Объясняется такая дифференциация главным образом различиями в общем уровне социально-экономического развития, включая уровень образования, здравоохранения и другие составляющие комплексного понятия о качестве населения. Что же касается демографической политики, то она пока не оказывает большого воздействия на процессы воспроизводства населения. Почти все страны Африки провозгласили свою приверженность подобной политике, многие приняли национальные программы планирования семьи, осуществляют меры, направленные на улучшение положения женщин, расширение доступа к контрацептивным препаратам, регулирование интервалов между рождением детей и т. д. Однако финансирование этих программ недостаточное. К тому же они идут вразрез с религиозными и бытовыми традициями и наталкиваются на сопротивление значительной части населения. Более действенной демографическая политика оказалась в нескольких более развитых странах. В результате выполнения правительственных программ, направленных на уменьшение темпов роста населения, такое уменьшение еще в 1960-х гг. началось в Тунисе, Египте, Марокко, Кении, Гане, а позднее – в Алжире, Зимбабве, на о. Маврикий.
Демографический взрыв в Африке значительно углубляет многие и без того трудноразрешимые экономические и социальные проблемы стран континента.
Во-первых, это проблема увеличения «давления» быстро растущего населения на окружающую среду. Еще в 1985 г. на одного жителя сельской местности здесь приходилось 0,4 га земли, а в начале XXI в. этот показатель снизился до 0,3 га. Одновременно возрастает угроза дальнейшего опустынивания и обезлесения, нарастания общего экологического кризиса. Можно добавить, что по обеспеченности ресурсами пресных вод в расчете на 1 жителя (около 5000 м3 в 2000 г.) Африка уступает большинству других крупных регионов мира. При этом водные ресурсы в регионе распределены так, что их наибольшее количество не совпадает с наиболее плотно заселенными территориями, и в результате во многих местах, особенно в крупных городах, ощущается дефицит воды[11].
Во-вторых, это проблема увеличения «демографической нагрузки», т. е. отношения численности детей (и пожилых людей) к численности людей в трудоспособном возрасте. Известно, что главной особенностью возрастной структуры населения Африки всегда была очень большая доля в нем лиц детских возрастов, причем в последнее время – в результате некоторого сокращения младенческой и детской смертности – она стала даже возрастать. Так, в 2000 г. возрастная группа моложе 15 лет составляла во всем населении континента 43 %. В некоторых странах Тропической Африки, в частности в Уганде, Нигере, Мали, численность детей фактически почти равна численности «работников». К тому же из-за очень большой доли лиц детских возрастов доля экономически активного населения в Африке оказывается гораздо меньшей (38–39 %), чем в любом другом крупном регионе мира.
В-третьих, это проблема занятости. В условиях демографического взрыва численность экономически активного населения уже в 2000 г. достигла 300 млн человек. Занять такое количество людей в общественном производстве африканские страны не в состоянии. По данным Международной организации труда, в среднем в Африке безработица охватывает 35–40 % трудоспособных людей.
В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием быстро растущего населения. Современное продовольственное положение Африки большинством специалистов оценивается как критическое. Хотя 2/3 населения континента заняты в сельском хозяйстве, именно здесь, особенно в Тропической Африке, продовольственный кризис приобрел наиболее затяжной характер и образовались даже довольно устойчивые «зоны голода». Во многих странах производство продуктов питания из расчета на душу населения не только не растет, но даже снижается, так что крестьянину становится все труднее обеспечить семью собственным продовольствием в течение года. Возрастает импорт продовольствия. Далеко не единственная, но все же одна из самых важных причин такого положения заключается в том, что среднегодовой прирост населения Африки значительно обгоняет среднегодовой прирост производства продуктов питания[15].
В-пятых, это проблема здоровья населения, связанная как с деградацией окружающей среды, так и с бедностью большей части людей. (В Африке насчитывается 11 стран, где за чертой бедности живет более половины всего населения. В том числе в Замбии, Сьерра-Леоне, на Мадагаскаре эта доля превышает 70 %, а в Мали, Чаде, Нигере, Гане, Руанде – 60 %.) И то и другое способствует распространению таких опасных заболеваний, как малярия, холера, проказа, сонная болезнь. По числу заболевших СПИДом Африка уже обогнала все другие континенты. Она отличается самой высокой скоростью распространения ВИЧ-инфекции и самой высокой долей ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом (8,4 % взрослого населения). В 2006 г. в странах к югу от Сахары проживало более 25 млн ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, что составляет 70 % от общего числа зарегистрированных во всем мире. В том же году СПИД унес жизни 2,3 млн африканцев, во многих странах приведя к уменьшению средней продолжительности жизни. Можно добавить, что в первую десятку стран по количеству заболевших СПИДом входят Зимбабве, Ботсвана, Замбия, Малави, Намибия, Свазиленд и Конго, где на 100 тыс. жителей в среднем приходится от 350 до 450 случаев заболевания. Во второй десятке также преобладают страны Африки.
Рис. 1. Среднегодовой прирост населения в странах Африки[9], стр. 303.
В-шестых, это проблема образования. В 2000 г. только 60 % взрослых африканцев были грамотными. В Африке к югу от Сахары общая численность неграмотных среди лиц старше 15 лет даже увеличилась со 125 млн человек в 1980 г. до 145 млн в 2000 г. Еще и в 2006 г. в 5 странах Африки были неграмотны более 1/2 мужчин, в 7 – более 2/3 женщин. При средней доле лиц детских возрастов, составляющей, как уже было отмечено, 43 %, не так просто обеспечить школьным образованием подрастающее поколение[7].
Еще сравнительно недавно демографические прогнозы исходили из того, что к 2025 г. численность населения Африки возрастет до 1650 млн человек. Согласно более новым прогнозам, она составит около 1300 млн человек (в том числе в Северной Африке – 250 млн, в Западной – 383 млн, в Восточной – 426 млн, в Центральной – 185 млн и в Южной– 56 млн человек). Это означает, что Африка по-прежнему будет сталкиваться со многими социально-экономическими проблемами, порожденными демографическим взрывом. Достаточно сказать, что, по некоторым расчетам, в 2025 г. трудовые ресурсы континента достигнут почти 1 млрд человек, составив 1/5 всех трудовых ресурсов мира. В 1985 г. численность молодых людей, пополнивших массу трудящихся, была равна 36 млн, в 2000 г. – 57 млн, а в 2025 г. она достигнет почти 100 млн!
В последнее время в печати появились новые сведения о прогнозах численности населения Африки на 2050 г. По сравнению с предыдущими они отражают повышательную тенденцию и исходят из того, что в середине XXI в. население континента достигнет почти 2 млрд человек (21 % населения Земли). При этом в таких странах, как Того, Сенегал, Уганда, Мали, Сомали, за первую половину XXI в. население должно увеличиться в 3,5–4 раза, а в ДР Конго, Анголе, Бенине, Камеруне, Либерии, Эритрее, Мавритании, Сьерра-Леоне, Мадагаскаре – в 3 раза. Соответственно к 2050 г. население Нигерии предположительно достигнет 258 млн человек, ДР Конго – 177, Эфиопии – 170, Уганды – 127, Египта – 126 млн человек. От 50 до 100 млн жителей будут иметь Судан, Нигер, Кения и Танзания[13].
В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно «сельским материком». Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий, преимущественно как военные опорные пункты и торговые (в том числе работорговые) базы. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Тем не менее сам термин «урбанизация» по отношению к Африке до конца нового времени можно применять, по всей видимости, только условно. Ведь еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей[6].
В первой половине XX в. положение изменилось, но не столь уж кардинально. Еще в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. – уже 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек.
Но во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал Год Африки, на континенте начался настоящий «городской взрыв». Это иллюстрируют прежде всего данные о темпах роста городского населения. Еще в 1960-е гг. во многих странах они достигли феноменально высоких показателей в 10–15, а то и 20–25 % в год! В 1970–1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5–7 %, что означало удвоение его через 10–15 лет. Да и в 1980-х гг. эти темпы сохранились примерно на уровне 5 % и только в 1990-х гг. стали снижаться. В результате в Африке начали быстро увеличиваться численность горожан и число городов. Доля городского населения в 1970 г. достигла 22 %, в 1980 г. – 29, в 1990 г. – 32, а в 2000 г. – 36 % и в 2005 г. – 38 %. Соответственно и доля Африки в городском населении всего мира возросла с 4,5 % в 1950 г. до 11,2 % в 2005 г.
Как и во всем развивающемся мире, «городской взрыв» в Африке характеризуется преимущественным ростом больших городов. Число их увеличилось с 80 в 1960 г. до 170 в 1980 г. и в дальнейшем еще более чем удвоилось. Заметно увеличилось также число городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей.