеры сторонником социалистического реализма, он экранизировал рассказ аль-Шаркави Земля, в фильме Станция Каир показал жизнь городских бедняков и в фильме Джамиля воспел борьбу алжирского народа за независимость. Хотя его последние фильмы, такие, как Птицы и Прощай, Бонапарт, менее прямолинейны, в них ощущается элемент политической ангажированности автора.