Смекни!
smekni.com

Туристско-рекреационные ресуры Северного района (стр. 12 из 20)

Вологда "ЗОЛОТОЙ ЯКОРЬ" Вологда

Категория 3. Номерной фонд: 21 номер. Услуги: бар, ресторан, бильярд.

Вологда "ОКТЯБРЬ" Вологда

Номерной фонд: 45 номеров

Вологда "СПУТНИК"

Номерной фонд: 5 номеров люкс, 70 одно- и двухместных с удобствами, одно- и двухместных с удобствами на этаже. Услуги: камера хранения, комната быта, парикмахерская, кафе, ресторан, стоматология.

Вологда ГОСТИНИЦА АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

Номерной фонд: 66 номеров, полулюкс 12, люкс 2, одноместных 20, двухместных 16. Услуги: камера хранения, вызов такси, комната быта, столовая, буфет, парикмахерская, банкетный и полубанкетный залы, сауна, гимнастический зал, теннис.

Белозерск "РУСЬ" Белозерск

Великий Устюг "СУХОНА" Великий Устюг

"ВЫТЕГРА" Вытегра

"ДРУЖБА" Грязовец

"РУСЬ" Кириллов

Номерной фонд: 32 номера двухместных двухкомнатных с удобствами, одно- и двухместных с удобствами, одно- и двухместных с удобствами на этаже. Услуги: сауна, бильярд, косметолог, массаж, парикмахерская.

Кирилловский район, "ФЕРАПОНТОВО", Ферапонтово

"РУСЬ" Тарногский городок

"РАССВЕТ" Тотьма

«МОНАСТЫРСКИЕ КЕЛЬИ»

"МЕТАЛЛУРГ" Череповец

"АЗОТ" Череповец

"ЛЕНИНГРАД" Череповец

"СЕВЕРНЫЕ ЗОРИ" Череповец

"ЕДИНСТВО" Череповец

Достопримечательности

Спасо-Прилуцкий монастырь.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Находится на левом берегу Вологды в бывшем селе Прилуки, вошедшем сейчас в черту города (4 км к северу от центра). Основан в 1371 году Дмитрием Прилуцким. В XV — XVI веках монастырь был одним из самых крупных и самых известных на Севере. Так, хранившиеся в нем святыни московские правители брали в походы на татар, в сам монастырь неоднократно приезжали на богомолье великие князья и цари, а игумены присутствовали в Москве на соборах по утверждению нового царя. Монастырь был закрыт в 1924 году и возвращен церкви в 1991 году. Монастырь окружен стеной (XVII век) с четырьмя круглыми башнями по углам и пятью меньшими четырехугольными башнями, но Святые ворота с надвратной Вознесенской церковью были построены в 1590, когда стена и башни были еще деревянными. Пятиглавый двухэтажный Спасский собор (1537—1542) доминирует в архитектурном ансамбле монастыря. Он был построен после присоединения Вологды к Москве, в то время, когда Москва старалась утвердить на севере свой архитектурный стиль в противовес новгородскому, и собор — один из лучших образцов этого направления. Рядом с собором — колокольня середины XVII века. Сохранились и другие памятники архитектуры: Введенская церковь (начало XVII века), Древненастоятельские кельи (конец XVI — начало XVIIвека), Братские кельи (1645), Келарский корпус (1675—1720), Зимние настоятельские кельи (1718) и маленькая Церковь Екатерины (1830), около которой находится могила поэта Константина Батюшкова. В монастырь перенесена деревянная шатровая Успенская церковь Александро-Куштского монастыря (начало XVI века) — один из самых древних дошедших до нас памятников деревянного зодчества.

Кремль расположен на правом берегу реки Вологды. Крепость до наших дней не дошла, но планировка повторяет расположение фортификационных сооружений. В центре Кремля — Софийский собор (1568—1571), пятиглавый, построенный под личным контролем Ивана Грозного в том же архитектурном стиле, что и Успенский собор Московского Кремля. Это самое древнее сохранившееся здание Вологды. Внутри — фрески конца XVII века. Алтарная часть собора обращена на северо-восток (а не на восток, как принято при строительстве православных храмов). Рядом с собором — колокольня (1869—1870, арх. В. Н. Шильдкнехт) в эклектическом стиле, напоминающем псевдоготику. Сохранились колокола XVII-XIX веков.

Ферапонтов монастырь

Монастырь основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом, пришедшим из Москвы вместе с Кириллом Белозерским и поселившимся вначале на берегу Сиверского озера (будущий Кирилло-Белозерский монастырь). По не очень ясным причинам Ферапонт оставался на Сиверском озере только год, а затем ушел к Бородаевскому озеру, примерно в 20 километрах на северо-восток. Уже через десять лет после основания монастыря Ферапонт отправился в Можайск по приглашении звенигородского князя Андрея Дмитриевича, дяди Василия Темного, и основал там Лужецкий монастырь. В это время будущий Ферапонтов монастырь был довольно небольшим, существенно меньшим, чем соседний Кирилло-Белозерский. В середине XV века настоятелем монастыря становится Мартиниан Белозерский, бывший до этого монахом Кирилло-Белозерского монастыря, а позже основавший Спасский Вожеозерский монастырь. Мартиниан был влиятельным церковным деятелем своего времени, и при нем начинается рост и процветание монастыря. В нем была одна из лучших библиотек в государстве.

Ферапонт и Мартиниан впоследствии были причислены к лику святых и считаются покровителями монастыря. В конце XV века в монастыре произошел большой пожар, после чего началось каменное строительство. Большие вклады в монастырь делали Василий III и Иван Грозный. Для росписи собора Рождества Богородицы пригласили самого значительного художника Руси того времени, Дионисия, благодаря чему Ферапонтов монастырь сейчас и является выдающимся памятником русской средневековой культуры.

С 1666 по 1676 год в Ферапонтов монастырь был сослан патриарх Никон, позже переведенный в Кирилло-Белозерский монастырь.

XVIII век он находился на грани банкротства, а в 1798 году был упразднен, церкви сделали приходскими. После этого многие здания монастыря были уничтожены или значительно перестроены. В 1857 году выстроили сохранившуюся до наших дней каменную ограду. В 1904 году монастырь был вновь открыт, на этот раз как женский, в связи с 500-летием со дня основания. Начались реставрационные работы. После революции монастырь снова был закрыт, настоятельница игуменья Серафима, позже канонизированная, расстреляна, а реставрация прервана на 50 лет. Наконец, в 1970-е годы тут был открыт музей фресок Дионисия. В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря был внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Ядром архитектурного ансамбля Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы - первая каменная постройка Белозерья и монастыря, представляющая первоклассный образец оригинальной ростовской архитектуры, сохранивший черты ранне-московских каменных построек. Крестовокупольный, трехалсидный храм имеет легкие стройные пропорции, подчеркнутые вертикалями лопаток-пилястр и постадовкой здания на подклете. Его объем завершается тремя ярусами кокошников н небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясаян из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу-поясом с тератологическим и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчество Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка.

Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. Роспись, состоящая из композиций занимает все поверхности стен, сводов, столпов, софитов окон и дверей. Наружная роспись собора располагается в центральной части западной стены и в нижней части южной над захоронением преподобного Мартиниана.

Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря - единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в полном составе в подлинном виде. Об его авторстве свидетельствует надпись, сохранившаяся в софите северной двери: “В лето в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа, начата, бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреав на Рождество Пресвятыа. владычица нашыа Богородица Марна. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Иваловиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их господи мук вечных”.

Роспись осуществлялась сверху вниз порядно, о чем свидетельствуют нахлесты левкасных дневных швов. Подчиняя размеры и пропорции живописных композиций архитектурным членениям храма, Дионисия достигает неповторимой гармонии в воплощении образа храма как Царствия Небесного.

Наружные росписи на западной стене, отображая на плоскости объемное распределение сюжетов внутри собора, представляют тему Царствия Небесного через образы Деисуса и Рождества Богородицы. Композиция в нижней части южной стены посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря.

Внутри собора росписи выполнены в соответствии с каноном православных стенописей ХУ-ХУ в сверху вниз порядно. В барабане - Христос-Вседержитель, под ним - архангелы и праотцы, в парусах-евангелисты, в щеках подпружных арок - Учение отцов церкви, в сводах - евангельские сцены, на западной стене - Страшный суд, на уровне окон четверика- композиции на текст акафистного гимна, самого раннего в русских стенописях, ниже - Вселенские соборы, на столпах - воины-мученики, в алтарных апсидах - Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец, Внизу, по периметру стен и столпов - полотенца с орнаментами.

Изящество и легкость рисунка, удлиненные пропорции, подчеркивающие невесомость парящих в Небесах святых, изысканные, излучающие неземной свет краски, определяют неповторимость ферапонтовской росписи Дионисия.

Кирилло-Белозерский музей

Музей расположен в крупнейшем монастыре Русского Севера и Европы, основанном в 1397 году Кириллом Белозерским на берегу Сиверского озера.

В октябре 1924 года монастырь был закрыт и на его территории создан музей. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.