Таким образом, для развития и реализации стратегии регионального брендинга необходимо следующее:
Во-первых, согласованная работа государства и хозяйствующих субъектов по созданию единой региональной системы формирования, разработки, продвижения и институализации брендов. Это позволит, с одной стороны, усилить позиции предприятий на рынке и повысить их коммерческую, инвестиционную и социальную привлекательность, с другой стороны, повысить имидж региона и марочную стоимость всего регионального бизнеса.
Во-вторых, анализ сильных и слабых сторон региона, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами, что позволит разработать основные направления стратегии регионального маркетинга, направленные на повышение имиджа региона. Основная проблема при реализации данной стратегии связана с налаживанием эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами и выделении средств на продвижение региональных брендов.
В-третьих, комплексный подход к этапам формирования бренда, на каждом из которых необходимо оценивать внешнеэкономические, априорные и апостериорные региональные факторы. Внешнеэкономические и априорные факторы (географические, демографические и психографические) служат индикаторами потребительского поведения и учитываются на этапах позиционирования бренда, разработки его стратегии, а также при создании компонентов бренда. Апостериорные факторы (непосредственно поведенческие признаки) являются формой проявления потребностей, обусловленных априорными факторами, и учитываются на этапах продвижения и управления брендом.
Согласованная работа государства и хозяйствующих субъектов по указанному направлению должна быть реализована в виде создания единой региональной системы формирования, разработки, продвижения и институализации брендов и ориентироваться, в первую очередь, на специфику потребителя, сформированную социально-культурной и экономической средой его жизнедеятельности.
В таких условиях необходимы нестандартные подходы к разработке и созданию системы управления региональными брендами, все звенья которой должны быть нацелены на решение новых задач и повышение эффективности регионального управления. Это позволит не только создавать сильные бренды, способные решать свои локальные стратегические цели, но и повысить коммерческую, инвестиционную и социальную привлекательность региона, а также его имидж.
1.2 Познавательная деятельность туристов как фактор информационной мотивации
Под вниманием понимается направленность психической деятельности человека и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Чтобы внимание экскурсантов было обращено только на материал экскурсии, экскурсовод должен правильно организовать их мыслительную деятельность. Но устойчивое внимание у экскурсантов возникает лишь тогда, когда объекты показа и рассказ, связанный с ними, обладают какой-либо новизной, содержательностью, доступностью, а тема экскурсии — актуальностью. Большое количество даже интересной информации приводит к ослаблению внимания, к появлению так называемых кризисов внимания. Периодичность и длительность кризисов внимания могут зависеть от множества причин: устаревших сведений, сообщаемых экскурсоводом, которые у всех уже «на слуху»; недостаточной образности речи или эмоциональности экскурсовода; отсутствия ярко выраженного показа, плохой связи его с текстом; особенностей группы, не распознанных экскурсоводом, и др. Ориентировочные сведения о времени наступления кризисов внимания можно почерпнуть из работ по методике лекционной пропаганды. Исследователи особенностей выступления ораторов перед аудиторией определили, что первый кризис внимания слушателей наступает на 14 — 18 минуте, второй — через 11 — 14 минут после первого, третий — через 9 — 11 минут, четвертый — через 8-9 минут, и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4 — 5 минут. Первые цифры показывают время наступления кризисов внимания у молодежной аудитории, вторые — у взрослых слушателей. Эти сведения в качестве приближенных можно использовать и экскурсоводам, без сомнения, относящимся к категории ораторов. Но их работа резко усложнена внешними раздражителями в сравнении, например, с выступлением лектора в помещении.
В экскурсии меняются экскурсионные объекты, внешний фон, что положительно сказывается на внимании экскурсантов. Но если изложение материала происходит непрерывно более 10 — 15 минут около одного экскурсионного объекта или по ходу движения автобуса без существенных изменений окружающей обстановки, когда отсутствует зрительный ряд, то наступление кризисов внимания — процесс объективный. И следует ожидать первые проявления кризиса внимания уже через 4 — 5 минут после начала рассказа у объекта, на что будут указывать участившиеся обращения экскурсантов друг к другу с вопросами, постепенно теряющееся внимание к рассказу, что можно заметить по выражению глаз; некоторые экскурсанты могут даже отойти от группы для самостоятельного знакомства с объектом. Для того чтобы преодолеть кризисы внимания и удержать его у экскурсантов на достаточно высоком уровне, экскурсоводу необходимо заранее продумать психолого-педагогические приемы активизации деятельности группы. Рекомендуются следующие методические способы поддержания внимания у экскурсантов[21, с.152].
К первым и основным следует отнести показ экскурсионных объектов.
Согласно методическим указаниям по проведению городской обзорной автобусной трехчасовой экскурсии, в нее может быть включено до 30 основных объектов показа. Это значит, что в среднем одному объекту будет соответствовать рассказ, по длительности равный 4 минутам. С учетом вышеприведенных рассуждений о кризисах внимания, 4 — 5 минут рассказа, соответствующих одному показу, следует принять за средний ориентировочный норматив при работе над экскурсией. Чтобы показ играл роль эффективного средства активизации внимания экскурсантов, он должен отличаться конкретностью, точностью, образностью, быть активным, логически последовательным, являться очередной ступенькой в раскрытии содержания темы. И нельзя забывать об опережающей роли показа, что представляет собой стержень экскурсионной методики, выражающийся в словах «от показа — к рассказу». Другим из рекомендуемых средств преодоления кризисов внимания у экскурсантов является использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Их применение особенно важно на участках маршрута, где объектов показа недостаточно и экскурсовод говорит непрерывно более 10 -15 минут. В это время и следует использовать наглядные пособия. Они могут присутствовать практически на всех типах экскурсий. Появление наглядного образа приковывает внимание экскурсантов и повышает интерес к рассказу. Происходит переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная разгрузка напряжения, что также положительно сказывается на активном восприятии материала экскурсии.
В Ростове-на-Дону, например, хорошо разработан «портфель экскурсовода» на маршруте в станицу Вешенскую, где жил и творил великий писатель современности М.А. Шолохов. Путь от Ростова до Вешенской не близок, почти 400 км. Путевая информация построена так, что связывает событие романов писателя с населенными пунктами, которые встречаются на пути. Для оживления рассказа, лучшего его восприятия активно используются репродукции рисунков художников, иллюстрировавших произведения М.А. Шолохова фотографии актеров, игравших в художественных кинофильмах «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Кроме того, туристов знакомят с казачьими песнями — важной частью куль туры донских казаков. С целью преодоления кризисов внимания в экскурсионный текст рекомендуется включать яркие факты, впечатляющие эпизоды, выгодно окрашивающие ту или иную часть экскурсии. Хороший эффект дает включение в рассказ различного цифрового материала, поданного в сравнении. А.А. Малышев (1980) описывает в качестве положительного примера следующий образец преподнесения цифрового материала в обзорной экскурсии по Новосибирску: «Отмечая, что Новосибирск — город-миллионер, экскурсовод сказала: "Киеву для того, чтобы достичь населения в один миллион человек, понадобилось 900 лет, Москве — 750, Нью-Йорку - 200, Чикаго — 85, а Новосибирску — лишь 69 лет». Подобное сравнение звучит выразительно и хорошо воспринимается экскурсантами.
Используемые для удержания внимания экскурсантов яркие факты, конкретные примеры должны логично вписываться в структуру экскурсии, не быть оторванными от темы или одной из ее подтем. Если же факты избыточны, а тем более слабо связаны с темой экскурсии, не соответствуют ее задачам, они могут даже погасить интерес к ней. Это обязательно следует учитывать при работе над текстом экскурсии. Хороший результат в борьбе с кризисами внимания дают шутки, юмор в рассказе. Юмор снимает умственное и физическое напряжение у экскурсантов, дает разрядку, отдых, всегда вызывает положительные эмоции у слушателей. Ценность юмора заключается еще и в том, что он создает атмосферу душевной близости и взаимного доверия между экскурсоводом и группой, а это дает возможность вызвать желаемую реакцию экскурсантов на утверждаемые экскурсоводом положения. Применяя юмор для активизации внимания группы, экскурсовод должен всегда учитывать такие важные требования к нему, как строгое чувство меры, такт и высокий художественный вкус. Удачными приемами организации внимания экскурсантов являются вопросно-ответный метод изложения материала и риторические вопросы. Они дают возможность поддерживать внимание аудитории на должном уровне. Но все же основным средством борьбы с кризисами внимания на экскурсиях является хорошо продуманный показ, точный, конкретный, достаточный [17, с. 53].