Музей интересен своими архитектурными памятниками, 5 из них - с настенной живописью. В музее имеется уникальная коллекция икон, иконостасные комплексы храмов (XV - XVII вв.), коллекция народного искусства Белозерья, в т.ч. крестьянской росписной мебели и чернолощенной керамики, коллекция рукописных и старопечатных книг (2384 памятника).
В состав музея входят архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова, Горицкого монастырей и деревянная церковь Ильи Пророка 1755 г.
С июня 1999 г. основная экспозиция музея расположена в Архимандричьем корпусе - памятнике архитектуры ХVII-ХIХ в.в. В пяти залах первого этажа размещается экспозиция по истории Кирилло-Белозерского монастыря, в четырёх залах - по истории города Кириллова. В девяти залах второго этажа представлены уникальные памятники темперной живописи ХV - ХVII в.в., а также произведения прикладного искусства из монастырей и храмов Белозерья.
В отреставрированном корпусе Поварни расположены выставки, отражающие народное искусство Белозерья. Большое место здесь занимает резьба по дереву, художественный металл, керамика, ткачество, крестьянская вышивка, кружево, народный женский костюм XIX - начала XX веков.
В Казённой палате XVI века размещается экспозиция, посвящённая русскому искусству XVII - XIX веков. Здесь представлены иконы XVII века из белозерской церкви Ильи Пророка, клировый портрет, предметы декоративно-прикладного искусства, лицевое и орнаментальное шитьё, колокола, старообрядческий лубок.
Одним из интересных архитектурных сооружений Кирилло-Белозерского монастыря является недавно отреставрированный Братский корпус XVII - XIX веков. Здесь с июля 2002 года, впервые в истории музея, открыт для посетителей интерьер монашеской кельи XVII - XVIII веков.
Кроме экспозиций, которые открыты для посетителей в течение всего года, в музее есть интерьеры, доступные для осмотра только в летнее время. К их числу относятся храмы Иоанна Лествичника и Преображения, где сохранились иконостасы XVI века, выполненные местными мастерами и храм Иоанна Предтечи с иконостасом XVIII века.
Постоянный интерес вызывают у посетителей прогулки по галереям крепостных стен XVII века. Со второго и третьего ярусов открывается прекрасный вид на архитектурные памятники Кирилло-Белозерского монастыря. На первом ярусе Вологодской башни располагается выставка "Великая государева крепость", которая знакомит с основными этапами строительства крепости, её архитектурными и фортификационными особенностями, событиям военной истории Кирилло-Белозерского монастыря, а также ходом реставрации крепостных сооружений.
Великоустюгский музей-заповедник
В начале XXI века Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - это 26 памятников архитектуры. Особую ценность представляют соборы: Успенский (ХVII-ХIХ вв.), Прокопьевский (XVII в.), церковь Вознесения (XVII в.), Троицкий собор Троице-Гледенского монастыря (XVII в. - начало XVIII в.) и собор Архангела Михаила Михайло-Архангельского монастыря (XVII в.), церкви Симеона Столпника (XVIII в.) и Дмитрия Солунского (ХVII-ХVIII в.). В интерьерах храмов сохранились резные золоченые многоярусные иконостасы XVIII века.
В музее работают экспозиции: "История Великого Устюга XII - начала XX в., "Природа края", "Народное искусство Устюжской земли", "Северная чернь", "Резная и расписная береста", "Русское искусство Х1Х-ХХ вв.", "Новогодние и рождественские праздники».
Фонды музея-заповедника - около 100 тысяч единиц хранения. Это уникальные коллекции иконописи и лицевого шитья, деревянной скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства (северной черни, резной и расписной бересты, эмали по скани, мороза по жести, просечного железа), археологии, нумизматики, редких книг и документов.
Основные направления деятельности музея - реставрация памятников архитектуры, хранение и научная обработка фондовых коллекций, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, научно-просветительная.
Церковь Вознесения в г.Великий Устюг
Среди многочисленных храмов Великого Устюга церковь Вознесения стоит особняком, отличаясь исключительным богатством декоративного убранства, которое роднит ее с известными храмами "царственной" Москвы – церквами Троицы в Никитниках (1628-1654) и Рождества в Путинках (1649-1652). Каменная церковь Вознесения возведена в 1648 году "старанием и казною" богатейшего устюжского купца, московского "гостя" Никифора Ревякина. Сложным архитектурным сооружением "на взмостье, об одиннадцати главах" выглядела она в XVII веке. Позднее в результате перестроек церковь Вознесения претерпела некоторые изменения.
Общая композиция храма построена на свободном сочетании разнообразных объемов, образующих сложную живописную асимметричную группу. Основной четверик церкви Вознесения, высокий и стройный, с тремя ярусами кокошников в завершении, увенчан пятью красиво скомпонованными гранеными главами "с перехватами" и коваными ажурными крестами. С востока к главному объему примыкает низкий алтарь с тремя полукруглыми апсидами. Крупные проемы его окон обрамлены нарядными наличниками из полихромных рельефных изразцов. С северной стороны располагается двухэтажная пристройка с теплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенской церковью с трапезной и приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе - домовая церковь храмоздателя Никифора Ревякина – небольшой придел Всех Святых. Общий архитектурный силуэт дополняет ярусная колокольня, которую венчает шпиль с фигуркой парящего ангела.
Высокую художественную ценность представляет интерьер церкви Вознесения - цельное собрание памятников устюжской иконописи и иконостасного искусства ХVIII века.
Величественный пятиярусный резной золоченый иконостас церкви Вознесения, возведенный в 40-50-е годы XVIII века, - один из ранних сохранившихся барочных иконостасов Великого Устюга. Плоскорельефная сквозная растительная резьба тонким изящным орнаментом покрывает тумбы под иконами местного ряда. Более богатая объемная резьба украшает царские врата и разделительные колонки верхних ярусов. Завершается иконостас резным "Распятием", по сторонам которого расположены парные фигуры ангелов, выполненные на рубеже ХVII-ХVIII веков в технике плоскорельефной резьбы.
Нарядным и богатым выглядит резной золоченый трехъярусный иконостас Воскресенского придела. Он интересен прежде всего как собрание икон известного устюжского изографа первой половины XVIII века Стефана Соколова, представителя династии потомственных устюжских иконописцев.
В настоящее время в церкви Вознесения открыты выставки: «Великие подвижники земли Русской святые праведные Прокопий и Иоанн, устюжские чудотворцы», «Иконостасы Великого Устюга, орнаментальная резьба, деревянная скульптура». Представленные на этих выставках наиболее ценные экспонаты из фондов Великоустюгского музея-заповедника отражают высокую художественную культуру Устюжского края.
Дарвинский государственный природный заповедник, получивший в 2002 году высокий статус международного биосферного резервата ЮНЕСКО, занимает важное место среди 99 других государственных природных заповедников, по праву считающихся национальным достоянием России. Это огромная сеть особо охраняемых природных территорий страны, сформированная на протяжении последних 80 лет. Но и в прежние времена в соответствии с уставами монастырей, царскими указами, укладами сельских общин выделялись охранявшиеся местным населением заповедные, то есть неприкосновенные, леса, рощи, реки и озера.
Дарвинский заповедник создан по решению Совета Народных Комиссаров РСФСР 18 июля 1945 года для изучения влияния Рыбинского водохранилища на природные комплексы прилегающей к нему территории. Он находится на стыке трех областей: Ярославской, Вологодской и Тверской, между реками Шексной и Мологой, на западном берегу Рыбинского водохранилища.
После двух реорганизаций (в 1952 и 1962 годах) исходная площадь заповедника сократилась на 30 процентов и составляет ныне 112,7 тыс. га, в том числе 67,2 тыс. - суша и 45,5 тыс. - зона прибрежных мелководий. Площадь охранной зоны недавно была увеличена с 27 до 50 тыс. га.
Растительный мир заповедника насчитывает, по разным источникам, от 590 до 747 видов сосудистых растений. 149 - мохообразных, 66 - лишайников и 125 видов грибов. В Красную книгу Российской Федерации занесены четыре вида редких растений: башмачок настоящий, лобария легочная, надбородник безлистный, пальчатокоренник Траунштейнера. Животное население заповедника представлено 23 видами рыб, 7 - земноводных, 5 - пресмыкающихся, 230 - гнездящихся и пролетных птиц и 37 видами млекопитающих.
Среди последних обычны лось, кабан, бурый медведь, волк, лисица, енотовидная собака, барсук, горностай, заяц-беляк, белка-летяга, населяющие лесные массивы. Значительно реже встречаются рысь и выдра .
Дарвинский заповедник играет важнейшую роль в сохранении биоразнообразия на территории Ярославской и Вологодской областей, являясь источником пополнения популяций многих видов животных, причем не только редких и исчезающих, но и охотничье-промысловых птиц и зверей. Это очень важно, поскольку во второй половине 90-х годов во многих регионах европейской части России отмечается значительное сокращение численности таких крупных зверей, как лось, медведь, кабан. Между тем на территории заповедника эти звери находятся под надежной охраной, в связи с чем стабильно поддерживается их оптимальная численность.
Это стало возможным благодаря тому, что территории государственных заповедников находятся под строгой охраной и недоступны для населения, поскольку только в этих условиях можно сохранить дикую природу в первозданном виде, защитить редкие и исчезающие виды растений и животных. Даже научные исследования ведутся на заповедной территории щадящими методами, без нарушения, а тем более разрушения среды обитания диких растений и животных.