В октябре 1960 года на базе промартели организуется строчевышивальная фабрика «Труженица».
В 1968 году Михайловская строчевышивальная фабрика «Труженица» стала участницей ВДНХ. В качестве экспонатов на выставке были представлены женские платья с цветным кружевом, фартуки, полотенца, салфетки. Все изделия получили высокую оценку. Фабрика была награждена дипломом 2 степени, а художники Д.А Смирнова и В.А Мухина – бронзовыми медалями. Всё больше изделий фабрики стало появляться и за границей – во Франции, Японии, США.
Семидесятые годы характерны для фабрики большими трудовыми победами. В 1973 году пяти её изделиям впервые был присвоен государственный знак качества. В этом же году фабрика завоёвывает переходящее Красное знамя. В 1978 году в результате объединения фабрики «Труженица» и фабрики им. Лизы Чайкиной, расположенной в посёлке Октябрьском, было создано Михайловское производственное объединение «Труженица».
Все события в стране находили своё воплощение в произведениях кружевниц и вышивальщиц. Изделия с праздничной символикой выпускались к московской Олимпиаде, 40-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков, 40-летию победы, 12 Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, 900-летию г. Рязани, 850-летию г. Москвы. С особой любовью, старанием и мастерством выполняли работницы необычный заказ для дома-музея П.И. Чайковского в Клину.
В 80-е годы прошлого столетия художественная деятельность предприятия развивается по пути более глубокого изучения традиций в кружевоплетении, вышивке и принципов декоративного оформления одежды. Наряду с традиционной цветной гаммой, появляются изделия, колорит которых включает голубые, бордовые, золотисто-коричневые цвета.
С 11 августа 1993 года ПСО «Труженица» было преобразовано в ТОО, а с 15 июля 1993 года – в Закрытое акционерное общество «Труженица». В последнее время в условиях экономических реформ, являясь предприятием народных художественных промыслов, ЗАО «Труженица» по-прежнему выпускает высокохудожественные изделия домашнего интерьера и широкий ассортимент товаров народного потребления.
Творческий коллектив постоянно работает над созданием одежды, постельного и столового белья, различных плоскостных изделий с кружевом и вышивкой. Сохраняя живую старину, талантливо перерабатывая художественные традиции народного искусства, художники промысла придают изделиям и современность, и неповторимое очарование прошлого.
Адрес предприятия:
391710, Россия, Рязанская область, г. Михайлов, улица Тружениц, дом 5.
Тел. 8 (09130) 2-10-61
Закрытое акционерное общество «Труженица», основанное в 1927 году, является предприятием народно-художественных промыслов. Выпускает высокохудожественные изделия, оформленные цветным михайловским кружевом, вышивкой ручной работы и машинной вышивкой. Это: скатерти, дорожки, салфетки, шторы, блузки, платья, сарафаны, ночные сорочки.
Кроме этого, производиться широкий ассортимент товаров народного потребления, который насчитывает более 100 наименований. Это постельное бельё, халаты, брюки, рабочая одежда и др.
Изделия предприятия широко известны как в Российской Федерации, так и за рубежом, экспонируются на выставках и в музеях городов Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани, Нью-Йорка, Парижа, Берлина и других.
Предприятие принимает заказы на пошив изделий из сырья заказчика на следующий ассортимент: куртки зимние и демисезонные, пуховики, костюмы женские, брюки, платья и халаты, рабочая одежда.
ЗАО «Труженица» сдаёт в аренду производственное помещение, площадь которого составляет 1500 кв. м. помещение отапливается, (газовое отопление), имеется вода, канализация.
Приезд в г. Михайлов. Посещение Михайловского краеведческого музея. Посещение предприятия народно-художественных промыслов ЗАО «Труженица».
Переезд в г. Скопин.
Путевая информация.
Датой образования г. Скопина считается 1597 год, хотя есть предположение, что он намного старше, так как в «Списке Русских городов дальних и ближних», датируемым 1387-1392 годами, упоминается городок Ломихвост. А именно так и называли за то, что она при атаке на рыбу над водой резко тормозит и её хвост при этом как бы ломается. А археологические исследования свидетельствуют, что поселение близ Скопина существовало уже в 12 веке. [33, c 4]
Население Скопина – 31,3 тысячи человек. Расстояние от Рязани – около 100 км.
Город известен своим гончарным промыслом, отсчёт которого ведут с 1640 года. Обусловлена такая точная дата тем, что местный учёный, историк и краевед «раскопал» летописи, в которых первое упоминание о гончаре «Дёмке Кирееве сыне Берникове» относится именно к этому году. [30, c 7]
Скопинский феномен из числа тех, которые внезапно, как-то вдруг, возникали на горизонте культуры. Но для своего времени – пореформенных десятилетий второй половины 19в., когда в искусстве непрерывно происходило что-то необычное, новаторское, это выглядело скорее закономерностью в цепи общих событий. И только по прошествии 20-30 лет с момента его забвения, после того как изменилось отношение к народному искусству, смогли увидеть и оценить оригинальность, самобытность и уникальность этого явления.
Привлекали они не просто умением, а силой мастерского исполнения, которая здесь была равна силе художественной выразительности. Авторами этих работ были не профессиональные художники, а простые гончары уездного города Скопина Рязанской губернии, зачастую неграмотные и неуважительно называемые в родном городе «горшкошлёпками».
Изначально Скопинский промысел ничем не выделялся среди множества гончарных центров России. В одной Рязанской губернии к 1911г только в сельской местности гончарный промысел развивался в 19 сёлах и 435 дворах. Им занимались 767 крестьян, производя предметы «первой необходимости», нужные в каждом хозяйстве – многочисленные горшки и горшочки, банки для солений и кринки для молока, кувшины и баклаги для напитков и множество другой кухонной и столовой утвари эпохи господства печного топления. Весь этот ассортимент, от детской посуды и игрушек до огромных кувшинов для хранения воды, выделывали и в Скопине, где в 1908г насчитывалось 47 гончарных мастерских, в которых работало до 200 рабочих.
Были у Скопинской посуды и свои особенности, во многом обусловленные качеством местных глин. Несколько крупных залежей в пределах уезда позволяли изучить различные их свойства и возможности. В основном глины были очень пластичные, светложгущиеся, после обжига сосуды выходили звонкие, с белым, желтоватым или розоватым черепком. На таком особенно красиво смотрелся обварной узор – пятнистый, коричневатыми кругами и колечками, напоминающий печёную лепёшку. Да и получали его, опуская не остывшее ещё после обжига изделие в мучную болтушку, заполнявшую поры черепка, укрепляя его и украшая.
Применяли скопинские гончары и другой повсеместно распространённый в то время способ обработки поверхности, называющийся томлением или задымлением – обжиг в восстановительной среде без доступа кислорода в коптящем пламени. Он давал красивые оттенки чёрного цвета, которых, например, в средневековой Москве добивались, предварительно, перед обжигом, покрывая красный по цвету черепок слоем белого ангоба. На таком фоне чёрные тона выглядели особенно глубокими. «Синюшки» были более прочными, водонепроницаемыми и декоративными. Добиться результатов можно было только истинно гончарным способом – обжигом в горне или печи, где использовался настоящий открытый огонь.
Эти древние технологии поддерживались в Скопине до середины 19 века, хотя в других, более южных губерниях уже производили посуду разноцветную и с блеском – покрытую слоём стекловидной глазури. Она была менее трудоёмка в изготовлении, непривычно нарядна и красива, и гончары, которые вывозили свои изделия в другие города и губернии ( Тамбов, Воронеж, Ростов, Таганрог, Кривожье), конечно, терпели убытки от конкуренции с этими новинками. («Она моя завлекушка, обливная черепушка» - так шуточно пели «страдания» в Ряжском уезде, соседнем со Скопинским.) [33, c.21]
Мастера не ограничивались оттенками одного цвета. Знали ли они о законах цветоведения, о физических свойствах цвета и особенностях цветовых сочетаний? При взгляде на их произведения создаётся ощущение, что эмпирически – да, знали. В народном искусстве вообще, а на Рязанской земле в особенности существовала любовь к узорам, многоцветию. В середине 19 века ещё плели в слободах города Михайлова уникальное многоцветное кружево.
История фигурных сосудов насчитывает тысячелетия. Зооморфные сосуды, существовавшие уже в первобытную эпоху, выполняли роль ритуальных и часто были связаны с самыми важными и значимыми событиями в жизни людей. Позже, во времена античности, в торжественных случаях часто использовали ритоны с фигурами коней, крылатых львов, головами баранов. Почти каждая эпоха и страна знали свои типы и виды фигурных сосудов. В Новое и Новейшее время в Европе лучшие мастера и художники создавали из драгоценных металлов, стекла, фарфора кубки, вазы, кувшины в виде фигур животных и птиц, которые часто использовались и в качестве посольских даров.
В 1778 году, когда в Российской империи составляли реестр уездных городов, Скопинской слободе присвоили статус уездного центра и название Скопин. Тогда же на гербе города появилась летящая птица скопа, невольно обозначив тем самым связь города с легендами об этой загадочной птице. На самом деле о происхождении названия до сих пор существует несколько версий: о древнерусском имени Скопа и о боярине Скопине-Шуйском, чья вотчина находилась здесь в 15 веке, о благородных разбойниках и их «скупе» в этих местах, о скоплении здесь части войск перед Куликовской битвой и др. но фактически победила полусказочная версия о таинственной птице, таящейся от человека среди рек и озёр. Скопа действительно жила раньше в этих местах, питалась рыбой в речных и болотистых окрестностях, не слишком пригодных для земледелия. К началу 20в. леса практически вырубили, на птиц велась активная охота, одним словом, скопа здесь больше не водится. Весной, когда проезжаешь по здешним дорогам, везде видишь тёмную вспаханную землю, в которой чувствуется большая сила и одновременно беззащитность.