Агротуристская деятельность может привести к негативным последствиям: к нежелательным изменениям природы отходами и т.п. Развитие рекреационной деятельности оборачивается многолюдьем, резким увеличением числа автотуристов. Агротуризм, как правило, выступает фактором, который стимулирует выявление, охрану и рациональное использование природных ресурсов. В настоящее время большинство стран Европы провели паспортизацию природных и исторических ценностей, что позволило наметить правильные пути развития туризма и охраны национальных богатств. Принятие в последние годы в ряде стран строгих мер, направленных на охрану природы, создание новых национальных парков и заповедников, попытки научного определения допустимых нагрузок на природу т.п. – всё это в значительной степени отразило стремление предельно нейтрализовать негативные стороны бурно развивающегося международного туризма и одновременно создать для него наиболее благоприятную обстановку, сохранить и улучшить природно-географическую обстановку, сохранить и улучшить природно-географискую среду. Озеленение городов, борьба против шума и наведение чистоты тоже в известной степени результат требований развития туризма.
Отрицательное влияние агротуризма, сказывается, прежде всего, на природных богатствах стран или районов массового отдыха и путешествий. Особую привлекательность для туристов имеют нетронутые лесные ландшафты. Конечно, лесные пожары, связанные с разжиганием костров, в основном относятся к явлениям, характеризующим внутренний туризм, а не международный, поскольку комфортабельно обставленные маршруты иностранных туристов, как правило, не сопровождаются приготовлением пищи на кострах. Однако вырубка лесов, вызванная созданием туристских комплексов, которые требуют расчистки площадок для строительства, стала сопутствовать развитию международного туризма.
Заповедники – один их наиболее притягательных объектов для туристов. Так, в Белоруссии посещаемость заповедников достигает 5000 тыс своих и иностранных туристов в год. И как бы желательно ни относились к природе организаторы поездок и посетители, всё же из-за чрезмерного числа людей на ограниченных площадях национальных парков происходит распугивание животных и вытаптывание растительности. Совершенствование коммуникаций, создание торговой сети и отелей на заповедных территориях, вызываемое стремлением создать для туристов сервис и получить повышенную прибыль, также не способствует сохранению первозданных ландшафтов.
Массовое развитие агротуризма, в том числе иностранного, таит немалую опасность и для животного мира, поскольку многие туристы не довольствуются осмотром, кинофотосъемками представителей фауны, а стараются принять участие в охоте, мало задумываясь над тем, не наносит ли отстрел животных ущерба природе. Несмотря на меры, принятые во многих странах, браконьерство иностранцев остаётся и сейчас ещё частым явлением в некоторых районах Африки, Азии и Латинской Америки.
Итак, чрезмерное «наступление» на природу, проводимое в целях развития агротуризма, не служит ни сохранности природных богатств, ни улучшению отдыха туристов.
Решение этой важнейшей и далеко не простой проблемы должно идти по линии повышения общей культуры туризма, в том числе и международного, усиление законодательных и охранных мер, выработки с научных позиций норм нагрузки на каждый туристский объект, развития экологического туризма.
Охрана природных богатств требует создания и специальных технических средств. Это касается, во-первых, внедрения в курортное дело различного вида машин для очистки пляжей, приточных вод и вод морей, озёр и водохранилищ; во-вторых, более широкого использования техники для наблюдения за состоянием природы и поведением отдыхающих; в-третьих, обеспечение туристов новыми видами транспорта, снаряжения и оборудования, использование которых исключило бы нанесение ущерба природе.
За последнее десятилетие мало какое зарубежное издание, посвящённое туризму, обходится без упоминания экологического туризма. В отечественной географической науке проблемы экологического туризма рассматриваются в работах Н.С. Мироненко, А.В. Дроздова, И.Н. Панова и др. новый вид туризма противопоставляется туризму традиционному. Отличие туризма экологического – в приоритетах туристов, которые стремятся в первую очередь к общению с природой, познанию ее объектов и явлений, активному отдыху на природе. Традиционные развлечения и бытовой комфорт отходят на второй план. Это делает охрану природы экономически выгодной. Развитие агротуризма основывается на стремление свести к минимуму изменение окружающей среды. Из-за меньшего объёма необходимой туристской инфраструктуры (отелей, ресторанов и других увеселительных заведений), из расчёта на одного туриста и на каждый доллар прибыли, данный вид туризма характеризуется меньшей ресурсоемкостью.
Неотделимо от экологического туризма и экологическое просвещение. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Вклад экологического туризма в формирование экологической культуры поистине неоценим.
Агротуризм – путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов. Однако современность требует вкладывать в понятие агротуризма другой, более широкий смысл, не ограничиваясь целями экологического просвещения. Акцентирование внимания на экологическом воспитании и образовании создает искушение относить к агротуризму все путешествия с природоведческими целями. По этой причине посещение музеев природы практически всегда приравнивают к форме экологического туризма. Но настоящих агротуристов вряд ли восхитят чучела животных или охотничьи трофеи. Главная цель агротуриста – не природоведческое образование, а потребление экологических ресурсов, в т.ч. и информационных. Экологические ресурсы – это свойства естественного баланса компонентов природной среды (животных, растительности, почв, климата, рельефа и т.д.), который формировался без активного влияния человеческой деятельности. Главной ценностью экологических ресурсов является природная естественность. Именно она притягивает туристов из городов, где люди постоянно ощущают отрицательное воздействие загрязненных воздуха и воды, шума и социальных конфликтов. Потребляя экологические ресурсы, отдыхающие получают оздоровительный и познавательный эффект.
Вторая особенность экологического туризма – его устойчивость. Агротуризм на всех уровнях управления туристским комплексом воспринимается так же, как и простым потребителем, – слишком упрощенно. Сегодня останови любого прохожего и спроси, что такое агротуризм, он ответит, что это – путешествие на природу, в национальный парк или посещение музея природы. И в Законе "О туризме" при определении понятия "агротуризм" использован именно такой, обывательский, подход, который приемлем для бесед на кухне, но не годится для регулирования отношений между производителями туристских услуг. Более того, узкое и уже узаконенное толкование агротуризма не дает шансов для существования альтернативного понимания агротуризма как явления. Однако по данному вопросу уже были кое-какие наработки, которые в законе почему-то не нашли отражения. Так, в рамках проекта "Охрана биоразнообразия лесов Беловежской пущи" в 1997г. был издан Русско-английский словарь-глоссарий, где указывалось, что агротуризм – это sustainabletourism, т.е. устойчивый. На этом признаке агротуризма особое внимание акцентируют исследователи из России, страны, которая обладает самым большим агротуристским потенциалом в мире, и из Германии, государства, где наибольшими темпами растет агротуристский спрос. Что же означает понятие устойчивости? Во-первых, оно подразумевает сохранение в целости экологических ресурсов, а во-вторых, традиционного уклада жизни населения в месте организации агротуризма. Такая позиция с одной стороны исключает из агротуристских занятий промысловые виды (охота, рыбалка и сбор грибов и ягод с целью заготовки), т.к. изъятие в большом количестве природных компонентов ведет к нарушению природного баланса и противоречит мотивам агротуристов, а с другой – предполагает создание инфраструктуры, нацеленной не на удовлетворение требований комфортабельного отдыха, а на сохранение природной среды. При этом рекреационная функция агротуристской инфраструктуры является дополнительной. Это значит, что экологические тропы создаются, прежде всего, для того, чтобы управлять передвижением туристов, а уже потом для того, чтобы удобно было гулять; оборудование кострищ и заготовка для туристов дров нужны в первую очередь для того, чтобы отдыхающие не жгли костров, где попало, и не вырубали деревья, и только во вторую очередь – для удобства отдыха; пляжи оборудуются для создания привлекательных мест отдыха с целью отвлечения внимания туристов от заповедных побережий, а не для привлечения большего числа туристов, и т.п.
Вместе с тем агротуризм должен способствовать восстановлению и сохранению традиционного образа жизни местного населения, его культуры и этнографических особенностей, развитие устойчивого агротуризма возможно лишь с созданием в местностях, прилегающих к природоохранным территориям, специальных агротуристских (ландшафтных) парков, где деятельность местных жителей по реализации туристам услуг по приему и продуктов домашнего хозяйства имела бы льготы и стимулы. Что касается белорусских национальных парков, то при таких условиях они освободились бы от тяжелой ноши затрат по организации туристского размещения и питания и смогли бы переориентировать свои скудные средства лишь на развитие специализированного обслуживания туристов: экскурсионные услуги, экологические семинары, прокат туристского снаряжения, организация походов с целью ознакомления с уникальными природными местами, продажа туристам дров и т.п. Это в большей степени соответствовало бы целям и задачам национальных парков. Похожие методы организации туристского обслуживания давно используются в Польше. Так, например, в польской части Беловежской пущи частный сектор обслуживает более 80% объема проживания туристов. При этом на службы национальных парков возлагаются функции по поддержанию в надлежащем состоянии дорожно-тропиночной сети, по организации массовых мероприятий, по контролю за рекреационной нагрузкой на природные комплексы. Такая схема функционирования национальных парков характерна для всех цивилизованных стран. Именно она способна создать экономические условия для сохранения этнического колорита периферийных регионов страны через уменьшение оттока сельского населения из них, их социально-экономического развития за счет туризма.