Марокканско‑алжирские отношения резко ухудшились в 70‑х годах из‑за вопроса о так называемой Испанской (ныне она именуется Западной) Сахаре, малонаселенной территории на Атлантическом побережье Африки к юго‑западу от Марокко. В спор за Западную Сахару вступили Марокко, Алжир и Мавритания, граничащие с ней. В 1975 г. Испания официально передала административные функции в Западной Сахаре Марокко и Мавритании. В 1979 г. Мавритания под нажимом организации западно‑сахарских националистов ПОЛИСАРИО отказалась от претензий на часть Западной Сахары. Марокко, напротив, аннексировало значительную часть ее территории, причем бежавшие от аннексии нашли убежище в Алжире, оказывавшем поддержку ПОЛИСАРИО, что в немалой степени, видимо, определялось и марксистско‑социалистическими симпатиями руководителей этой организации, борющейся за независимость Сахары. Война с ПОЛИСАРИО сильно истощила экономику Марокко – достаточно напомнить о многокилометровой стене, которой Марокко попыталось отгородить свои владения от набегов националистов. Тем не менее Марокко и ныне являет собой достаточно редкий в Африке пример политической стабильности и экономических успехов.
Мавритания с ее 2 млн. жителей, в основном арабов и арабо‑берберов, с I960 г. является независимой исламской республикой. Расположенная к югу от Марокко, в основном на песках Сахары, она являет собой малонаселенное и в экономическом отношении слаборазвитое государство с доходом на душу населения в 370 долл. (в середине 80‑х годов). С 1965 г. в стране господствует однопартийная система, а с 1978 г. власть в руках военных. Вывозит железную руду и продукцию рыболовства; неплохо развито скотоводство. Частная инициатива в стране поощряется, что способствует развитию экономики и торговли. Мавритания на юге граничит со странами Тропической Африки, в частности с Сенегалом. Иногда это соседство ведет к вовлеченности Мавритании в дела соседей, как это имело место в случае с сепаратистскими волнениями в Сенегале.
Тунис (население ок. 8 млн. чел.) с 1957 г. стал республикой.
В древности караваны, шедшие по пустыне, часто погибали, так как теряли направление движения — им казалось, что они приближаются к оазису. В современном Тунисе оазисы — отнюдь не миражи, а поселения со всеми удобствами. И если даже сель разрушает деревню, благоприятные условия оазиса позволяют восстановить дома — но уже на чуть большей высоте. Фото: Егор Быковский
Первое впечатление от этой страны путешественник получает еще на трапе самолета: ослепительное полуденное солнце жарит так, что кажется, будто воздух забыли подать. Невозможно открыть глаза и нечем дышать, но надо двигаться дальше — Тунис ждет.
Как это часто бывает с первыми впечатлениями, оно и отражает, и искажает действительность. Если не считать двух самых жарких месяцев, июля и августа, и если не попасть под обжигающее дыхание южного ветра из пустыни (его в Магрибе называют сирокко), температура которого может достигать 52 градусов, климат Туниса можно без натяжки назвать умеренным. В северной части страны одного взгляда на растительность достаточно, чтобы понять: климат здесь близок к южноевропейскому средиземноморскому. На территории страны сферы влияния поделили средиземноморская и сахарская климатические зоны. Природа Туниса показалась вполне «неземной» съемочной группе «Звездных войн». В городке Матаму красуется столб с надписью «Здесь снимались «Звездные войны». В марте 1976 года, в первый же день съёмочной группе было явлено нешуточное предзнаменование: начался проливной дождь с грозой, затем налетел ураган, который разнес почти все декорации.
В дальнейшем на площадке постоянно выходило из строя различное оборудование, всем участникам съемок приходилось работать по 14 часов в день, да и климат отнюдь не облегчал жизнь. В результате съемки в пустыне были достаточно мучительными, чтобы заставить актеров полностью «погрузиться» в реальность планеты Татуин. Интересно, что эта планета, на которой по сценарию родился Энакин Скайуокер и где потом рос его сын Люк, была названа в честь реально существующего города в Тунисе — Татуина. Земля Туниса некогда была гораздо богаче, чем теперь: не случайно именно здесь отлавливали экзотических животных для римских цирков, например, знаменитых берберских львов, которых еще можно было встретить в ХIХ веке, но не теперь, увы. Отрадно, что правительство этой развивающейся, а значит, совсем не богатой страны, со времен обретения независимости ведет целенаправленную природоохранную деятельность. Очистные сооружения защищают Средиземное море от сточных вод столицы (Большого Туниса) и отелей по всему побережью.
В 1970-е годы были основаны многочисленные заповедники, где созданы условия для привольной жизни животных и растений. Посещение большинства из них требует специального разрешения. В общедоступном заповеднике около озера Ишкель можно увидеть тунисских водяных буйволов. Весной и осенью здесь отдыхают десятки тысяч перелетных птиц.
На островках Зембра и Зембретта, расположенных против мыса Бон, находится национальный заповедник, где живут тюлени-монахи. В горах Джебель Шамби в центре Туниса сохранилась популяция редких гривастых овец. В гористой Крумири находятся известные охотничьи угодья со множеством диких кабанов, лис и шакалов. В бухтах и на влажных солончаках вдоль восточного побережья живут колонии белых и розовых фламинго. В прибрежных водах заливов Средиземного моря радостно играющие в волнах дельфины — не такое уж редкое зрелище.
Север и восток Туниса омывается Средиземным морем. Географическое положение «сделало» всю историю Туниса: выход к морю и благодатный климат взрастил здесь не одно богатейшее государство, неизменно привлекавшее завистливые взгляды очередных завоевателей.
История гласит, что Карфаген был основан финикийскими моряками в 814 году до н. э. Есть и симпатичная легенда: город основала царица Элисса (Дидона), которая бежала из Тира после того, как ее брат Пигмалион, царь Тира, убил ее мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела неожиданно большим участком, разрезав шкуру на узкие полоски и выложив ими участок по периметру. Поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса, что означает «шкура». Легенда более чем символична: карфагеняне долгие века славились как лучшие в Средиземноморье торговцы и отличались безупречной деловой хваткой.
В результате последней из трех Пунических войн Карфаген был разрушен. Жители были проданы в рабство, стены и дома стерты с лица земли, земля засыпана солью. Письменные источники Карфагена не сохранились, его история известна нам только в изложении его злейших врагов — римлян.
...В пригороде современного Туниса, столицы с почти двухмиллионным населением, на холме, в безмолвии и безлюдьи стоят остатки полуразрушенных колонн. Здесь же, в музее Карфагена, на стенах висят карты, отражающие сначала рост влиятельной Республики Карфаген (и тогда римские территории кажутся не такими уж значительными), и затем ее постепенную гибель. Грустная, драматическая история живо напоминает теорию пассионарности Льва Гумилева и кажется верной ее иллюстрацией. Однако это было только самое начало истории завоеваний. В первом веке нашей эры Римская Африка стала одной из самых процветающих провинций Римской Империи. Нашествие вандалов в 439 году заканчивает этот благополучный период. Византия оказывается следующей владелицей этой средиземноморской страны, но и она вынуждена уступить ее, на сей раз арабам. Начиная с 670 года девять веков продолжается борьба за власть между арабами и вождями местных берберов.
В 1574 году Тунис оказывается под властью турок, и так начинается пиратская страница истории страны: тунисские и алжирские пираты наводили ужас на торговые (и не только) суда тех лет. Наконец, в 1881 году Франция оккупирует Тунис, земельные владения тунисцев отходят к французским колонистам. Французы, чья власть закончилась в 1956 году, когда была провозглашена независимость, оставили, однако, весьма значительный след, который легко заметить даже при самом беглом знакомстве со страной. Прежде всего он виден в местной архитектуре. Именно благодаря французам столица кажется скорее европейским, чем арабским городом: его широкие бульвары навевают воспоминания о Больших бульварах Парижа. В Тунисе 2 государственных языка — арабский и французский. Однако тунисский диалект арабского включает в себя множество заимствований из французского. Даже берберы в своих поселениях на острове Джерба и в Дахаре говорят не на чистом берберском, но вплетают в речь как арабские, так и французские слова. Тунисский диалект звучит довольно странно, особенно для тех, кто знает французский: невозможно понять, как тунисцам удается ловко смешивать слова из языков таких далеких друг от друга языковых групп.
Помимо архитектуры и языка тунисцы явно усвоили многое из стиля жизни французов. Полные достоинства, они вежливы, галантны, но, кажется, не имеют ни малейшего представления о сервисе, что не слишком удобно для страны, где туризм приносит изрядный доход. Береговая линия, больше тысячи километров пляжей белого песка, застроена туристическими комплексами и отелями всех категорий. Однако складывается впечатление, что все это скорее наследие французов, чем собственно тунисское развитие индустрии.
Неизвестно, благодаря влиянию французов или своей собственной судьбе, но эту исламскую страну никак не отнесешь к радикальным. В 1956 году здесь официально отменена полигамия, в 1964 году ограничен минимальный возраст вступления в брак: 17 лет для девушек и 20 лет для юношей. Все тунисские дети получают среднее образование, и все больше молодых женщин продолжают обучение. Женщины представлены в органах местной администрации и правительства, их немало среди врачей или адвокатов. Но самое главное — большинство встреченных на улице женщин одеты в европейскую одежду, зачастую выглядят весьма стильно и производят впечатление вполне независимых особ. В национальной одежде и в подобии чадры в крупных городах можно увидеть лишь пожилых женщин, причем ясно, что это их личный выбор.