Главный стержень арабской общественной жизни в меджлисе или офисе – это кофейная церемония. Не столь отлаженная, как японская чайная церемония, она все же включает определенные формальные элементы, и вам стоит знать их.
Кофе, обычно несладкий, но с добавлением кардамона и иногда также гвоздики. Обычно чем дальше вы продвигаетесь на аравийский юг, тем больше кардамона добавляют вам в кофе, отчего цвет его становится бледно-коричневым, с переходом в зеленый. «Чем дальше к северу, тем меньше кардамона, и кофе сохраняет темно-коричневый цвет. Кофе готовят из зерен банн, или бенн, размолотых и обжаренных по случаю.» Сегодня для этих целей часто используют электрические кофемолки, но время от времени все еще можно услышать звон пестика о ступку, говорящий о том, что здесь готовится кофе.
Кофе подается либо хозяином, либо разносчиком кофе, мугави, или гахавти. Разливание кофе – дело, требующее умения, и лучше поучиться ему, если вы собираетесь принимать гостей в Аравии. Разносчик кофе несет кофейник в левой руке, а колонну из шести и более вложенных друг в друга чашек размером с куриное яйцо – в правой. В большом меджлисе слуга с кофе направляется сначала к хозяину, который может взять чашку или указать на самого почтенного гостя, сидящего справа от него. В таком случае, слуга разнесет кофе всем гостям, двигаясь по кругу, вправо от хозяина.Предложенную слугой чашку, нужно взять в правую руку, благодарить его не следует. Он нальет лишь немного кофе на дно чашки. Обычно кофе горячий, и его невозможно выпить сразу, поэтому принято кружить напиток в чашке и пить его в задумчивости маленькими глотками, а закончив, не следует ставить чашку на пол, принято продолжайте держать ее в правой руке. Разносчик кофе вернется снова, возьмет вашу чашку и нальет кофе во второй раз, а затем и в третий. Покачав чашкой, будто выражая желание отдать ее обратно слуге, можно тем самым показать ему, что больше кофе не нужно.Стоит заметить, что отказываться от первой чашки несколько невежливо, особенно первый раз в гостях.
У бедуинов очень часто предлагают очень много кофе, чашку за чашкой, даже если вы покачали чашкой после третьей порции. Это знак особого расположения к гостю, особенно если это первый визит.
Кофе и чай пользуются успехом в меджлисе. Чай разносят по кругу на подносе в маленьких стаканах, уже подслащенный, но без молока. Порой в Аравии в чай добавляют шафран, а иногда вместе с чаем предлагают травяной отвар, называемый затар. В определенное время года подают также напитки из свежесобранных трав, такие как бабунай и шиих. Чайные стаканы не столь почитаемы, как кофейные чашки, и моются после каждого человека, пившего из них. Поэтому их можно ставить на ковер или стол, когда вы закончите чаепитие.
Сегодня младшее поколение имеет представление о внешнем мире, его политике, моде, экономической и социальной жизни. Доступ к сети Интернет, спутниковое телевидение, кино и заграничные путешествия расширили кругозор младшего поколения арабов и привили им многие западные привычки и интересы.
Современные молодые арабы не менее своих западных сверстников подкованы во многих рабочих вопросах, таких как вычислительная техника (в отношении которой их образованность можно ставить на одно из первых мест в мире), а также бухгалтерское дело, деловой менеджмент, механика, медицина и инженерия.
В социальном плане они знакомы с последними новинками музыки, моды и кино; большинство имеет дома ПК и выход в Интернет.
Рост благосостояния привел к тому, что все больше и больше арабов учатся или живут за границей, увеличилось и число людей, стремящихся получить высшее образование. Как говорилось ранее, арабы всегда были очарованы западными технологиями, стараясь обеспечить наличие на своем рынке последних гаджетов или электронных систем.
После всего сказанного может показаться, что новое поколение арабов отказалось от своей культуры и своего наследия, но в действительности это возымело противоположный эффект. Сегодня молодые люди высоко ценят семейные ценности, свое наследие и историю по той причине, что все это преподано их народу с древнейших времен. Переплетение западной культуры и арабского образа жизни породило более живое и динамичное поколение, которое с пониманием и почтением относится как к собственной, так и к западной культуре.
Хотя в рамках арабского единства существует практика взаимопомощи (богатые государства помогают нуждающимся), каждая страна имеет собственную судьбу и дорожит ею. Это сыграло свою роль в том, что тенденция к политической интеграции арабов не дала должного эффекта. Более того, когда попытки интеграции осуществлялись посредством насилия, как то было в 1990–1991 гг. в зоне Персидского залива (аннексия Ираком Кувейта), большинство арабского мира решительно выступило вместе с другими странами мира против агрессора.
Африканская зона арабского мира часто именуется сводным термином Магриб (Запад), хотя в строгом смысле этого понятия термином Магриб обозначаются страны лишь к западу от Египта. Но так как в Африке расположены и Египет, и еще одна арабская страна, Судан, которые находятся восточное, то целесообразнее говорить просто об арабских странах Африки, об арабской Африке или африканских арабах.
«Страны Магриба, представляя собой уникальный сплав культур, издревле были «западом» для Ближнего Востока и «востоком» для Западной Европы. Своеобразие и неповторимость этих земель средиземноморского уголка света — в органичном сплетении древних многовековых традиций множества народов и в формировании полифоничной культуры арабской Африки с европейским укладом жизни.», -так начинается статья В. Забелкиной «Андалусский стиль Магриба», опубликованная в журнале «Наука и жизнь» ( номер 11/2007 )
Группа современных арабских государств Африки в историко‑цивилизационном плане является прямым наследником арабского мира времен халифата, хотя некоторые из них, как Египет и Ливия, уходят корнями в глубь истории. Все они позже оказались в вассальной зависимости от турецкого султана и еще позже – в колониальной зависимости различной степени от европейских держав. Пройдя таким образом свой нелегий исторический путь, арабские страны Африки обрели в середине нашего века политическую независимость и вместе с другими странами арабского мира стали играть заметную роль на политической арене. Это земля Нумидийского царства, легендарного Карфагена и имперского Рима. Здесь поочередно властвовали короли вандалов, византийские императоры, арабские халифы, османские султаны. Отдельные страны Магриба помнят протекторат Франции, итальянскую и германскую оккупацию. Блуждающее на просторах Магриба эхо в разные века отзывалось берберским, финикийским, греческим, латинским, арабским, а также французским, испанским, итальянским языками. Разгадать Северную Африку — значит суметь выявить отдельные черты единого магрибского облика и отнести их происхождение к наследию одной из множества культур, привнесенных сюда многочисленными завоевателями. Однако поддавшихся соблазну разгадать тайну Магриба ждет разочарование. Настолько целостна культурная палитра этой земли, что уже невозможно четко дифференцировать ее фрагменты по эпохам, странам и народам.
Значительную часть культурного богатства Магриба составляет неповторимый андалусский стиль его архитектуры, имевший своим источником блестящую цивилизацию арабо-мавританской Андалусии VIII—XV веков.
ВVII веке нового времени военные отряды арабов-мусульман вторглись на территорию современного Туниса и основали свой первый город Кайруан, который стал центром распространения ислама в Северной Африке. Установив господство на землях Магриба, арабы-мусульмане и африканские берберы двинулись на Пиренейский полуостров. И под ударами завоевателей пало Вестготское королевство Испании, страна почти полностью вошла в состав Арабского халифата. Свои владения на полуострове арабы назвали страной аль-Андалус, то есть Андалусией. (Это название, по мнению многих ученых, происходит от искаженного «вандалус», латинского названия вандалов, вторгавшихся в Магриб именно с Пиренейского полуострова.)
В первые века после арабского завоевания Андалусия становится одним из центров развития раннесредневековой культуры. Завоеватели — североафриканские арабы и берберы, бывшие в своем большинстве кочевниками, — по культурному уровню стояли не выше испано-римского населения. Но в дальнейшем покоренная арабами Испания восприняла многие достижения той культуры, которая сложилась из конгломерата культур — иранской, среднеазиатской, западноримской и византийско-сирийских. И все это развивалось в самом тесном соприкосновении с укладом жизни коренного населения Испании — потомков иберов, кельтов, римлян, вестготов и других народов.
Культура Андалусии не была замкнутой. Мусульмано-христианская смесь арабов, берберов, вестготов и иберов фактически образовала новую народность. Андалусцы легко наследовали достижения соседних цивилизаций и принимали их исторические традиции, насыщая и создавая собственную культуру, вобравшую в себя колорит жизни населения, обитавшего на территории от Пиренеев до Малой Азии. Испано-мавританская земля Магриба стала лучшей культурной ее частью и начала диктовать свои законы в области музыки, архитектуры, живописи, поэзии, философии... Все это объясняет пышный расцвет андалусской культуры.
На территории Испании в то время складывался местный архитектурный романский стиль. Он породил могущественные сооружения, в основном постройки религиозного и государственного назначения. Главным строительным материалом в архитектуре романского стиля был камень, он и придавал всему основательность и монументальность. Детали декора часто асимметричны: каждая из капителей, пилястр и колонн имела свои особенности.