Смекни!
smekni.com

Петродворец - русский Версаль (стр. 3 из 5)

За Танцевальным залом располагается Аванзал. Он также был украшен золочёной резьбой и живописным плафоном. В окнах зала, находившегося на оси парадной анфилады интерьеров, открывался вид на Нижний парк. Казалось, длина дворца бесконечна (в глубине перспективы уходящих вдаль апартаментов размещалось большое окно, сквозь которое открывался вид на окружающий ландшафт).

За Аванзалом располагался Большой зал, украшенный росписью стен и гигантским плафоном «Деметра вручает колосья Триптолему» работы Вернера и Б. Тарсиа. В зале устраивали дипломатические приёмы и праздники.

Аудиенц-зал, или Статс-дамская, был также оформлен в стиле барокко. Зал расположен перпендикулярно оси парадной анфилады помещений. Продольные стены были декорированы ложными окнами второго света с зеркалами, что создавало иллюзию увеличения пространства. Украшающая стены золоченая резьба по дереву дополнена вытянутыми пилястрами с дверными капителями. Скульптуры, символизирующие ремёсла, науки и искусства, были выполнены русскими мастерами под руководством И. Шталмейера по моделям Л. Роллана. В Аудиенц-зале был помещён плафон «Встреча Артемиды и рыцаря Ринальдо» по сюжету поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» работы П. Балларини. Разнообразие декора, сияние золота на белом фоне создают впечатление пышности и богатства.

К востоку от петровской части дворца Ф.-Б. Растрелли развернул личные комнаты императрицы. Завершались они небольшой столовой, из которой одна дверь вела во флигель, где находились помещения для членов царской семьи и придворных высшего ранга, другая - в Предхорную и далее по галерее - в дворцовую церковь.

В пышно декорированном Растрелли интерьере церкви Большого дворца нашло отражение прославление русского абсолютизма. Завершив Церковный корпус сложным золотым пятиглавием, архитектор нарушил симметрию объёмов дворца, создав своеобразный архитектурный акцент.

Резные украшения пяти глав церкви выполнялись в 1749 году под наблюдением мастера К. С. Жирардона, а резьба для купола флигеля «Под гербом» - И. Шталмейера в 1751 году. Вместе с этими мастерами сложные украшения стен и обрамления дверей (картуши, фигуры трубящих «Слав», изображения орлов, десюдепорты) исполняли скульпторы и резных дел мастера Л. Роллан и В. Петров со своими помощниками-резчиками.

В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Поэтому все залы, выполненные по его проектам - это величайшие памятники русского искусства.

В 60-х годах XVIII века были выполнены первые изменения художественной отделки интерьеров дворца по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В 1764 он создал новый декор центрального зала (Итальянского салона). Архитектор заменил прежнюю отделку шпалерной развеской картин, сплошь закрывших стены зала. Для этого была использована коллекция произведений П. Ротари, состоящая из трёхсот шестидесяти восьми портретов, в большинстве изображающих молодых кокетливых женщин, нарядно одетых в польские, венгерские и восточные костюмы, а также картин, изображающих композиции на мифологические сюжеты и жанровые сцены. С этого времени зал получил название галереи Ротари, Картинного зала, или «Кабинета мод и граций».

В 1766-1767 годах Валлен-Деламот изменил отделку двух покоев, расположенных по сторонам Картинного зала. Они были украшены китайскими лаковыми панно. Небольшие панно для обоих интерьеров, вкомпонованнные в дверные створки, панели и оконные откосы, создал лакового дела мастер Ф. Власов вместе со своими учениками и «мастером разных художеств» Н. Мюриэлем. Паркетные полы Китайских кабинетов состоят из драгоценных древесных пород: сандала, амаранта, лимона, эбенового дерева и других. В китайских кабинетах размещены живописные лаковые композиции. На южной стене Восточного китайского кабинета привлекает внимание многофигурные панно «Маньчжурский военный сбор». Другие сюжеты традиционны: изображения восточных пейзажей и людей.

В 1777-1778 годах Ю. Фельтен изменил отделку Столового, Тронного и Аванзала. Это было обусловлено появлением в архитектуре нового стиля - классицизма. Золочёный резной декор уступил здесь место лепке.

Своеобразным памятником победы России под Турцией в войне 1768-1774 годах за освобождение народов Балканского полуострова от турецкого ига стал Аванзал. Фельтен использовал двенадцать картин художника Я. Ф. Гаккерта, посвящённых победам русского флота при Чесме. Картины изображают экспедицию русского военно-морского флота в архипелаг Эгейского моря и победу над Турецким флотом в бухте 26 июня 1770 года. Картины обрамлены рельефными тягами, перевитыми орденскими лентами, простенки между окнами украшены медальонами, а десюдепорты - барельефными композициями на тему воинских трофеев (чалм, бунчуков, турецкого оружия) и дельфинами, символизирующими спокойное море. Ленкой декор выполнен А. Бернаскони и Т. Насоновым. Все эпизоды Чесменского сражения были написаны в 1771-1772 годах на основании схем боя и записей его участников: графа А. Орлова, адмиралов Г. Спиридонова, С. Грейга и других офицеров. Перекрытие зала украшает плафон на мифологический сюжет «Жертвоприношение Ифигении» работы немецкого художника А. Тервестена. После переделки зал получил название Чесменского.

В Тронном зале также расположены четыре картины с эпизодами Чесменской битвы. Ю. Фельтен, создавая интерьер в стиле классицизма, сохранил объёмно-пространственную композицию растреллиевского Большого зала, пронизанного светом из расположенных в два яруса двадцати восьми окон. Но прежняя живописная отделка, имитировавшая золочёную резьбу, была заменена портретами Петра I, Екатерины I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны, родственников Петра I; картинами «Крещение великой княгини Ольги в Константинополе под именем Елены», «Возвращение Святослава с Дуная после победы над печенегами»; лепными изображениями военных доспехов, гирлянд, пальмовых листьев и разнообразной классической орнаментикой. У восточной стены зала стояло тронное кресло Петра I и висел парадный конный портрет Екатерины II над ним. От растреллиевского оформления зала остался также наборный паркет в виде гигантских спиралей, розеток и лучей.

Создавая столовый зал, Фельтен поместил на стенах скульптурные лепные панно с гирляндами и амурами, охотничьими трофеями и музыкальными инструментами и поставил две изящные круглые печи из белых поливных изразцов русского производства.

По проектам Фельтена было также изменено убранство ряда парадных гостиных: Диванной, Куропаточной, Туалетной, Спальни (Коронной), стены которых затянуты китайским расписным шёлком начала XVIII века и французскими декоративными тканями середины XVIII века, выполненными по эскизам Филиппа де Лассаля. Характерным элементом фельтеновских интерьеров явилось устройство фигурных перегородок с затейливым резным скульптурно-орнаментальным декором.

В дальнейшем (в конце XVIII и начале XIX века) во дворце не велось крупных работ. Во время ремонта помещений парадной анфилады Большого дворца, производившегося в 1845-1850 годах, архитектор А. Штакеншнейдер проявил тонкое чувство стиля, сохранив художественную выразительность растреллиевского декора. Он также повысил на один этаж восточный флигель дворца, выступавший в Верхний сад, чтобы увеличить размеры и количество комнат ко дню свадьбы дочери Николая I - Ольги. Интерьеры этого флигеля, получившего название «Ольгина половина», выполнены в стиле «второго роккоко».

Более чем двухвековая история строительства и перестроек Большого дворца связано с именами известных архитекторов, скульпторов, художников, декораторов, создавших выдающийся памятник искусства и культуры. В XVIII-XIX веках это было центральное сооружение «коронной» летней резиденцией русских императоров. В залах и гостиных дворца происходили важные государственные приёмы, устраивались праздники.

Простым людям строго запрещалось приближаться к царскому жилищу. «Наистрожайшим образом» предлагалось не допускать близко ко дворцу «матросов, господских ливрейных лакеев и подлого народу, а также у кого волосы не убраны, платки на шее или кто в больших сапогах и серых кафтанах». Виновным в нарушении этого указа полагалось строгое наказание: «чьи б они ни были, без всякого милосердия будут бить плетьми». (2, с.11).

Как замечательно, что сейчас всякий человек может любоваться этим великолепным ансамблем! Большой петербургский дворец особенно красив в часы, когда солнце льётся в его просторные окна и вечером, когда зажигаются люстры: сверкает золоченая резьба, блики света играют на парадных портретах, по-особому значительными кажутся изображения на живописных плафонах, разноцветными огнями искрятся хрустальные люстры. Гармония и художественная законченность интерьеров делают Большой дворец поистине сказочным.

5. Большой каскад.

Большой дворец с Большим каскадом являются одним из ярчайших примеров органического синтеза архитектуры, скульптуры, водно-декоративного оформления и паркового ландшафта в русском искусстве.

Большой каскад - самый крупный из триумфальных монументов первой четверти XVIII века, воздвигнутых в ознаменование победоносного окончания Северной войны. Большой каскад объединяет шестьдесят четыре фонтана, двести пятьдесят пять скульптур и декоративных деталей. Фасад Большого грота с каскадами вытянут на 40 метров с лишним. Каменный массив врезан в толщу земляного склона и является как бы монолитным контрфорсом, укрепляющим гору, на которой возвышается дворец. Фасад грота ритмично расчленён глубокими арками, опирающимися на пилоны с гранитным цоколем. Замок каждой арки подчёркнут золочёным маскароном. Грот завершён сложным карнизом и мраморной балюстрадой. Справа и слева от грота расположены боковые каскады, каждый шириной 8 метров, с семью ступенями, имеющими фигурные выступы. Ступени украшены барельефами, кронштейнами, бронзовыми золочёными статуями и вазами на гранитных пьедесталах.