Романскому стилю присуще комплексное воздействие на человеческое восприятие: широкая цветовая гамма, тончайшие инкрустации, многоплановость освещения, неповторимость изгибов, сложность деления пространства, в то время как арабский архитектурный стиль отличался прямыми линиями и многогранными формами. В нем можно было распознать скупой геометрический узор берберского мастера и затейливый растительный орнамент арабески иранского художника.
Именно это соединение приемов, мотивов, сюжетов родило уникальный андалусский стиль в зодчестве, лепке и росписи. Он отличается пышным орнаментальным убранством, утонченными линиями, прихотливым выбором рисунка и насыщенностью тонов. Запрет ислама изображать живые существа заставил художников, резчиков, ремесленников направить всю свою фантазию и изобретательность на развитие арабесок и узоров. Виртуозно наполненный богатым растительным переплетом орнамент абсолютно скрывал гладь стен под своим рельефным ковром. Своды, арки и карнизы отделывали разноцветным мрамором (или раскрашенным алебастром), мозаикой, люстровой керамической облицовкой.
Попавший в страны Магриба развившийся андалусский стиль архитектуры сегодня покоряет иноземного туриста, ступившего на землю Северной Африки, будь он простым обывателем или профессиональным арабистом. Характерные детали — плетеные узоры, лепные украшения, арки, капители в форме акантовых листьев — притягивают взор, заставляют задержать взгляд и рассмотреть пестрый рисунок. Мечети и дворцы украшены затейливой резьбой по дереву и стуку (алебастровой штукатурке), причудливо переплетающейся с арабской вязью каллиграфически выписанных изречений из Корана. Apкады и колоннады создают впечатление грандиозности. А применение разномасштабных арок и опор, то массивных и тяжелых, то легких и хрупких, преломляет пространство. Игра светотеней ложных каменных ниш и михрабов подчеркивает священную роль сооружения и таинство мусульманского обряда.
Отдельно стоит сказать о традиционной цветовой гамме — о сочетании белого и голубого цветов. Голубым — цветом неба и моря — выделяют фрагменты и рельефные детали внешних частей здания. Голубые решетки, двери, балконы и лоджии, контрастируя, прекрасно смотрятся на фоне белых стен. В Алжире, Тунисе или Марокко можно увидеть целые кварталы подобных домов. Например, Сиди-Бу-Саид бело-голубой городок в Тунисе. Живопись и поэзия, чистота и гармоничность, сказочность и волшебство — такие ассоциации вызывает это место у посещающих его туристов.
Входные двери домов, даже небольших, составляют особенный шик андалусского своеобразия. Массивные, часто арочного типа, они больше походят на тяжелые ворота. Плоскость двери украшена геометрическим узором, созданным с помощью черных шляпок гвоздей, и увенчана расписной, с многопластным барельефом подковообразной аркой. И неизменный атрибут — железное кольцо-молоток для стука. Своим сказочным обликом Сиди-Бу-Саид притягивает влюбленных, романтиков, поэтов и художников.
Андалусский стиль часто именуют «мавританским». Многие исследователи считают такое название неточным. История термина «мавр», происходящего от греческого слова «темный», восходит к античной эпохе, когда маврами называли коренное берберское население древнего, расположенного в северо-западной части Африки государства, Мавритании. После вторжения арабо-берберских войск на Пиренейский полуостров название «мавр» распространилось на всех мусульманских завоевателей, пришедших из Северной Африки, — и берберов и арабов. Таким образом, этот термин стал условным. Помимо того, в создании арабо-мавританской государственности на территории Испании, так же как и в создании хозяйства и культуры Андалусии, участвовали и те, кого никак нельзя отнести к маврам, а именно европейцы, главным образом испанцы, культура которых также не лишена заимствований из наследия других народностей.
Достижения андалусцев в философии, эстетике, медицине, ремесле, поэзии и живописи славятся на весь Магриб. Произведения, всемирно прославившие андалусский стиль в архитектуре: Великая мечеть Кордовы, минарет Ла Хиральды в Севилье, дворцы Альхаферийя в Сарагосе и Альхамбры в Гранаде — до сих пор вызывают восхищение у обывателей и знатоков.
После Реконкисты, отвоевания христианами земель Пиренейского полуострова у арабов, андалусцы переселились в северную часть Африки, но сохранили на новой территории чувство своего превосходства. До сих пор магрибинцы, имеющие прямых предков андалусцев, гордятся этим фактом биографии. Среди них есть такие, чьи черты лица явно выдают европейские корни, нередко можно увидеть североафриканца с голубыми глазами.
Крупнейшей страной арабского Магриба считается Алжир (ок. 25 млн. жителей). Завоевав в нелегкой борьбе с французскими колонистами свободу и торжественно объявив на Учредительном собрании 1962 г. о создании независимой Алжирской Народной Демократической Республики, новое государство с первых дней своего существования стало на путь радикальных реформ и преобразований. Оказавшаяся в руководстве страны марксистски ориентированная правящая элита вчерашних борцов за свободу сочла первое алжирское правительство А. Бен Беллы недостаточно радикальным, и в 1965 г. сместивший Бен Беллу глава Революционного Совета X. Бумедьен и правящая партия Фронт национального освобождения (ФНО) взяли курс на построение «социализма в рамках национальных ценностей и ислама». Национальная хартия и новая конституция 1976 г. выработали собственную линию развития, которая не совпадала с развитием по марксистско‑социалистической модели, но кое‑что из нее взяла. Социально‑экономические преобразования свелись к национализации р значительной части собственности и национальных ресурсов страны при сохранении, однако, определенных позиций за частным капиталом; политико‑идеологические – к стремлению совместить несколько секуляризованные ценности ислама с идеями социализма. Пятилетние планы с установкой на индустриализацию страны выявили неэффективность государственной экономики, которая до определенного момента гасилась доходами от нефти. Упадок наблюдался и в сельском хозяйстве: кооперативы и иные формы коллективного труда в деревне оказались нерентабельными, так что после эвакуации европейских колонистов до того кормивший себя Алжир стал удовлетворять свои потребности в продукции сельского хозяйства лишь на 30 %.
Все это, включая и падение цен на нефть в середине 80‑х годов, привело к острому кризису в экономике.
Встал вопрос об экономической реформе (1986–1987), направленной на приватизацию промышленности, предоставление определенной самостоятельности государственным предприятиям, на поощрение частного сектора в городе и деревне. Однако реформы явно запоздали. Несмотря на рост частного сектора – а в какой‑то степени именно из‑за этого, – в стране усилились кризисные явления, возросли безработица, инфляция и социальная напряженность, чем не преминули воспользоваться противники режима из числа исламских фундаменталистов. Преемник умершего в 1978 г. Бумедьена Ш. Бенджедид быстро терял доверие населения, явно уставшего от истощивших страну экспериментов, сопровождавшихся коррупцией и некомпетентностью руководителей страны и ее хозяйства. Под давлением изменившейся ситуации и оппозиции власти были вынуждены в 1989 г. принять новую конституцию, допускавшую многопартийность.
Этим воспользовались оппозиционеры из числа экстремистских мусульманских группировок. На выборах в муниципалитеты в июне 1990 г. Исламский фронт спасения получил большинство голосов избирателей и большинство мест в двух третях областей страны. Воодушевленные победой фундаменталисты стали требовать новых выборов в парламент. Этим требованием и успехами фундаменталистов были напуганы власти, да и не только они. Многие партии, вышедшие на арену политической жизни в 1990–1991 гг., заняли достаточно умеренные позиции. Назначенные на лето 1991 г. выборы в парламент были в последний момент отложены на полгода. Первый тур выборов на рубеже 1991–1992 гг. принес победу фундаменталистам, после чего руководство Алжира отменило второй тур, ликвидировало результаты первого и, воспользовавшись террористическими актами недовольных сторонников Исламского фронта спасения, объявило это движение вне закона. В стране резко ускорились темпы реформ, направленных в сторону создания основ рыночной экономики и светского плюралистического государства. Однако параллельно резко усилилась и политическая напряженность.
Марокко – независимое государство с 1956 г., конституционная монархия с населением ок. 25 млн. чел. По конституции 1972 г., дополненной в 1980 г., король Хасан II делит власть с парламентом, созванным на многопартийной основе. В политическом плане Марокко демонстрирует завидную стабильность, чему способствует устойчивая плюралистическая система с ориентацией на буржуазно‑демократические нормы. Будучи страной в основном аграрной и в этом смысле более отсталой по уровню экономического развития, чем Алжир, Марокко, тем не менее, уверенно идет вперед по пути наращивания экономического потенциала. В стране преобладает частный капитал, включая иностранные инвестиции. Богатые залежи фосфоритов (3‑е место в мире), а также уголь, металлические руды создают условия для развития горнодобывающей промышленности.
Продукции сельского хозяйства, включая рыболовство, стране с избытком хватает для удовлетворения собственных нужд, остается и для вывоза. Среди экспортных товаров – цитрусовые, сардины. Немалая часть марокканцев выезжает в поисках заработков за границу, прежде всего во Францию.